Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

VPS в России, Европе и США

Бесплатная поддержка и администрирование

Оплата российскими и международными картами

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

1.70.

Почему
    printf("%d\n", '\377' == 0377 );
    printf("%d\n", '\xFF' == 0xFF );
печатает 0 (ложь)? Ответ: по той же причине, по которой
    printf("%d %d\n", '\377', 0377);
печатает -1 255, а именно: char '\377' приводится в выражениях к целому расширением знакового бита (а 0377 - уже целое).

1.71.

Рассмотрим программу
    #include <stdio.h>
    int main(int ac, char **av){
            int c;
            while((c = getchar()) != EOF)
                    switch(c){
                    case 'ы': printf("Буква ы\n"); break;
                    case 'й': printf("Буква й\n"); break;
                    default:  printf("Буква с кодом %d\n", c); break;
                    }
            return 0;
    }
Она работает так:
    % a.out
    йфыв
    Буква с кодом 202
    Буква с кодом 198
    Буква с кодом 217
    Буква с кодом 215
    Буква с кодом 10
    ^D
    %
Выполняется всегда default, почему не выполняются case 'ы' и case 'й'?

Ответ: русские буквы имеют восьмой бит (левый) равный 1. В case такой байт приводится к типу int расширением знакового бита. В итоге получается отрицательное число. Пример:

    void main(void){
            int c = 'й';
            printf("%d\n", c);
    }
    печатает -54
Решением служит подавление расширения знакового бита:
    #include <stdio.h>
    /* Одно из двух */
    #define U(c)    ((c) & 0xFF)
    #define UC(c)   ((unsigned char) (c))
    int main(int ac, char **av){
            int c;
            while((c = getchar()) != EOF)
                    switch(c){
                    case U('ы'):    printf("Буква ы\n"); break;
                    case UC('й'):   printf("Буква й\n"); break;
                    default:        printf("Буква с кодом %d\n", c); break;
                    }
            return 0;
    }
Она работает правильно:
    % a.out
    йфыв
    Буква й
    Буква с кодом 198
    Буква ы
    Буква с кодом 215
    Буква с кодом 10
    ^D
    %
Возможно также использование кодов букв:
    case 0312:
но это гораздо менее наглядно. Подавление знакового бита необходимо также и в операторах if:
    int c;
            ...
    if(c == 'й') ...
следует заменить на
    if(c == UC('й')) ...
Слева здесь - signed int, правую часть компилятор тоже приводит к signed int. Приходится явно говорить, что справа - unsigned.

1.72.

Рассмотрим программу, которая должна напечатать числа от 0 до 255. Для этих чисел в качестве счетчика достаточен один байт:

    int main(int ac, char *av[]){
        unsigned char ch;
        for(ch=0; ch < 256; ch++)
            printf("%d\n", ch);
        return 0;
    }

Однако эта программа зацикливается, поскольку в момент, когда ch==255, это значение меньше 256. Следующим шагом выполняется ch++, и ch становится равно 0, ибо для char вычисления ведутся по модулю 256 (2 в 8 степени). То есть в данном случае 255+1=0

Решений существует два: первое - превратить unsigned char в int. Второе - вставить явную проверку на последнее значение диапазона.

    int main(int ac, char *av[]){
        unsigned char ch;
        for(ch=0; ; ch++){
            printf("%d\n", ch);
            if(ch == 255) break;
        }
        return 0;
    }

1.73.

Подумайте, почему для
    unsigned a, b, c;
    a < b + c    не эквивалентно   a - b < c
(первое - более корректно). Намек в виде примера (он выполнялся на 32-битной машине):
    a = 1; b = 3; c = 2;
    printf( "%u\n", a - b );     /* 4294967294, хотя в
                       нормальной арифметике 1 - 3 = -2 */
    printf( "%d\n", a < b + c ); /* 1 */
    printf( "%d\n", a - b < c ); /* 0 */
Могут ли unsigned числа быть отрицательными?

1.74.

Дан текст:
    short x = 40000;
    printf("%d\n", x);

Печатается -25536. Объясните эффект. Указание: каково наибольшее представимое короткое целое (16 битное)? Что на самом деле оказалось в x? (лишние слева биты - обрубаются).

1.75.

Почему в примере
            double x = 5 / 2;
            printf( "%g\n", x );
значение x равно 2 а не 2.5 ?

Ответ: производится целочисленное деление, затем в присваивании целое число 2 приводится к типу double. Чтобы получился ответ 2.5, надо писать одним из следующих способов:

            double x = 5.0 / 2;
            x = 5 / 2.0;
            x = (double) 5 / 2;
            x = 5 / (double) 2;
            x = 5.0 / 2.0;
то есть в выражении должен быть хоть один операнд типа double.

