Большинство директоров служб автоматизации (CIO) и информационной безопасности (CISO) российских компаний наверняка задавалось вопросом: “Как оценить уровень защищенности информационных активов компании и определить перспективы развития корпоративной системы защиты информации?”. Давайте попробуем найти ответ на этот актуальный вопрос.
Темпы развития современных информационных технологий значительно опережают темпы разработки рекомендательной и нормативно-правовой базы руководящих документов, действующих на территории России. Поэтому решение вопроса об оценке уровня защищенности информационных активов компании обязательно связано с проблемой выбора критериев и показателей защищенности, а также эффективности корпоративной системы защиты информации. Вследствие этого, в дополнение к требованиям и рекомендациям стандартов1, Конституции и федеральным законам2, руководящим документам Гостехкомиссии России и ФАПСИ3, приходится использовать ряд международных рекомендаций. В том числе адаптировать к отечественным условиям и применять на практике методики международных стандартов, таких, как ISO 17799, 9001, 15408, BSI4 и другие, а также использовать методики управления информационными рисками в совокупности с оценками экономической эффективности инвестиций в обеспечение защиты информации компании.
Современные методики управления рисками, проектирования и сопровождения корпоративных систем защиты информации должны позволять решить ряд задач перспективного стратегического развития компании.
Во-первых, количественно оценить текущий уровень информационной безопасности компании, что потребует выявления рисков на правовом, организационно-управленческом, технологическом, а также техническом уровнях обеспечения защиты информации.
Во-вторых разработать и реализовать комплексный план совершенствования корпоративной системы защиты информации для достижения приемлемого уровня защищенности информационных активов компании. Для этого необходимо:
- обосновать и произвести расчет финансовых вложений в обеспечение безопасности на основе технологий анализа рисков, соотнести расходы на обеспечение безопасности с потенциальным ущербом и вероятностью его возникновения;
- выявить и провести первоочередное блокирование наиболее опасных уязвимостей до осуществления атак на уязвимые ресурсы;
- определить функциональные отношения и зоны ответственности при взаимодействии подразделений и лиц по обеспечению информационной безопасности компании, создать необходимый пакет организационно-распорядительной документации;
- разработать и согласовать со службами организации, надзорными органами проект внедрения необходимых комплексов защиты, учитывающий современный уровень и тенденции развития информационных технологий;
- обеспечить поддержание внедренного комплекса защиты в соответствии с изменяющимися условиями работы организации, регулярными доработками организационно-распорядительной документации, модификацией технологических процессов и модернизацией технических средств защиты.
Решение названных задач открывает новые широкие возможности перед должностными лицами разного уровня.
Руководителям верхнего звена это поможет объективно и независимо оценить текущей уровень информационной безопасности компании, обеспечить формирование единой концепции безопасности, рассчитать, согласовать и обосновать необходимые затраты на защиту компании. На основе полученной оценки начальники отделов и служб смогут выработать и обосновать необходимые организационные меры (состав и структуру службы информационной безопасности, положение о коммерческой тайне, пакет должностных инструкций и инструкции действия в нештатных ситуациях). Менеджеры среднего звена смогут обоснованно выбрать средства защиты информации, а также адаптировать и использовать в своей работе количественные показатели оценки информационной безопасности, методики оценки и управления безопасностью с привязкой к экономической эффективности компании.
Практические рекомендации по нейтрализации и локализации выявленных уязвимостей системы, полученные в результате аналитических исследований, помогут в работе над проблемами информационной безопасности на разных уровнях и, что особенно важно, определить основные зоны ответственности, в том числе материальной, за ненадлежащее использование информационных активов компании. При определении масштабов материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, в том числе разглашением коммерческой тайны, следует руководствоваться положениями гл. 39 Трудового кодекса РФ.
