Программный продукт PIE: искусство объединять разъединенное.
Анатолий Макагонов (CMA Small Systems AB)
ИТ-инфраструктура крупных компаний, как правило представляет собой сложный и запутанный комплекс унаследованных, закупленных и самостоятельно разработанных в различных стандартах приложений, работающих зачастую на различных программно-аппаратных платформах. Обычно все такие "островки автоматизации" на предприятии объединены с помощью жестко запрограммированных интерфейсов. Такое положение вещей имеет два очевидных недостатка. Во-первых, так как в течение всего жизненного цикла информационной системы появляются новые приложения, а старые удаляются или модернизируются, то и сами межпрограммные интерфейсы также постоянно требуют модернизации. А во-вторых, линейный рост числа приложений приводит к квадратичному росту числа межпрограммных интерфейсов и, как следствие, к образованию сложной , негибкой и неуправляемой смеси технологий. Затраты на подобную интеграцию могут достигать 35% всего бюджета развития информационной системы. Существуют ли эффективные способы решения этой проблемы?
За последние несколько лет представления о том, как следует правильно организовывать процесс интеграции приложений сильно изменились. Технологии, которые вчера были передовыми, сегодня стали устаревшими. Порталы канули в лету. Электронные B2B торговые площадки пришли и ушли, и даже ценность модных сейчас CRM решений порой ставится под сомнение. По данным опроса, проведенного в прошлом году консалтинговой группой Bain & Co среди высшего менеджмента, в каждом пятом случае CRM инициативы приводили к ухудшению отношений компании с клиентами! Что же готовит нам завтрашний день и на что уже сегодня следует обратить внимание руководству информационных департаментов?
В последнее время без особых фанфар и рекламной шумихи на первый план решительно выдвинулась концепция BPM (Business Process Management): добавления "process layer" четвертого слоя к традиционной трехслойной (data layer - application layer - presentation layer) архитектуре построения информационных систем. Process layer представляет собой обобщение понятия workflow на современном уровне требований. Это своеобразное метаприложение, обеспечивающее автоматизацию работы бизнес-аналитика и формализацию процесса интеграции разнородных приложений в информационную инфраструктуру предприятия.
Акцентированные на бизнес-задачах средства BPM не должны зависеть от используемых технологий - используется ли для построения информационной шины CORBA, COM/DCOM, XML или Enterpise JavaBeans.
BPM обеспечивает управление бизнес-процессами, уже существующими в рамках ERP систем, B2B и CRM приложений, поднимает интеграцию на новый уровень и тем самым приближает нас к ранее недостижимой цели "T+1", что по-русски звучит примерно как "итоги - каждый день".
Большую часть задач, сформулированных в рамках концепции BPM, уже сейчас можно решить с помощью программного продукта PIE (Process Integration Enviroment), разработанного компанией CMA Small Systems.
Технология PIE предназначена для интеграции разнородных приложений на уровне бизнес-логики. В отличие от интеграции, основанной на установлении попарных связей между всеми взаимодействующими приложениями и приводящей к росту количества таких интерфейсов в геометрической прогрессии, PIE дает легкий и гибкий способ объединения приложений в единой программной среде. Помимо уменьшения количества связей, значительно проще решаются вопросы, связанные с модернизацией, адаптацией и повторным использованием интегрируемых приложений, - то есть всех тех аспектов, которые, в конечном итоге, часто приводят к "хаосу в интеграции".
PIE позволяет создать единую модель интеграции автоматизированных систем и значительно упростить адаптацию к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения бизнес-правил или появления новых приложений. Изменение правил взаимодействия прикладных систем в едином информационном пространстве выполняется в режиме on-line, а не перепрограммированием модулей системы.
Для изображения бизнес-процессов, реализуемых приложениями, в PIE существует специальный графический редактор, который позволяет изображать логические диаграммы в виде UML диаграмм. Эффективные и мощные средства построения интегральной бизнес-логики, возможность мониторинга и аудита бизнес-процессов позволяют создавать такие мета-приложения, функциональные возможности которых много больше, чем просто сумма функциональных возможностей объединяемых приложений.
Механизм передачи данных в PIE гибок и универсален, он позволяет использовать продукты класса middleware от третьих фирм, например MQSeries или MSMQ. Обработка данных в оперативной памяти дает возможность выполнять бизнес-процессы в реальном времени. Благодаря распределенной, компонентно-ориентированной архитектуре и поддержке стандарта XML PIE идеально подходит для использования в сетях Интранет и Интернет и является хорошо масштабируемым решением.
PIE является превосходным решением для предприятий и организаций, которые стремятся развивать свою деятельность путем улучшения своей информационной инфраструктуры. В отличие от "технократической" интеграции PIE значительно увеличит ценность вашего бизнеса.
Компания CMA (a href=http://www.cma.ru>www.cma.ru) успешно закрепила за собой место ведущего поставщика информационных систем мирового класса. Компания существует более 10 лет, численность - около 100 человек. Наши клиенты - Московская Межбанковская Валютная Биржа, Аэрофлот, Сургутнефтегаз и много других. Партнерами СМА являются такие компании как SUN Microsystems Hewlett Packard, Microsoft, Oracle, CISCO, Compuware, Computershare, SWIFT, Сomputer Assosiates, Merlin Gerin, SGI.