2004 г.
DAM-системы: динамично развивающаяся отрасль корпоративного софтверного рынка
Павел Серафимович, CNews.ru
Быстрое наращивание объема цифровых данных, хранимых в корпоративной сети компании, часто создает трудности в поиске необходимых данных. Согласно оценке экспертов, средний пользователь тратит десятую часть своего рабочего времени на работу с файлами. При этом возможности реляционных баз данных общего назначения ограничены. Пользователю часто требуется не только просто сохранить, найти или извлечь необходимую информацию. Кроме этого, нужно сохранять метаданные к изображениям, аудио- и видеофайлам, отслеживать их версии и права доступа к ним, конвертировать их в различные форматы. Для выполнения всех этих операций предназначены системы управления цифровыми архивами (digital asset management, DAM).
DAM-системы являются относительно новым видом корпоративного ПО. Тем не менее, согласно прогнозу маркетинговой компании Meta Group, в 2004 году 95% компаний из списка 2000 крупнейших компаний мира развернут у себя корпоративные DAM-системы. А ведь еще пять лет назад компания COCA-COLA не смогла найти подходящую DAM-систему и была вынуждена разрабатывать свою собственную. Однако два года назад, столкнувшись с необходимостью параллельной архивации разнородных данных, COCA-COLA приобрела у IBM продукт Content Manager (раньше он назывался Digital Library). За последние два года предложение на DAM-рынке значительно расширилось. Однако этап становления этого сектора софтверного рынка еще не завершен. Об этом можно судить хотя бы по разбросу стоимостей DAM-систем у ведущих поставщиков. Компания Canto, например, предлагает однопользовательский продукт Cumulus, предназначенный для фотографов и дизайнеров, за $99.95. Стоимость же корпоративной DAM-системы от Canto начинается с $35 тыс. для двадцати пользователей. У компании Artesia стоимость большинства проектов по развертыванию DAM-систем превышает $100 тыс. Корпорация IBM в основном занимается DAM-проектами, стоимость которых колеблется между $250 тыс. и $5 млн.
По оценке маркетинговой компании IDC, объем DAM-рынка увеличится к 2005 году до $1.8 млрд. со $117 млн. в 2000 году. Такому стремительному росту рынка способствовали, в частности, как это ни печально, события 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке. Сейчас службы национальной безопасности в США испытывают большие трудности в систематизации и анализе огромного количества данных, получаемых с видеокамер, установленных в общественных местах.
Аналитики отмечают, что в конце прошлого года началась консолидация DAM-рынка. Это выразилось в нескольких крупных поглощениях и установлении новых партнерских связей. В частности, компания Documentum приобрела компании Bulldog и BoxCar. Это позволило Documentum уйти от своей первоначальной ориентированности на управление в основном веб-контентом и стать крупным игроком на рынке систем Enterprise Content Management. В отличие от Documentum, компания Interwoven придерживается другой стратегии. Она сохраняет веб-ориентированность своих продуктов для управления контентом, но предусматривает возможность их расширения продуктами от других поставщиков. В связи с этим Interwoven заключила соответствующие партнерские соглашения с компаниями Artesia и IBM.
По мнению MetaGroup, в ближайшее время DAM-системы будут развиваться по нескольким направлениям. Во-первых, к 2004 году большинство DAM-систем будет построено на основе серверов приложений, соответствующих спецификации Java 2 Enterprise Edition (J2EE). Это, в долгосрочной перспективе, удешевит и сделает более гибкой разработку DAM-систем. Во-вторых, будут предприняты шаги по интеграции DAM-систем со средствами создания контента. Два основных игрока на рынке средств создания контента - компании Avid и Quark - пока предлагают закрытые решения, не предусматривающие возможности интеграции с продуктами других поставщиков. Ожидается, однако, что вскоре обе компании последуют примеру другого крупного участника этого сектора рынка - компании Adobe, предлагающей открытые решения Photoshop и Illustrator, и сделают свои продукты более открытыми. Кроме этого, в будущем DAM-системы должны быть более тесно интегрированы с платформой Macintosh, на которой по-прежнему создается наибольший в мире объем рукотворного контента. В-третьих, предполагается, что в дальнейшем DAM-системы будут гибко вписываться в рабочие циклы компании и предоставлять более обширные возможности настройки DAM-системы под конкретный проект. Сложность рабочих циклов в крупнейших медиакомпаниях и сегодняшняя неспособность DAM-систем учитывать эти сложности, например, условия контрактов, гонорары актеров, права интеллектуальной собственности, пока препятствуют проникновению DAM-систем на этот многомиллионный рынок.
Для удовлетворения растущих потребностей пользователей DAM-системы в ближайшее время, по мнению экспертов, должны приобрести новые функциональные возможности. В частности, поисковые системы, кроме традиционного поиска по ключевым словам, должны предоставить возможность поиска по фрагменту изображения или нескольким нотам песни. С другой стороны, для полноценного использования DAM-систем необходимо улучшить существующую IT-инфраструктуру. Например, в компании COCA-COLA большинство пользователей вынуждены использовать DAM-систему лишь в качестве каталога, так как IT-департамент компании считает, что внутрикорпоративная сеть не выдержит пересылки больших объемов данных. Поэтому сейчас, например, найдя необходимое ему изображение в хранилище компании, сотрудник посылает заказ в соответствующую службу. Через некоторое время ему по почте присылают заказанное изображение на CD.
Кроме компании COCA-COLA, удачным было развертывания DAM-системы в автомобильном концерне DaimlerChrysler. Концерн работает со множеством рекламных агентств. Изображения автомобилей и сопутствующая маркетинговая информация хранятся в различных базах данных, часть из которых находится в DaimlerChrysler, часть - в рекламных агентствах. С помощью DAM-системы от компании Artesia удалось объединить данные с различных сайтов DaimlerChrysler, из множества печатных изданий и рекламных агентств. Директор департамента е-коммерции DaimlerChrysler Билл Вэдон (Bill Whedon) приводит следующий пример использования DAM-системы: <Предположим, что одному из маркетинговых подразделений компании понадобилось изображение желтого Jeep Wrangler Sport на пустынном ландшафте. Поиск в DAM-системе показал, что уже существует изображение такого джипа, только белого, в пустыне. Компьютерное перекрашивание джипа будет стоить на несколько десятков тысяч долларов дешевле, чем организация новой съемки>.
Американская футбольная лига (National Football League, NFL) также использует на своих сайтах возможности DAM-системы, в частности, для ограничения доступа к контенту. Компания WebWare сопровождает несколько сайтов NFL. Один из сайтов предназначен для зарегистрированных спортивных журналистов. Зайдя на него, можно скачать, например, фотографии игроков и тренеров. На сайте для рядовых пользователей можно получить фрагменты игр с низким разрешением. Для получения по почте изображения с высоким разрешением в виде фотографии пользователь должен послать соответствующий заказ. В то же время существует B2B-система, в рамках которой коммерческие партнеры NFL могут скачать те же изображения с высоким разрешением.