Разновидности аналитических работ по оценке защищенности
Аналитические работы в области информационной безопасности могут проводиться по следующим направлениям:
1) “Комплексный анализ информационных систем (ИС) компании и подсистемы информационной безопасности на правовом, методологическом, организационно-управленческом, технологическом и техническом уровнях. Анализ рисков”;
2)“Разработка комплексных рекомендаций по методологическому, организационно-управленческому, технологическому, общетехническому и программно-аппаратному обеспечению режима ИС компании”;
3) “Организационно-технологический анализ ИС компании”;
4) “Экспертиза решений и проектов”;
5) “Работы по анализу документооборота и поставке типовых комплектов организационно-распорядительной документации”;
6) “Работы, поддерживающие практическую реализацию плана защиты”;
7) “Повышение квалификации и переподготовка специалистов”.
Давайте кратко рассмотрим каждое из них.
Исследование и оценка состояния информационной безопасности ИС и подсистемы информационной безопасности компании предполагают проведение их оценки на соответствие типовым требованиям руководящих документов Гостехкомиссии при Президенте РФ, типовым требованиям международных стандартов ISO и соответствующим требованиям компании-заказчика. К первой области также относятся работы, проводимые на основе анализа рисков, инструментальные исследования (исследование элементов инфраструктуры компьютерной сети и корпоративной информационной системы на наличие уязвимостей, исследование защищенности точек доступа в Internet). Данный комплекс работ также включает в себя и анализ документооборота, который, в свою очередь, можно выделить и как самостоятельное направление.
Рекомендации могут касаться общих основополагающих вопросов обеспечения безопасности информации (разработка концепции информационной безопасности, разработка корпоративной политики охраны информации на организационно-управленческом, правовом, технологическом и техническом уровнях), применимых на многих компаниих. Также рекомендации могут быть вполне конкретными и относится к деятельности одной единственной компании (план защиты информации, дополнительные работы по анализу и созданию методологического, организационно-управленческого, технологического, инфраструктурного и технического обеспечения режима информационной безопасности компании).
Организационно-технологический анализ ИС компании в основном предполагает проведение оценки соответствия типовым требованиям руководящих документов РФ к системе информационной безопасности компании в области организационно-технологических норм и анализ документооборота компании категории “конфиденциально” на соответствие требованиям концепции информационной безопасности, положению о коммерческой тайне, прочим внутренним требованиям компании по обеспечению конфиденциальности информации. При этом собственно внутрифирменная концепция информационной безопасности (ИБ) и положение о коммерческой тайне должны соответствовать действующему законодательству, а именно требованиям Конституции РФ, ст.ст. 128 и 139 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации”, Федерального закона “Об участии в международном информационном обмене”, других нормативных актов.
Правильная экспертиза решений и проектов играет важную роль в обеспечении функционирования всей системы информационной безопасности и должна соответствовать требованиям по обеспечению информационной безопасности экспертно-документальным методом. Экспертиза проектов подсистем – требованиям по безопасности экспертно-документальным методом.
Работы по анализу документооборота и поставке типовых комплектов организационно-распорядительной документации, как правило, включают два направления:
- анализ документооборота компании категории “конфиденциально” на соответствие требованиям концепции информационной безопасности, положению о коммерческой тайне, прочим внутренним требованиям компании по обеспечению конфиденциальности информации;
- поставку комплекта типовой организационно-распорядительной документации в соответствии с рекомендациями корпоративной политики ИБ компании на организационно-управленческом и правовом уровне.
Работы, поддерживающие практическую реализацию плана информационной безопасности, в частности, заключаются в следующем:
- разработка технического проекта модернизации средств защиты ИС, установленных на фирме по результатам проведенного комплексного аналитического исследования корпоративной сети;
- подготовка компании к аттестации (к аттестации объектов информатизации заказчика на соответствие требованиям руководящих документов Гостехкомиссии при Президенте РФ, а также на соответствие требованиям безопасности международных стандартов ISO 15408, ISO 17799, стандарта ISO 9001 при обеспечении требований информационной безопасности компании);
- разработка расширенного перечня сведений ограниченного распространения как части политики безопасности;
- разработка пакета организационно-распорядительной документации в соответствии с рекомендациями корпоративной политики ИБ компании на организационно-управленческом и правовом уровне;
- поставка комплекта типовой организационно-распорядительной документации в соответствии с рекомендациями корпоративной политики ИБ компании на организационно-управленческом и правовом уровнях.
