B. Основы WIMP —интерфейса.
B.1. Курсоры. Что это такое?
Содержание
B.1.2. Действия при помощи мыши
С возникновением технологии командной строки появилась необходимость указывать, в каком месте на экране дисплея будет отображаться символ, введенный с клавиатуры. Дело в том, что в отличие от пакетной технологии, команды в технологии командной строки формируются и выполняются с терминала. При этом порядок запуска программ на выполнение, вообще говоря, произвольный. Приведем следующие разъяснения.
При пакетной технологии команды считывались последовательно, перфокарта за перфокартой, символ за символом. На терминале же можно набрать на клавиатуре и запустить последовательно три команды, затем вернуться к первой, изменить ее и затем снова запустить. Это очень удобно, однако при изменении старой команды необходима возможность редактирования строки текста. При редактировании строки на "старый" вид строки "накладывались" вновь введенные символы. Чтобы видеть, в какую часть строки будет выводиться символ, набранный на клавиатуре, появился специальный знак - курсор (cursor).
В интерфейсе командной строки курсор представляет собой мигающий прямоугольник, на месте которого появлялся символ, вводимый с клавиатуры. При этом курсор смещался вправо. Ввод символа происходил в либо в режиме ВСТАВКИ (Insert), когда при своем перемещении курсор "раздвигал" старый текст, вписывая в пустое место набранные на клавиатуре символы, либо в режиме ЗАМЕНЫ (Overwrite), когда новые символы заменяли ("затирали") старые.
Таким образом курсор обозначал позицию ввода текста.
В WIMP - интерфейсе значение курсора и его смысл несколько изменился. Поскольку в WIMP - интерфейсе действия происходили над ОБЪЕКТАМИ , то объекты необходимо было выделять (select), перемещать (move), захватывать (capture) и производить другие действия. Однако, чтобы что-либо сделать с объектом, на него необходимо указать (point). Для этого необходим графический указатель (graphic pointer). В качестве этого универсального указателя стал использоваться ГРАФИЧЕСКИЙ КУРСОР (graphic cursor). В операционной системе Windows корпорации Microsoft (и не только в ней) в качестве универсального графического указателя стал использоваться мышиный курсор (mouse cursor).
Как следует из указанного выше, курсоры бывают "текстовыми " и "мышиными ", или "графическими ".
Текстовый курсор в графическом интерфейсе обычно представляет собой мигающую вертикальную черту, в позицию справа от которой вводится текст. В отличие от текстового курсора в командной строке, его можно перемещать не только с помощью клавиатуры, но и мышью. В некоторых элементах графического интерфейса текстовый курсор представляет собой рамку или выделенный текст.
При передвижении мыши по поверхности стола на экране дисплея одновременно и вслед за ней перемещается стрелка, прямоугольник или какая-либо другая фигурка, называемая графическим курсором.
Этот курсор обязательно "указывает" (point) на одну из точек экрана - ту, к которой направляются действия оператора. На какую именно точку указывает курсор, надо определить опытным путем: обычно это один из острых краев курсора. У стрелки это верхний левый ее конец, то есть острие. На любой объект на экране можно указать мышью, то есть подвести курсор мыши к одной из внутренних точек объекта.
Большинство курсоров имеют следующие особенности:
а) они черно-белые;
б) они меняют цвет закрываемых ими символов и рисунка на дополнительный (черный на белый, синий на красный и так далее, то есть наблюдается инверсия цвета ).
Итак, курсор на экране дисплея - это специальный знак (не являющийся символом), указывающий место на экране дисплея, куда будет направлена операция манипулирования с текстом (текстовый курсор) или с графическим объектом (в WIMP - интерфейсе).
Курсоры бывают только двухцветными, причем их цвет инвертируется при указании на объект.
На рисунке B.1. показаны типичные мышиные курсоры Microsoft Windows 98.
а) б) в)
Рис. B.1. Основные курсоры манипуляторов в Microsoft Windows 98.
а) Основной указатель б) Windows в фоновом режиме в) Система занята.
