B.9. Кнопки и переключатели.
Содержание
Вы уже знаете, что в аббревиатуру WIMP входит понятие меню. В разделе B.5. Вы уже познакомились с меню и знаете, как с ним работать. Однако работа с помощью меню, если можно так выразится, не так элегантна по сравнению с работой с диалоговыми окнами. Чтобы выбрать какую-нибудь команду, необходимо открыть системное меню, а потом, открывая последовательно все пункты, всплывающие меню, находить нужный пункт с командой. Это не является сложным, если в меню порядка 10-30 пунктов. А если число команд и настроек намного превышает это число (например, в Corel Draw)? Так что же, под каждую команду выделять отдельный пункт меню?... Такой подход только дискредитирует WIMP - интерфейс.
Интуитивно гораздо более понятным является "группировка" нескольких однотипных команд в диалоговом окне. О диалоговых окнах подробнее будет сказано в разделе B.10. Однако и в диалоговых окнах, как и в меню, требуется передавать команды на выполнение различных действий. Основной способ для подачи команд в диалоговом окне - это использование кнопок.
Основными элементами диалоговых окон, конечно же, являются кнопки и переключатели .
Кнопка обычно представляет собой прямоугольник серого цвета , на котором написан текст, поясняющий функцию кнопки. "Нажатие " на кнопку приводит к выполнению заранее определенному алгоритмом диалогового окна действию (например, выполнение команды закрытия окна).
Флажок (check box) представляет собой белый квадрат небольшого размера. Он связан с определенной настройкой в диалоговом окне и может быть включен (белый квадрат перечеркнут черным крестиком ) или выключен (пустой белый квадрат).
Переключатель (Radio button) представляет собой набор белых кружков, реализующих одну их возможных альтернатив. У выбранной альтернативы внутри белого кружка находится черный кружок , в отличие от невыбранных альтернатив , имеющих только белый фон .
Поясняющие надписи находятся справа или, реже, слева от переключателей.
Кнопки бывают доступными и недоступными . У недоступных кнопок, как и у недоступных пунктов меню, текст написан неяркими тонами (темно-серым на светло-сером фоне, например).
В любой момент кнопка может быть активна или неактивна . У активной кнопки текст заключен в рамку . Только активную кнопку можно "нажать " с помощью клавиатуры: для этого надо нажать клавишу "Пробел ". Любую доступную кнопку можно "нажать " мышью: для этого достаточно щелкнуть на ней мышью .
Кнопка может быть нажата, отжата и зафиксирована . Обычно эти эффекты чисто визуально отображают состояние кнопки и не имеют никакой информации о выполнении связанной с кнопкой командой.
Чтобы активизировать кнопку, нужно несколько раз нажать клавишу Tab или Shift + Tab последовательно переключая фокус ввода между элементами в диалоговом окне. В этом окне обычно есть также кнопки, которые активизируются по-умолчанию, после нажатия определенной клавиши. Например, в диалоговых окнах Windows нажатие клавиши Enter активизирует и нажимает кнопку Готово (Ok) , а нажатие клавиши Esc активизирует и нажимает кнопку Отмена (Cancel) . Поэтому нажать на эти кнопки с помощью клавиатуры можно, не активизируя их предварительно клавишами Tab . Заметим, что активизировать можно только доступную кнопку !
Как и кнопка, любой переключатель или флажок может быть доступным и недоступным . У недоступного переключателя или флажка кружок и прямоугольник имеет не белый, а серый фон .
У доступных переключателей перемещение между пунктами (кружками или квадратиками) осуществляется клавишами перемещения курсора . При этом активный пункт имеет жирную рамку . Установка состояния "вкл/выкл" у флажка или активизации альтернативы у переключателя осуществляется нажатием клавиши "Пробел " у нужного пункта, если этот пункт активен, или просто выбором этого пункта мышью .
Аналогом флажка является пункт меню, состояние которого можно либо установить, либо сбросить.
Аналогом переключателя является список альтернативных пунктов меню (см. раздел B.5.3.4). В переключателе активным может быть только один из двух или более параметров.
Использование переключателей сходно с использованием комбинированного списка. В обоих случаях выбирается один пункт из нескольких альтернативных. Переключатели, однако, выигрывают в наглядности представления альтернатив. Использование комбинированного списка предпочтительнее, если необходима компактность представления альтернатив либо количество альтернативных вариантов непостоянно.
Наконец, Вы познакомились почти со всеми элементами графического интерфейса. Вам осталось только узнать, как они группируются друг с другом в диалоговых окнах. Так что вперед, к следующему, последнему разделу!
Назад |
Содержание |
Вперед