Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

Unix, базовые принципы и особенности

Все системные действия выполняет ядро операционной системы Unix. Ядро - обычный выполняемый файл, расположен в файле /unix или /stand/unix или /vmunix или /vmlinuz (в зависимости от конкретной реализации). Можете посмотреть размер этого файла - не маленький. При начальной загрузке системы ядро целиком загружается в оперативную память, и в дальнейшем резидентно находится в ней, выполняя все необходимые работы.

Что входит в ядро.

ДРАЙВЕРЫ УСТРОЙСТВ. И тех, которые есть, и тех, которых нет, но могут быть, а так же и такие, которые никогда вам не понадобятся.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ: части кода, ответственные за обеспечение работы пользовательских программ - разделение времени и прочих ресурсов системы.

СЛУЖЕБНЫЕ ТАБЛИЦЫ И ДАННЫЕ ЯДРА: таблицы текущих процессов, открытых файлов, управляющие структуры...

СИСТЕМНЫЕ ВЫЗОВЫ. (То, что MS-DOSе называется "21 прерывание" - можно считать некоторой аналогией/пародией на системные вызовы.) С точки зрения программиста это обычная си-шная функция, только выполняет она системно-зависимые действия, например: прочитать данные из файла, установить сетевое соединение, создать каталог, и т.д. и т.п. Все системные вызовы ( а всего их более 1500 штук ) вкомпилированы в тело ядра unix. Пользовательские программы, вызывающие функции, являющиеся системными вызовами, на самом деле содержат только jump'ы на соответствующие адреса памяти в ядре. В пользовательскую программу системные вызовы не влинковываются.

Что находится в оперативной памяти.

ЯДРО ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

БУФЕРНЫЙ КЭШ. Часть оперативной памяти резервируется под кэширование чтения и записи на диск. Любая операция чтения с диска приводит к тому, что прочитанные с блоки помещаются в буферный кэш, а из него уже передаются запросившим данные программам. Если блок попал в кэш, то все последующие обращения к нему будут получать образ блока из кэша, причем не зависимо, от того - та же самая программа, обращается к блоку, или какая-либо другая. Кэшируется так же и запись на диск, опять же, разделяемая между всеми выполняемыми программами.

ПРОЦЕССЫ. Процессом в Unix'е называется выполняющаяся программа

Средства экономии памяти. Виртуальная память.

РЕЕНТЕРАБЕЛЬНОСТЬ КОДА. Когда одна и та же программа(выполняемый файл) запущена в нескольких экземплярах, то в оперативную память загружается только одна копия выполняемого ассемблерного кода на всех. Каждый выполняемый процесс использует один и тот же текст программы, просто у каждого процесса имеется свой собственный указатель на текущий оператор.

РАЗДЕЛЯЕМЫЕ БИБЛИОТЕКИ. (В Windows есть похожее понятие DLL - динамически подгружаемая библиотека). Некоторое количество часто выполняемых функций (например printf, да и много других) оформляется в виде специальным образом подготовленной библиотеки (SHARED LIBRARY). При компиляции программы, использующей разделяемые библиотеки, эти функции не линкуются внутрь кода программы. Они "выдергиваются" из библиотеки на стадии выполнения программы. Этим мы экономим место на диске и в оперативной памяти: в программах отсутствует код разделяемых функций, а в оперативной памяти эта функция присутствует в одном экземпляре на всех.

SWAPING. Каждый Unix-процесс функционирует в своем собственном 32-х битном виртуальном адресном пространстве, не пересекающемся с другими. Адресное пространство процесса может быть большим, чем физическая оперативная память. Виртуальная память поддерживается с помощью PAGING'а - разрешения виртуальных адресов в физические "на лету", с подкачкой отсутствующих страниц памяти со swap-области на жестком диске.

На самом деле SWAPING'а как такового в Unix'е нет, вместо него применяется гораздо более гибкий PAGING. (swaping - по определению, это ПОЛНАЯ выгрузка программы на swap-область с целью освобождения места в оперативной памяти).

Область памяти, занятая программой разделена на три части: TEXT (выполняемые коды программы), DATA (статические данные программы), STACK (динамические данные). Когда операционка освобождает место в памяти за счет TEXT'а, то она не занимается сбросом его на диск. Она сразу помечает его как свободный. Действительно, когда потребуется загрузить TEXT обратно в память, его можно будет взять из самого выполняемого файла с программой. Такая экономия имеет один побочный эффект. Файл программы, которая в данный момент выполняется, невозможно уничтожить. Операционная система сообщит в этом случае: "text file busy", и откажется выполнять удаление.