B.1.2. Действия при помощи мыши
Как уже указывалось выше, в WIMP - интерфейсе существует мышиный курсор, который указывает на объект и передвигается при помощи мыши. Однако, если бы мышью можно было бы лишь передвигать курсор, от этого устройства было мало толку. Однако на мышке находятся по крайней мере две кнопки, с помощью которых над "указанными" объектами можно осуществлять различные операции. Рассмотрим их по-подробнее.
Обычная мышь, удовлетворяющая спецификации Microsoft Mouse, содержит две клавиши - левую и правую. У некоторых мышей присутствует третья клавиша, расположенная посередине. У других мышей вместо третьей клавиши (или в дополнение к ней) находится колесико.
Нажатие на среднюю клавишу обычно эквивалентно одновременному нажатию на левую и правую клавишу мыши. Колесико служит для управления линейками прокрутки (смотри линейки скроллинга).
Основной клавишей мыши является первая (левая) клавиша. Значимость второй, правой, клавиши в WIMP - интерфейсе гораздо ниже. Однако левую клавишу удобно выбирать основной, только если Вы - "правша". Если Вы - "левша" и держите мышь левой рукой, то для Вас значительно удобнее назначить основной именно правую, а не левую клавишу мыши. И драйвер мыши предоставляет эту возможность. Однако автор считает, что большинство пользователей - это "правши", поэтому под левой клавишей мыши будет подразумеваться основная, первая клавиша. Для "левшей" под "левой клавишей" мыши будет подразумеваться наоборот, правая клавиша (а под правой - левая) клавиша.
Подробнее об устройстве и назначении манипулятора "мышь" смотри второй выпуск серии.
При пользовании мышью ее клавишами можно:
а) "щелкнуть" (click) - быстро нажать и отпустить клавишу мыши;
б) "дважды щелкнуть" (double click) - два раза, с промежутками менее 0.3 секунды нажать и отпустить клавишу мыши (потренируйтесь!)
в) "нажать" (press) - комментариев не требуется.
г) "отпустить" (down) - то же.
Термин "перевести курсор мыши" (move the cursor) означает, что мышь без нажатия клавиш просто передвигается в другое место. При этом изменяется положение курсора мыши, а сам он не должен менять формы, если это не оговорено отдельно. Так перемещение курсора не влияет на объекты на экране.
Иногда при работе с мышью требуется комбинация нескольких действий (нажатие клавиши и передвижение курсора, например). На более устойчивые из этих действий с объектами имеют свои названия. Некоторые устойчивые сочетания, взятые в качестве стандарта в WIMP - интерфейсе, подверглись пересмотру под воздействием World Wide Web (гипертекстовых Интернет - технологий). Поэтому после названия сочетаний будут указаны названия "стандартный WIMP" и "WWW", подразумевая под этим различные спецификации на интерфейс. Следует отметить, что WWW - интерфейс реализован в основном в Интернет-браузерах. Поддержку WWW-интерфейса осуществляют также операционные системы Microsoft Windows 98 и Microsoft Windows 2000.
Таким образом, объект можно мышью:
а) "выбрать" (choose) - указать мышью на объект и щелкнуть левой клавишей мыши (стандартный WIMP), или просто указать на объект (WWW - при этом курсор сменит форму).
б) "открыть" (open) - указать на объект и дважды щелкнуть левой клавишей мыши (стандартный WIMP), или указать на объект и щелкнуть левой клавишей мыши (WWW).
в) "переместить" (move) - перемещение курсора при нажатой левой клавише. Это весьма специфическое действие, так как обычно оно сопровождается визуальным эффектом на экране: курсор как бы "тянет" за собой объект. Освобождение объекта производится путем отпускания левой клавиши мыши; при этом объект фиксируется в месте, куда указывает курсор. (стандартный WIMP и WWW).
Вы познакомились с назначением клавиш мыши в WIMP - интерфейсе, узнали, какие действия можно выполнить при помощи мыши.
Также Вы познакомились с устойчивыми "сочетаниями действий" при работе с мышью: "выбрать", "открыть" и "переместить" объект, а также различие в реализации этих действий в стандартном WIMP и в WWW - интерфейсах.
Назад |
Содержание |
Вперед