3.3.2. Разработка алгоритмов, реализующих полученные операции
Каждой операции, определенной в уточненной объектной модели, должен быть сопоставлен алгоритм, реализующий эту операцию. При выборе алгоритма можно руководствоваться следующими соображениями:
- вычислительная сложность алгоритма:
для алгоритмов, применяемых к достаточно большим массивам данных, важно, чтобы оценка их вычислительной сложности была разумной; например, вряд ли имеет смысл избегать косвенности в ссылках, особенно когда введение косвенности существенно упрощает понимание программы; в то же время замена пузырьковой сортировки с оценкой сложности n2 на алгоритм сортировки с оценкой n´log n всегда резко ускоряет вычисления;
- понятность алгоритма и легкость его реализации
: для достижения этого можно даже пойти на небольшое снижение эффективности; например, введение рекурсии всегда снижает скорость выполнения программы, но упрощает ее понимание (рисунок 3.8);
- гибкость
: большая часть программ рано или поздно должна быть модифицирована; как правило, высокоэффективный алгоритм труден для понимания и модификации; одним из выходов является разработка двух алгоритмов выполнения операции: простого, но не очень эффективного, и эффективного, но сложного; при модификации в этом случае изменяется более простой алгоритм, что обеспечивает работоспособность системы на период разработки более эффективного модифицированного алгоритма.
Рис. 3.8. Сравнение рекурсивного и нерекурсивного алгоритмов вычисления n!
Выбор алгоритмов связан с выбором структур данных, обрабатываемых этими алгоритмами. Удачный выбор структур данных позволяет существенно оптимизировать алгоритм.
Еще одним способом упрощения и оптимизации алгоритмов является введение внутренних (вспомогательных) классов. Эти классы не имеют соответствий в реальном мире; они связаны с реализацией, но могут существенно упростить ее (примеры: класс стек, класс двусвязный список и т.п.).
Наконец, во многих случаях бывает полезным внести некоторые изменения в структуру объектной модели. Эти изменения сводятся к введению дополнительных классов и к перераспределению операций между классами.
При распределении операций по классам руководствуются следующими соображениями:
- если операция выполняется только над одним объектом, то она определяется в классе, экземпляром которого является этот объект;
- если аргументами операции являются объекты разных классов, то ее следует поместить в класс, к которому принадлежит результат операции;
- если аргументами операции являются объекты разных классов, причем изменяется значение только одного объекта, а значения других объектов только читаются, то ее следует поместить в класс, к которому принадлежит изменяемый объект;
- если классы вместе с их зависимостями образуют звезду с центром в одном из классов, то операцию, аргументами которой являются объекты этих классов, следует поместить в центральный класс.
Назад | Содержание | Вперед