Уровень информационной безопасности компании во многом зависит от квалификации специалистов. В целях повышения квалификации и переподготовки кадров рекомендуется проводить тренинги по применению средств защиты информации, технологии защиты информации, обучать сотрудников основам экономической безопасности.
Немаловажную роль играет и ежегодная переоценка состояния информационной безопасности компании.
Методика построения корпоративной системы защиты информации
В соответствии со ст. 20 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы.
Главная цель любой системы информационной безопасности заключается в обеспечении устойчивого функционирования объекта: предотвращении угроз его безопасности, защите законных интересов владельца информации от противоправных посягательств, в том числе уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере отношений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ5, обеспечении нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта. Другая задача сводится к повышению качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности имущественных прав и интересов клиентов6.
Для этого необходимо:
- отнести информацию к категории ограниченного доступа (служебной тайне)7;
- прогнозировать и своевременно выявлять угрозы безопасности информационным ресурсам, причины и условия, способствующие нанесению финансового, материального и морального ущерба, нарушению его нормального функционирования и развития8;
- создать условия функционирования с наименьшей вероятностью реализации угроз безопасности информационным ресурсам и нанесения различных видов ущерба9;
- создать механизм и условия оперативного реагирования на угрозы информационной безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании, эффективное пресечение посягательств на ресурсы на основе правовых, организационных и технических мер и средств обеспечения безопасности10;
- создать условия для максимально возможного возмещения и локализации ущерба, наносимого неправомерными действиями физических и юридических лиц, и тем самым ослабить возможное негативное влияние последствий нарушения информационной безопасности11.
При выполнении работ можно использовать следующую модель построения корпоративной системы защиты информации (рис. 1), основанную на адаптации Общих Критериев (ISO 15408) и проведении анализа риска (ISO 17799). Эта модель соответствует специальным нормативным документам по обеспечению информационной безопасности, принятым в Российской Федерации, международному стандарту ISO/IEC 15408 “Информационная технология – методы защиты – критерии оценки информационной безопасности”, стандарту ISO/IEC 17799 “Управление информационной безопасностью” и учитывает тенденции развития отечественной нормативной базы (в частности, Гостехкомиссии РФ) по вопросам защиты информации.
Рис. 1. Модель построения корпоративной системы защиты информации
Представленная модель защиты информации – это совокупность объективных внешних и внутренних факторов и их влияние на состояние информационной безопасности на объекте и на сохранность материальных или информационных ресурсов.
Рассматриваются следующие объективные факторы:
- угрозы информационной безопасности, характеризующиеся вероятностью возникновения и вероятностью реализации;
- уязвимости информационной системы или системы контрмер (системы информационной безопасности), влияющие на вероятность реализации угрозы;
- риск – фактор, отражающий возможный ущерб организации в результате реализации угрозы информационной безопасности: утечки информации и ее неправомерного использования (риск в конечном итоге отражает вероятные финансовые потери – прямые или косвенные).
Для построения сбалансированной системы информационной безопасности предполагается первоначально провести анализ рисков в области информационной безопасности. Затем определить оптимальный уровень риска для организации на основе заданного критерия. Систему информационной безопасности (контрмеры) предстоит построить таким образом, чтобы достичь заданного уровня риска.
Предлагаемая методика проведения аналитических работ позволяет полностью проанализировать и документально оформить требования, связанные с обеспечением информационной безопасности, избежать расходов на излишние меры безопасности, возможные при субъективной оценке рисков, оказать помощь в планировании и осуществлении защиты на всех стадиях жизненного цикла информационных систем, обеспечить проведение работ в сжатые сроки, представить обоснование для выбора мер противодействия, оценить эффективность контрмер, сравнить различные варианты контрмер.
