Синтаксис.
Perl программа (скрипт) состоит из последовательности деклараций и предложений.
Единственно что должно быть обязательно декларировано, это форматы отчетов
и подпрограммы (функции). Все необъявленные переменные, массивы имеют
значение 0 или null.
Декларации (объявления).
Perl имеет свободный формат. Комментарии начинаются с символа '#' и
продолжаются до конца строки.
Декларации могут использоваться в любом месте программы так же как и
предложения (statements), но действуют они только в фазе компиляции
программы. Обычно их помещают или в начале или в конце программы.
Декларация подпрограмм позволяет использовать имя подпрограммы
как списковый оператор, начиная с момента декларирования.
Пример:
sub test; # Декларация подпрограммы test
$var1 = test $0; # Использование как оператора списка.
Декларации подпрограмм могут быть загружены из отдельного файла
предложением require или загружены и импортированы в текущую
область имен предложением use. Подробно см. главу Модули.
Простое предложение.
Простое предложение обязательно
заканчивается символом ';' если только это не последнее предложение
в блоке где ';' можно опустить. Заметьте, что существуют операторы
такие как eval{} и do{}, которые выглядят как сложные предложения,
но на самом деле это термы и требуют обязательного указания конца
предложения.
Любое простое предложение может содержать single модификатор
перед ';'. Существуют следующие single модификаторы:
if EXPR
unless EXPR
while EXPR
until EXPR
где EXPR - выражение, возвращающее логическое значение true или false.
Модификаторы while и until вычисляются в начале предложения кроме блока do, который выполняется первым.
if EXPR- Модификатор "если". Предложение выполняется, если EXPR возвращает true.
Пример:
$var = 1;
$var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3
while EXPR - Модификатор "пока". Предложение выполняется пока EXPR = true
Пример:
$var = 1;
print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1234
until EXPR- Модификатор "до ". Предложение выполняется до тех пор пока EXPR = false
Пример:
$var = 1;
print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 12345
unless EXPR - Модификатор "если не" . Обратный к if. Выражение выполняется если EXPR = false.
Пример:
$var = 1;
print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1
Сложные предложения.
Последовательность простых предложений, ограниченная функциональными
ограничителями, называется блоком. В Perl это может быть
целый файл, последовательность предложений в операторе eval{} или
чаще всего это множество простых предложений, ограниченных круглыми
скобками '{}'.
Существуют следующие виды сложных предложений:
Обратите внимание, что сложные предложения описаны в термах блоков,
а не предложений, как в языках C или Pascal. Поэтому необходимо
всегда использовать круглые скобки для обозначения блока.
if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое выражение EXPR и если true блок выполняется.
Пример:
$var =1;
if ($var == 1)
{ print $var,"\n";
}
Результат: 1
if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2.
Пример:
$var =2;
if ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "\$var не равно 1\n";
}
Результат: $var не равно 1
if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK -
Если EXPR1=true выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется
BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK.
Пример:
$var = 1;
if ($var == 0)
{ print "\$var = 0\n";
}
elsif ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "Не известное \$var\n";
}
Результат: $var = 1
Цикл While
Цикл while выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true. Метка LABEL не
обязательна и состоит из идентификатора, завершающегося символом ':'.
Метка необходима при использовании внутри блока цикла управляющих
операторов next, last и redo. Если метка все же отсутствует, то
эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла.
Блок после continue выполняется всегда перед тем как вычисляется
логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в предложении for,
поэтому в этом блоке удобно изменять счетчики и флаги цикла даже
если применяется оператор next.
Операторы управления циклом.
next - подобен continue в С. Переходит к началу текущего цикла
т.е. повторяет итерацию.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue
{
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 1 2 4 6
last - подобен оператору break в языке С. Немедленно прерывает цикл.
Блок continue пропускается.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 4
redo - начать новый цикл не вычисляя EXPR и не выполняя continue блок.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 5 7
Цикл for.
LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK
Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. В перед началом
цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true выполняется блок, затем
выполняется EXPR3.
Пример:
for ($i = 2; $i < 5; ++$i)
{
print $i, " ";
}
print "\nПосле цикла i = $i\n";
Результат:
Цикл foreach.
LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент списка LIST
и выполняется блок. Если VAR опущено, то элементы присваиваются
встроенной переменной $_. Если в теле блока изменять значение VAR
то это вызовет изменение и элементов списка т.к. VAR фактически
указывает на текущий элемент списка.
Вместо слова foreach можно писать просто for - это слова синонимы.
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
print $i," "; # Печать $i
}
Результат: январь февраль март
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
$i = uc($i); # Перевели в верхний регистр
}
print @месяц;
Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ
Пример:
for $i (3,5,7)
{
print "$i ";
}
Результат: 3 5 7
Блоки и оператор switch.
Блок не зависимо от того имеет он метку или нет семантически
представляет собой цикл который выполняется один раз. Поэтому
действие операторов цикла next, last, redo - аналогично описанному
выше. Блоки удобны для построения switch (переключатель) структур.
В Perl нет специального оператора switch подобного языку С поэтому
вы сами можете создавать удобные для вас конструкции. Опыт автора
показывает что для простоты написания лучше всего подходит
конструкция вида if ... elsif ... else ... хотя можно сочинить
и нечто подобное:
SWITCH:
{
if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }
$default = 13;
}
Выбирайте сами по своему вкусу.
Оператор goto.
В Perl существует оператор goto хотя где , как и когда его применять
как говорил Ходжа Насреддин "Тонкий философский вопрос".
Для начинающих программистов которым от так "нужен" я бы вообще
посоветовал "забыть" о его существовании. Однако при создании
больших производственных задач на последнем этапе особенно
при отработке "отвальных" ошибочных ситуаций конечно goto нужен.
В Perl реализовано три формы goto. goto - метка, goto - выражение
и goto - подпрограмма.
goto | метка выполняет непосредственный переход на указанную метку. |
goto - выражение | Вычисляет имя метки и делает соответствующий переход.
Например если мы хотим сделать переход на одну из трех меток
"M1:", "M2:" или "M3:" в зависимости от значений переменной
$i равной 0, 1 или 2 то это лучше сделать следующим образом:
goto ("M1", "M2", "M3")[$i];
здесь $i используется как индекс массива указанного непосредственно
в выражении. |
goto подпрограмма | довольно редкий случай т.к. всегда проще и надежней вызвать подпрограмму "естественным" образом. |
POD операторы. Документирование программ.
В Perl реализован очень удобный механизм для написания документации
в момент создания программы. Для этого применяются специальные POD операторы.
Если в теле программы интерпретатор встречает оператор начинающийся
с символа '=' например:
= head Набор стандартных процедур
то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для включения
длинных на несколько строк или страниц комментариев. Затем
с помощью специальной программы pod можно отделить текст
документации от текста программы.
[Назад]
[Содержание]
[Вперед]