БИТ НАВЯЗЧИВОСТИ. (sticky bit). Выполняемая программа может иметь дополнительный атрибут. Так называемый "бит навязчивости". Когда такая программа заканчивает выполнение, операционка (по возможности) старается не занимать память, в которой находился текст программы. Соответственно, повторный ее запуск произойдет очень быстро - ведь программа все еще загружена в память, ее не требуется зачитывать с диска. Нужно просто передать на нее управление.

Файловая система Unix.

Файловая система в Unix - "деревянная", состоит из файлов и каталогов. На каждом разделе диска создается собственная независимая файловая система. Отдельные файловые системы "сцепляются" вместе, в единое общее дерево директорий. Такая операция называется "монтированием". Выглядит это примерно так:


   mount -F ufs   /dev/dsk/m197_c0d0s5 /home1

   mount -F ufs   /dev/dsk/m197_c0d0s4 /usr

   df

Получить доступ к файлам "несмонтированной" файловой системы невозможно. Порочная пракика MS-DOSа - сколько разделов, столько и "дисков" ( a: b: c: d: e: ... k: l: m: n:) в Unix не применяется. В Unix всегда есть ровно одно общее дерево каталогов, и, по большому счету, пользователям совершенно все равно, на каком именно диске или разделе диска расположены его файлы /usr/spool/moshkow или /home1/moshkow/bin/mcopy ...

Файловая система Unix кэшируется буферным кэшем. Операция записи на диск выполняется не тогда, когда это приказывает выполняемый процесс, а когда операционная система сочтет нужным это сделать. Это резко поднимает эффективность и скорость работы с диском, и повышает опасность ее использования. Выключение питания на "горячей", работающей Unix-машине приводит к разрушениям структуры файловой системы.

При каждой начальной загрузке Unix проверяет - корректно ли была выключена машина в прошлый раз, и если нет - автоматически запускает утилиту fsck (File System Check) - проверку и ремонт файловых систем..

Внутренняя структура файловой системы Unix.

Раздел диска, в котором создана файловая система, разбит на три части.

СУПЕРБЛОК. Занимает 1 Kb. Содержит служебную информацию:

    Тип файловой системы,
    Размер
    Начало списка свободных блоков.
    . . . что-то еще

ОБЛАСТЬ INOD-ов. Занимает примерно 8% общего размера раздела. inode - Index-node - описатель файла. Он содержит всю информацию о файле, за исключением имени файла, и собственно данных файла. В inod'е хранится:

    тип файла (файл, каталог, именованный канал, специальный файл)
    кто владелец
    права(атрибуты) файла
    время модификации/создания файла
    адреса блоков, из которых состоит файл
    что-то еще ...

ОБЛАСТЬ ДАННЫХ. В этой области расположены блоки с данными фай лов. Незанятые блоки провязаны в СПИСОК СВОБОДНЫХ БЛОКОВ

Файлы бывают двух основных типов. ФАЙЛ, КАТАЛОГ.

ФАЙЛ - он и есть файл.

КАТАЛОГ - файл фиксированного формата: состоит из строчек с именами файлов, входящих в каталог


        имя_файла1         Номер_Инода1

        имя_файла2         Номер_Инода2

           . . .

Чтобы получить доступ к файлу по имени, операционная система

  1. находит это имя в каталоге, содержащем файл,
  2. берет Номер_Инода файла,
  3. по номеру находит inod в области inod'ов,
  4. из inod'а берет адреса блоков, в которых расположены данные файла,
  5. по адресам блоков считывает блоки из области данных.
Все.

Формат индексного описателя файла.

Область инодов разбита на 64-х байтные структуры - inod'ы. В inod'е хранится:

    Тип файла (файл/каталог/специальный файл/fifo/socket)
    Атрибуты (права доступа)
    Владелец файла
    Группа-владелец файла
    Времена создания, модификации, последнего доступа к файлу
    Длина файла
    Адрес 1-го блока файла
    Адрес 2-го блока файла
    ...
    Адрес 10-го блока файла
    Адрес блока косвенной адресации (блока с 256 адресами блоков)
    Адрес блока 2-й косвенной адресации (блока с 256 адресами блоков с адресами)
    Адрес блока 3-й косвенной адресации (блока с адресами блоков с адресами блоков с адресами)

Точный формат структуры файловой системы см. man fs

[Назад] [Содержание] [Вперед]

VPS в России, Европе и США

Бесплатная поддержка и администрирование

Оплата российскими и международными картами

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...