В ходе работ должны быть установлены границы исследования. Для этого необходимо выделить ресурсы информационной системы, для которых в дальнейшем будут получены оценки рисков. При этом предстоит разделить рассматриваемые ресурсы и внешние элементы, с которыми осуществляется взаимодействие. Ресурсами могут быть средства вычислительной техники, программное обеспечение, данные, а также в соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” – информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Примерами внешних элементов являются сети связи (абз. 4 ст. 2 Федерального закона “О связи”), внешние сервисы и т.п.
При построении модели будут учитываться взаимосвязи между ресурсами. Например, выход из строя какого-либо оборудования может привести к потере данных или выходу из строя другого критически важного элемента системы. Подобные взаимосвязи определяют основу построения модели организации с точки зрения ИБ.
Эта модель, в соответствии с предлагаемой методикой, строится следующим образом: для выделенных ресурсов определяется их ценность, как с точки зрения ассоциированных с ними возможных финансовых потерь, так и с точки зрения ущерба репутации организации, дезорганизации ее деятельности, нематериального ущерба от разглашения конфиденциальной информации и т.д. Затем описываются взаимосвязи ресурсов, определяются угрозы безопасности и оцениваются вероятности их реализации.
На основе построенной модели можно обоснованно выбрать систему контрмер, снижающих риски до допустимых уровней и обладающих наибольшей ценовой эффективностью. Частью системы контрмер будут рекомендации по проведению регулярных проверок эффективности системы защиты.
Обеспечение повышенных требований к ИБ предполагает соответствующие мероприятия на всех этапах жизненного цикла информационных технологий. Планирование этих мероприятий производится по завершении этапа анализа рисков и выбора контрмер. Обязательной составной частью этих планов является периодическая проверка соответствия существующего режима ИБ политике безопасности, сертификация информационной системы (технологии) на соответствие требованиям определенного стандарта безопасности.
По завершении работ, можно будет определить меру гарантии безопасности информационной среды, основанную на оценке, с которой можно доверять информационной среде объекта. Данный подход предполагает, что большая гарантия следует из применения больших усилий при проведении оценки безопасности. Адекватность оценки основана на вовлечении в процесс оценки большего числа элементов информационной среды объекта, глубине, достигаемой за счет использования при проектировании системы обеспечения безопасности большего числа проектов и описаний деталей выполнения, строгости, которая заключается в применении большего числа инструментов поиска и методов, направленных на обнаружение менее очевидных уязвимостей или на уменьшение вероятности их наличия.
Формирование организационной политики безопасности
Прежде чем предлагать какие-либо решения по системе информационной безопасности, предстоит разработать политику безопасности. Организационная политика безопасности описывает порядок предоставления и использования прав доступа пользователей, а также требования отчетности пользователей за свои действия в вопросах безопасности. Система информационной безопасности (СИБ) окажется эффективной, если она будет надежно поддерживать выполнение правил политики безопасности, и наоборот. Этапы построения организационной политики безопасности – это внесение в описание объекта автоматизации структуры ценности и проведение анализа риска, и определение правил для любого процесса пользования данным видом доступа к ресурсам объекта автоматизации, имеющим данную степень ценности.
Организационная политика безопасности оформляется в виде отдельного документа, который согласовывается и утверждается Заказчиком.
Прежде всего необходимо составить детализированное описание общей цели построения системы безопасности объекта, выражаемое через совокупность факторов или критериев, уточняющих цель. Совокупность факторов служит базисом для определения требований к системе (выбор альтернатив). Факторы безопасности, в свою очередь, могут распределяться на правовые, технологические, технические и организационные.