Объясните, почему следующие три оператора выдают такие значения:

            double g = 9.0;
            int t = 3;
            double dist = g *  t * t / 2;    /* 40.5 */
                   dist = g * (t * t / 2);   /* 36.0 */
                   dist = g * (t * t / 2.0); /* 40.5 */
В каких случаях деление целочисленное, в каких - вещественное? Почему?

1.76.

Странслируйте пример на машине с длиной слова int равной 16 бит:
            long n  = 1024 * 1024;
            long nn =  512 *  512;
            printf( "%ld %ld\n", n, nn );
Почему печатается 0 0 а не 1048576 262144?

Ответ: результат умножения (2**20 и 2**18) - это целое число; однако оно слишком велико для сохранения в 16 битах, поэтому старшие биты обрубаются. Получается 0.

Затем в присваивании это уже обрубленное значение приводится к типу long (32 бита) это все равно будет 0.

Чтобы получить корректный результат, надо чтобы выражение справа от = уже имело тип long и сразу сохранялось в 32 битах. Для этого оно должно иметь хоть один операнд типа long:

            long n = (long) 1024 * 1024;
            long nn =        512 *  512L;

1.77.

Найдите ошибку в операторе:
    x - = 4;   /* вычесть из x число 4 */
Ответ: между `-' и `=' не должно быть пробела. Операция вида
    x @= expr;
означает
    x = x @ expr;
(где @ - одна из операций + - * / % ^ >> << & |), причем x здесь вычисляется единственный раз (т.е. такая форма не только короче и понятнее, но и экономичнее).

Однако имеется тонкое отличие a=a+n от a+=n; оно заключается в том, сколько раз вычисляется a. В случае a+=n единожды; в случае a=a+n два раза.

    #include <stdio.h>
    static int x = 0;
    int *iaddr(char *msg){
            printf("iaddr(%s) for x=%d evaluated\n", msg, x);
            return &x;
    }
    int main(){
            static int a[4];
            int *p, i;
            printf( "1: "); x = 0; (*iaddr("a"))++;
            printf( "2: "); x = 0; *iaddr("b") += 1;
            printf( "3: "); x = 0; *iaddr("c") = *iaddr("d") + 1;
            for(i=0, p = a; i < sizeof(a)/sizeof(*a); i++) a[i] = 0;
            *p++ += 1;
            for(i=0; i < sizeof(a)/sizeof(*a); i++)
                    printf("a[%d]=%d ", i, a[i]);
            printf("offset=%d\n", p - a);
            for(i=0, p = a; i < sizeof(a)/sizeof(*a); i++) a[i] = 0;
            *p++ = *p++ + 1;
            for(i=0; i < sizeof(a)/sizeof(*a); i++)
                    printf("a[%d]=%d ", i, a[i]);
            printf("offset=%d\n", p - a);
            return 0;
    }
Выдача:
    1: iaddr(a) for x=0 evaluated
    2: iaddr(b) for x=0 evaluated
    3: iaddr(d) for x=0 evaluated
    iaddr(c) for x=0 evaluated
    a[0]=1 a[1]=0 a[2]=0 a[3]=0 offset=1
    a[0]=1 a[1]=0 a[2]=0 a[3]=0 offset=2
Заметьте также, что
    a[i++] += z;
это
    a[i] = a[i] + z; i++;
а вовсе не
    a[i++] = a[i++] + z;

1.78.

Операция y = ++x; эквивалентна
    y = (x = x+1, x);
а операция y = x++; эквивалентна
    y = (tmp = x, x = x+1, tmp);
или
    y = (x += 1) - 1;
где tmp - временная псевдопеременная того же типа, что и x. Операция `,' выдает значение последнего выражения из перечисленных (подробнее см. ниже).

Пусть x=1. Какие значения будут присвоены x и y после выполнения оператора

            y = ++x + ++x + ++x;

1.79.

Пусть i=4. Какие значения будут присвоены x и i после выполнения оператора
            x = --i + --i + --i;

1.80.

Пусть x=1. Какие значения будут присвоены x и y после выполнения оператора
            y = x++ + x++ + x++;

1.81.

Пусть i=4. Какие значения будут присвоены i и y после выполнения оператора
            y = i-- + i-- + i--;

1.82.

