2.5.2. Средства мониторинга серверов и трассировки сообщений
Для облегчения задачи слежения за состоянием почтовой системы и контролем прохождения сообщений в состав Exchange Server включены мощные средства мониторинга и трассировки сообщений. Рассмотрим эти средства подробнее.
Мониторы соединений (Link Monitors). В их обязанности входит регулярная отправка и прием контрольных почтовых сообщений (ping messages) внешним площадкам и контроль времени прохождения этих сообщений в оба конца (round trip time). Мониторы соединений могут использоваться для проверки времени прохождения сообщений как между серверами внутри организации, так и между текущей площадкой и почтовыми системами внешних организаций, в том числе использующих другие почтовые системы. В последнем случае контрольное сообщение отправляется заведомо несуществующему адресату и оценивается время получения ответа о невозможности доставки (None Delivery Report или NDR). Каждый монитор соединения может обслуживать несколько серверов организации или внешних почтовых систем. Администратор назначает пороговые значения для перехода монитора в состояние повышенного внимания (warning state) и состояния тревоги (alert state). Для каждого из пороговых значений может быть задан список выполняемых действий:
- выполнение команды операционной системы, с передачей текста уведомления в качестве одного из параметров;
- отправка почтового сообщения ответственному лицу или группе лиц;
- отправка широковещательного сообщения на указанный компьютер.
Мониторы серверов (Sever Monitors) способны по расписанию опрашивать состояние различных сервисов и проверять показания таймера на указанных почтовых серверах. В список опрашиваемых сервисов помимо сервисов Exchange могут быть добавлены любые сервисы Windows NT. Список этих сервисов может быть задан для каждого конкретного сервера путем модификации свойств объекта сервер в настройках текущей площадки. Посредством синхронизации каталога организации список наблюдаемых сервисов будет доступен в других площадках. Монитор переходит в состояние повышенного внимания, в случае рассогласования показаний таймера на указанное количество секунд, и в состояние тревоги, если один из сервисов неактивен или сервер недоступен. Администратор может определить последовательность действий, выполняемых в каждом конкретном случае - автоматическая синхронизация системных часов в случае отклонений показаний таймера или выполнения одного из трех действий, если контролируемый сервис остановлен. В последнем случае возможны следующие варианты:
- ничего не предпринимать;
- попытаться перезапустить контролируемый сервис;
- попытаться перезапустить контролируемый компьютер.
Как и в случае монитора соединений при переходе в состояние повышенного внимания или тревоги возможно выполнить дополнительные действия по уведомлению обслуживающего персонала о нарушениях в работе системы. В работе мониторы сервисов используют протокол RPC, требующий наличия высокоскоростных соединений между серверами, поэтому применение мониторов сервисов, как правило, ограничено пределами локальных сетей. Также следует заметить, что для выполнения операций коррекции таймера и перезапуска сервисов и компьютеров требуются определенные полномочия.
Информация о мониторах хранится в настройках площадки и каталоге организации, и, следовательно, монитор может быть запущен с любой административной станции в пределах площадки. Каждый монитор может обслуживать несколько серверов, в пределах одной площадки может быть создано несколько мониторов. Каждый из мониторов может вести журнал событий и поддерживать задание имени файла в формате универсального сетевого ресурса (Universal Name Convention или UNC).
Чтобы избежать ложных срабатываний мониторов соединений и сервисов в период плановых работ с сервером, предусмотрена установка статуса на обслуживании (maintenance) перед выводом сервера из работы. Установка этого статуса производится методом запуска административной утилиты с соответствующим параметром (как правило, admin /t).
Рис. 2.26. Мониторы соединений и серверов
Мониторы обоих типов могут быть стартованы как вручную, так и автоматически при запуске административной программы. Одним из возможных способов автоматического запуска мониторов является установка режима AutoAdminLogon для станции администратора и включение административной программы в группу запуска. Другой возможный способ - использование утилиты SrvAny из комплекта Windows NT Server Resource Kit.
Для общей оценки производительности и состояния сервера в реальном масштабе времени, а также сбора статистики за некоторый период работы используется Windows NT Performance Monitor, являющийся частью операционной системы. В момент установки сервера или административной консоли Exchange в базу объектов наблюдения операционной системы добавляется ряд показателей почтового сервера, таких как размер очереди сообщений, количество работающих пользователей, использование процессора отдельными процессами сервера и т.д. Для анализа собранных данных за некоторый период времени могут быть использованы такие программы как Excel или Crystal Reports (последняя входит в Exchange 5.0 Resource Kit).
Для протоколирования внутренних событий Exchange сервер может использовать системный журнал регистрации событий (event log). Для каждого компонента системы, будь то MTA, агент синхронизации каталога, хранилище, коннекторы и т.п., администратор имеет возможность определить, насколько подробно будут протоколироваться события, возникающие при работе данного компонента. Анализ журнала может оказаться очень полезен при выяснении причин некорректного функционирования той или иной компоненты сервера. Для получения отчетов по событиям, регистрируемым в журнале, может быть использована программа Crystal Reports.
Еще одним средством диагностики, предназначенным для отслеживания маршрута прохождения сообщений и результатов их обработки на серверах Exchange, является трассировка сообщений (Message Tracking). Для того чтобы использовать данное средство, трассировка сообщений должна быть разрешена на всех серверах Exchange в организации. В этом случае каждый день на сервере в каталоге \\<Server>\tracking.log создается журнальный файл, в котором регистрируются события, имеющие отношение к обработке сообщений, такие как отправка, прием, маршрутизация, расширение списка рассылки, выдача отчета о доставке или недоставке и т.п. На основе анализа этой информации может быть получена картина прохождения и обработки сообщения на пути к адресату. Поиск сообщений может выполняться на основе сведений об отправителе и/или адресатах, кроме того, может выполняться поиск информации о сообщении по его идентификационному номеру, поиск всех сообщений, отправленных службами сервера, такими как MTA или системный ассистент, а также сообщений, полученных из внешних систем или от адресатов, отсутствующих в глобальной адресной книге. Полученные результаты могут быть использованы при отслеживании и оптимизации путей доставки сообщений, поиске и устранении ошибок в настройках таблиц маршрутизации, приводящих к возникновению почтовых петель и бесконечных циклов, а также потере сообщений. В случае трассировки сообщений в нескольких площадках организации требуется наличие канала связи с почтовым сервером, на котором происходит анализ журналов прохождения сообщений.
Назад | Содержание | Вперед