Требования гарантии достигаемой защиты выражаются через оценки функций безопасности СИБ объекта. Оценка силы функции безопасности выполняется на уровне отдельного механизма защиты, а ее результаты позволяют определить относительную способность соответствующей функции безопасности противостоять идентифицированным угрозам. Исходя из известного потенциала нападения, сила функции защиты определяется, например, категориями “базовая”, “средняя”, “высокая”. Потенциал нападения определяется путем экспертизы возможностей, ресурсов и мотивов побуждения нападающего.
Перечень требований к системе информационной безопасности, эскизный проект, план защиты (далее – техническая документация, ТД) содержит набор требований безопасности информационной среды объекта, которые могут ссылаться на соответствующий профиль защиты, а также содержать требования, сформулированные в явном виде.
В общем виде разработка ТД включает:
- уточнение функций защиты;
- выбор архитектурных принципов построения СИБ;
- разработку логической структуры СИБ (четкое описание интерфейсов);
- уточнение требований функций обеспечения гарантоспособности СИБ;
- разработку методики и программы испытаний на соответствие сформулированным требованиям.
На этапе оценки достигаемой защищенности производится оценка меры гарантии безопасности информационной среды. Мера гарантии основывается на оценке, с которой после выполнения рекомендованных мероприятий можно доверять информационной среде объекта. Базовые положения данной методики предполагают, что степень гарантии следует из эффективности усилий при проведении оценки безопасности. Увеличение усилий оценки предполагает:
- значительное число элементов информационной среды объекта, участвующих в процессе оценивания;
- расширение типов проектов и описаний деталей выполнения при проектировании системы обеспечения безопасности;
- строгость, заключающуюся в применении большего числа инструментов поиска и методов, направленных на обнаружение менее очевидных уязвимостей или на уменьшение вероятности их наличия.
Заключение
В целом рассмотренная выше методика позволяет оценить или переоценить уровень текущего состояния защищенности информационных активов компании, а также выработать рекомендации по обеспечению (повышению) информационной безопасности компании. В том числе снизить потенциальные потери компании путем повышения устойчивости функционирования корпоративной сети, разработать концепцию и политику безопасности компании. Также рассмотренная методика позволяет предложить планы защиты конфиденциальной информации компании, передаваемой по открытым каналам связи, защиты информации компании от умышленного искажения (разрушения), несанкционированного доступа к ней, ее копирования или использования.
1 ГОСТ 51583-00 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищен-ном исполнении. Общие требования." ГОСТ Р 51624-00 "Защита информации. Автоматизирован-ные системы в защищенном исполнении. Общие требования."
2 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", № 24-ФЗ, 1995 г., ст. 2, Конституция Российской Федерации, ст. 23, Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I, ст.ст. 139, 128.
3 См. сноску 1, ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 "Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Архитектура защиты информации".
4 Международные стандарты безопасности ISO разработаны the International Organization for Standartization (ISO) и the International Electrotechnical Commission (IEC) и регламентируют вопросы информационной безопасности. В России стандарты ISO пока не являются общепринятыми, за ис-ключением ISO 15408, адаптированная версия которого была принята Госстандартом и Гостехкомис-сией летом 2002 года. ISO не вступают в противоречие с действующими в РФ стандартами и реко-мендациями Гостехкомиссии при Президенте РФ, ФАПСИ и рекомендуются к применению ведущими специалистами в области информационной безопасности. Тексты ISO можно найти по адресу: www.iso.org
5 УК РФ, 1996 г., ст.ст. 183, 272 - 274.
6 Румянцев О. Г., Додонов В.Н., Юридический энциклопедический словарь, М., "ИНФРА-М", 1997 г.
7 Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении Перечня све-дений конфиденциального характера". Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
8 См. сноску 1, 2.
9 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", № 24-ФЗ, 1995, ст.
10 См. сноску 8, Конституцию Российской Федерации, ст. 23.
11 См. сноску 9, Гражданский кодекс РФ, часть I, ст.ст. 139, 128.