Два новых рынка
Окинем взглядом еще раз общую картину с вычислительной техникой в США в начале 80-х. Именно США являлись и остаются до сих пор далеко оторвавшимся от остальных лидером в области вычислительной техники. Многие тенденции, проявившиеся сначала в США, происходят затем и в других странах. В любом случае, возвращаться на родину в СССР нам еще рано - компьютеры еще не стали массовыми, отечественные разработки в основном академические или военные, а компьютерная промышленность прочно в плену американских стандартов и технологий. К сожалению, все это интересно сейчас только историкам выч. техники, и может быть хорошим примером, как со сменой вычислительной платформы выбрасываются на ветер годы труда и миллиарды советских рублей.
Есть два пока мало взаимодействующих мира - новый стремительно растущий рынок ПК, и уже солидный рынок больших ЭВМ. Часть этого рынка корпоративных ВЦ уверенно заняли системы Юникс, работающие на самой разной аппаратуре, но показывающие хороший пример переносимости и взаимодействия программ. Производительность процессоров, перемалывающих данные и в больших, и в микроЭВМ, растет с похожей стремительностью - это так называемый закон Мура (Moore's Law) - удвоение мощности каждые полтора года. На рынке борются многие платформы, но в области ПК появился лидер, захвативший львиную долю рынка - это IBM PC совместимые компьютеры.
И снова важную роль в их популярности сыграла открытость - на этот раз открытость аппаратной архитектуры. Фирма IBM создала свой ПК на основе широко доступных компонентов, опубликовала подробное описание их взаимодействия, не требовала никаких отчислений за использование разработанной архитектуры. Этим самым IBM как бы пригласила всех желающих собирать аналогичные ПК, и в результате многие производители компьютеров и компонентов для них стали успешно работать на этом поприще. Вскоре вновь образованные фирмы превзошли родоначальницу ПК, фирму IBM, по объемам производства и продаж микрокомпьютеров.
Новый рынок оказал огромное влияние на целые страны. Например, Тайвань сумел создать условия для бурного роста своей компьютерной промышленности. Сейчас почти в любом компьютере, и в ПК, и в больших ЭВМ, и в самых фирменных, и в собранных дома, есть детали, произведенные в Японии, Сингапуре, Таиланде, Филлипинах. Оказалось, не нужны очень развитые наука, образование, специалисты по высоким технологиям. Достаточно создать выгодные условия, и современный легкий на подъем капитал сам принесет высокие технологии, построит на пустом месте автоматизированные производства. Все более заметна тенденция вести разработки там, где это возможно, т.е. в развитых странах, в научных и исследовательских центрах, а массовое производство разворачивать там, где более выгодные условия.
Те, кто не сделал свои системы открытыми, постепенно стали терять свою долю рынка, несмотря на все достоинства своих систем. Например, ПК фирмы Эппл(TM), обладающие многими преимуществами по сравнению с IBM совместимыми, и бывшие первыми во многих областях, удерживают лишь небольшую долю рынка в США. В других же странах большинство народа эти компьютеры никогда не видело. У компьютеров Эппл Макинтош(TM) еще в 84г. появился очень удобный ГИП (Графический Интерфейс Пользователя), продуманная архитектура, качественные надежные компоненты. Но производила их только фирма Эппл, стоили они дороже и в результате даже приверженцы и разработчики для этой платформы вынуждены были обратится к другим, более открытым и массовым платформам.
А ПК, совместимые с IBM, становились все более массовыми. Постепенно рынок микрокомпьютеров обошел по объему производства и сбыта и рынок больших ЭВМ, и многие классические отрасли промышленности, и стал одним из самых важных и влияющих на жизнь общества. Вдобавок к рынку ПК возник рынок программного обеспечения для них. Появились магазины, торгующие программами, и огромное число мелких и средних фирм, разрабатывающих эти программы. Часто эти программы продавались в больших красочных запечатанных коробках, и содержали дискеты с записанными программами, и книги, документацию по установке и использованию этой программы. В производстве и распространении этих программ, написании книг, в поддержке пользователей, и во многом другом участвовало все больше народа, и программисты уже не были самыми важными в этом процессе. Конечно, искусство и наука написания программ развивались, но успех на рынке они не определяли. Как и любой другой товар, программные продукты нужно продвигать на рынок, заманивать потребителя, проводить рекламные кампании. Появилась компьютерная пресса, издательства, специализирующиеся на компьютерной тематике, компьютерные выставки, и многое другое.
Назад |
Содержание |
Вперед