Корректны ли операторы
    char *p = "Jabberwocky"; char s[] = "0123456789?";
    int i = 0;
    s[i] = p[i++]; или *p   = *++p;
                   или s[i] = i++;
              или даже *p++ = f( *p );

Ответ: нет, стандарт не предусматривает, какая из частей присваивания вычисляется первой: левая или правая. Поэтому все может работать так, как мы и подразумевали, но может и иначе! Какое i используется в s[i]: 0 или уже 1 (++ уже сделан или нет), то есть

    int i = 0; s[i] = i++;     это
    s[0]  = 0;      или же     s[1] = 0;  ?
Какое p будет использовано в левой части *p: уже продвинутое или старое? Еще более эта идея драматизирована в
    s[i++] = p[i++];
Заметим еще, что в
    int i=0, j=0;
    s[i++] = p[j++];
такой проблемы не возникает, поскольку индексы обоих в частях присваивания независимы. Зато аналогичная проблема встает в
    if( a[i++] < b[i] )...;

Порядок вычисления операндов не определен, поэтому неясно, что будет сделано прежде: взято значение b[i] или значение a[i++] (тогда будет взято b[i+1] ). Надо писать так, чтобы не полагаться на особенности вашего компилятора:

    if( a[i] < b[i+1] )...;  или  *p = *(p+1);
    i++;                          ++p;

Твердо усвойте, что i++ и ++i не только выдают значения i и i+1 соответственно, но и изменяют значение i. Поэтому эти операторы НЕ НАДО использовать там, где по смыслу требуется i+1, а не i=i+1. Так для сравнения соседних элементов массива

       if( a[i] < a[i+1] ) ... ;  /* верно */
       if( a[i] < a[++i] ) ... ;  /* неверно */

1.83.

Порядок вычисления операндов в бинарных выражениях не определен (что раньше вычисляется - левый операнд или же правый ?). Так пример

    int f(x,s) int x; char *s;
    {  printf( "%s:%d ", s, x ); return x; }
    main(){
       int x = 1;
       int y = f(x++, "f1") + f(x+=2, "f2");
       printf("%d\n", y);
    }
может печатать либо
            f1:1 f2:4 5
               либо
            f2:3 f1:3 6
в зависимости от особенностей поведения вашего компилятора (какая из двух f() выполнится первой: левая или правая?). Еще пример:
            int y = 2;
            int x = ((y = 4) * y );
            printf( "%d\n", x );
Может быть напечатано либо 16, либо 8 в зависимости от поведения компилятора, т.е. данный оператор немобилен. Следует написать
            y = 4;  x = y * y;

1.84.

Законен ли оператор
            f(x++, x++);   или  f(x, x++);
Ответ: Нет, порядок вычисления аргументов функций не определен. По той же причине мы не можем писать
            f( c = getchar(), c );
а должны писать
            c = getchar();  f(c, c);
(если мы именно это имели в виду). Вот еще пример:
            ...
            case '+':
                    push(pop()+pop()); break;
            case '-':
                    push(pop()-pop()); break;
            ...
следует заменить на
            ...
            case '+':
                    push(pop()+pop()); break;
            case '-':
                    { int x = pop(); int y = pop();
                      push(y - x); break;
                    }
            ...
И еще пример:
      int x = 0;
      printf( "%d %d\n", x = 2, x );   /* 2 0 либо 2 2 */
Нельзя также
      struct pnt{ int x; int y; }arr[20]; int i=0;
      ...
      scanf( "%d%d", & arr[i].x, & arr[i++].y );
поскольку i++ может сделаться раньше, чем чтение в x. Еще пример:
            main(){
               int i = 3;
               printf( "%d %d %d\n", i += 7, i++, i++ );
            }

который показывает, что на IBM PC * - и PDP-11 ** = аргументы функций вычисляются справа налево (пример печатает 12 4 3). Впрочем, другие компиляторы могут вычислять их слева направо (как и подсказывает нам здравый смысл).

1.85.

Программа печатает либо x=1 либо x=0 в зависимости от КОМПИЛЯТОРА - вычисляется ли раньше правая или левая часть оператора вычитания:

    #include <stdio.h>
    void main(){
            int c = 1;
            int x = c - c++;
            printf( "x=%d c=%d\n", x, c );
            exit(0);
    }
Что вы имели в виду ?
    left = c; right = c++; x = left - right;
или
    right = c++; left = c; x = left - right;
А если компилятор еще и распараллелит вычисление left и right - то одна программа в разные моменты времени сможет давать разные результаты.

Вот еще достойная задачка:

    x = c-- - --c;  /* c-----c */

* IBM ("Ай-би-эм") - International Buisiness Machines Corporation. Персональные компьютеры IBM PC построены на базе микропроцессоров фирмы Intel.

** PDP-11 - (Programmed Data Processor) - компьютер фирмы DEC (Digital Equipment Corporation), у нас известный как СМ-1420. Эта же фирма выпускает машину VAX.

© Copyright А. Богатырев, 1992-95
Си в UNIX

Назад | Содержание | Вперед

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...