Множественные прикладные среды Windows NT
Виктор Олифер, Центр Информационных Технологий
Архитектура ОС Windows NT
Структура ОС на базе микроядра
Защищенные подсистемы Windows NT
Защищенные подсистемы взаимодействуют путем передачи
сообщений, используя механизм LPC
LPC - Local Procedure Call - вызов локальных процедур
Цели подсистем окружения:
- Обеспечить несколько программных интерфейсов
- Экранировать базовую ОС от изменений API
- Объединить общие для всех API глобальные данные, уменьшая
избыточность
- Обеспечить возможность включения новых API
- Защита окружений от приложений
Создание процесса
Множественные прикладные среды обеспечивают совместимость на ДВОИЧНОМ уровне
Цели:
- возможность выполнять программы, написанные для
других ОС и процессоров
- встроенность средств обеспечения совместимости
в ОС
- приемлемая скорость выполнения приложений
Примеры ОС, содержащих встроенные средства
обеспечения множественных прикладных сред:
- OS/2 2.x
- Workplace OS
- Windows NT
- PowerOpen
- некоторые версии UNIX
Реализация Windows NT на базе API OS/2
Пример различия в системных вызовах:
fork()
Наследует адресное пространство родителя
Имеет одну нить
При завершении потомка нужно послать сигнал родителю
DosExecPgm()
Адресное пространство создается заново на основе файла prog.exe
Имеет несколько нитей
При завершении потомка созданного с опцией EXEC_SYNC идентификатор процесса нельзя повторно использовать
| |
Реализация Windows NT на базе двух равноправных API
Цели разработки микроядра Mach
- Обеспечение базовых функций для создания других
операционных систем (например, UNIX)
- Поддержка больших разряженных адресных пространств
- Обеспечение прозрачного доступа к сетевым ресурсам
- Поддержка параллелизма как в системе, так и в
приложениях
- Обеспечение переносимости Mach на различные типы
компьютеров
Абстрактная модель эмуляции UNIX на основе
Mach
Функции микроядра Mach:
- управление процессами,
- управление памятью,
- коммуникации
- функции ввода-вывода
Функции управления файлами, каталогами и другие традиционные
для операционных систем функции выполняются в пользовательском
пространстве эмуляторами различных ОС
Функционирование защищенных систем Windows NT
Модель API на основе DLL
Модель API Windows NT
Системные сервисы
|
Менеджер объектов | Монитор ссылокбезопасности
| Менеджер процессов | Средство вызова локальных процедур
| Менеджер виртуальной памяти
| Менеджер ввода-вывода |
Ядро |
|
Два способа вызова системных функций
Обращение к системным сервисам в традиционных ОС
- аппаратное прерывание
- процессор переходит в режим ядра
- выполняется требуемая системная функция
- возврат процессора в пользовательский режим
- выполнение нити с прерванного места
Вызов системной функции (API Win32) в Windows NT
- Динамическая библиотека DLL Win32 обращается
к системному сервису NT с просьбой послать сообщение серверу,
выполняющему требуемую функцию
- Сервис посылает сообщение и ждет ответ
- Сервер получает сообщение, выполняет функцию
и отсылает ответ
- NT-executive выполняет следующую последовательность
действий:
- сохраняет контекст клиентской нити
- выбирает серверную нить для выполнения и загружает
ее контекст
- выполняет функцию API Win32, используя серверную
нить
- сохраняет контекст серверной нити
- загружает контекст клиентской нити и обрабатывает
результаты выполнения функции API
Оптимизация
- некоторые функции API реализованы внутри библиотеки
заглушек
- некоторые данные Win32 хранятся в адресном пространстве
NT-executive
- запросы приложений на выполнение функций API
объединяются в пакеты
Типичные функции, которые подсистемы окружения должны выполнять по управлению "своими" процессами
и нитями
- Создание и завершение процессов и нитей
- Регистрация и управление взаимоотношениями между
процессами
- Чтение, запись и другие действия с адресными
пространствами процессов - клиентов
- Останов нити клиента, изменение пользовательского
контекста нити, рестарт этой нити
- Захват и обработка исключительных ситуаций (exeptions),
генерируемых клиентскими процессами
Взаимодействие подсистем
Логический вход и подсистема безопасности
Инициализация пользовательской сессии
Отличия 32-битного API Win32 от 16-битного
Windows API:
- использование 32-битной плоской модели памяти
- расширенные функции по управлению вводом-выводом,
памятью, объектами
- поддержка многонитевости, безопасности
- улучшены функции по управлению графикой и окнами
Преемственность API Win32
- управление окнами и пользовательским интерфейсом
из Windows 3.0
- пользовательский интерфейс Windows NT полностью
совместим с пользовательским интерфейсом Windows 3.1
- графическая часть подсистемы Win32 является
полностью новой
- новое свойство Win32 - безопасность
Подсистема Win32
Подсистемы окружения MS-DOS и 16-битная Windows
Виртуальная DOS-машина
Модель ввода данных для подсистемы окружения WOW
Подсистема WOW
Подсистема OS/2
- символьно-ориентированные приложения OS/2 1.х
- компьютеры на базе процессоров х86
- запуск из командной строки Windows NT, из Program
Manager или косвенно из приложений OS/2 или Win32
- распознаются по заголовку исполняемого файла
- для загрузки приложения - вызов подсистемы OS/2
- запускается процесс OS/2SRV подсистемы окружения
OS/2
- попытки выполнить сегменты ввода-вывода в кольце
2 завершаются кодом "Общий сбой по защите"
- Объекты Windows NT встраиваются внутрь объектов
OS/2
- Нить получает приоритет и идентификатор, которые
являются допустимыми в OS/2
- Подсистема окружения OS/2 использует возможности
большой памяти Windows NT
Подсистема Posix (Portable Operation System Interface based on UNIX)
- запуск из консольного текстового окна Windows
NT, с помощью File Manager, Program Manager и косвенно из другого
приложения POSIX
- на диске должен находится по крайней мере один
раздел NTFS
- Подсистема POSIX непосредственно не поддерживает
печать
- Командный процессор Windows NT поддерживает команды
всех подсистем окружения
Механизм вызова локальных процедур (Local Procedure Call, LPC)
Назначение - прозрачный
вызов процедур одного процесса из другого процесса внутри одной
машины
LPC - локальный вариант RPC
Для прикладного программиста совершенно прозрачен
Системный программист оформляет библиотеку стабов
LPC и библиотеку функций сервера LPC и регистрирует последнюю
в ядре
Механизм передачи параметров и результаты в LPC -
передача асинхронных сообщений через общую память
Передача сообщений при реализации LPC
Передача сообщений через коммуникационные
порты
Коммуникационные порты
- очереди фиксированной длины в виртуальном адресном пространстве
ядра.
Передача сообщений через разделяемую секцию памяти
- Клиентский стаб сам решает, какого размера сообщения понадобятся
для передачи параметров процедуры
- Если потребуется сообщение 256 байт, то стаб создает секцию
памяти и отображает ее (с помощью менеджера виртуальной памяти)
в свое адресное пространство и пространство процесс-сервера