- Вот за это я и не люблю кошек...
- Может быть, ты просто не умеешь их готовить?
Из нашей любимой рекламы.
О том, что такое консоль, написано немало, в том числе и вашим покорным
слугой: это сочетание стандартного устройства ввода и стандартного устройства
вывода. В случае настольной персоналки (а только о ней и пойдет речь далее)
в качестве оных выступают, соответственно, клавиатура и монитор данной конкретной
машины (с некоторой долей условности в этот гарнитур можно включить и мышь).
Работа в консоли часто отождествляется с использованием текстового режима
и интерфейса командной строки. И то, и другое в общем случае не вполне правильно,
как и противопоставление консольного режима графическому. Однако это отдельная
история, которую я надеюсь затронуть под конец своего изложения.
Также много (и опять же не без участия автора этих строк) говорилось о несравненных
достоинствах консольного режима - его удобстве и эффективности, не говоря
уж о недороговизне (с точки зрения ресурсов) и полезности для здоровья (в
плане сохранения зрения). Однако многие пользователи, особенно из числа начинающих,
по прежнему относятся к текстовой консоли с изрядной долей пренебрежения.
Возможно, просто потому, что не умеют ее готовить (пардон, настраивать).
А не умеют они это по причине явно недостаточного количества источников инфорсвции.
Поэтому в настоящей серии заметок я решил обощить все, что мне известно
о настройке Linux-консоли. На труд сей меня подвигла доблесть Ивана Паскаля,
создавшего в свое время исчерпывающее (и не устаревшее по сей день) описание
системной консоли FreeBSD. С которым, к слову сказать, не вредно ознакомиться
и пользователю Linux'а. Дополнительным побуждением явилось то, что в форуме
Linuxshop'а время
от времени всплывают вопросы о том, как изменить плотность знаков в консоли,
или изменить цвет экранного шрифта.
Конечно, управление консолью во FreeBSD существенно проще и логичнее, чем
в Linux'е. Оно сводится, в сущности, к изучению возможностей двух программ
- vidcontrol и kbdcontrol. Как нетрудно догадаться из названия, первая отвечает
за все, связанное с выводом (то есть настройками экрана), вторая - за все,
связанное с вводом (то есть настройками клавиатуры).
В Linux'е ситуация значительно более запутанная. Начать с того, что в различных
дистрибутивах штатно используется один из двух сосуществующих пакетов управления
консолью - kbd или console-tool. Второй до недавнего времени считался более
продвинутым, тогда как kbd рассматривался в качестве устаревшего. Однако
нынче они абсолютно равноценны. По ряду причин я определенно тяготею именно
к kbd, а потому в первую очередь о нем и буду говорить.
Однако альтернативой между указанными наборами инструментов дело не ограничивается.
Для установки некоторых свойств консоли требуется прибегать к утилитам, не
входящим ни в один из них (и обнаруживающихся подчас в составе самых неожиданных
пакетов).
Далее, служба консольной мыши в Linux'е существенно отличается от аналогичного
сервиса FreeBSD (и вообще традиционного для Unix использования этого устройства).
Наконец, в Linux'е все большее признание получает так называемая графическая
консоль, поддерживаемая через кадровый буфер видеокарты (так называемый frame
buffer). Она предоставляет такое изобилие дополнительных возможностей (вплоть
до просмотра видео), которое иначе достижимо только при использовании Иксов
(или специализированной библиотеки SVGAlib, не получившей широкого распространения).
Почему я и сказал чуть ранее, что в общем случае противопоставление консольного
режима графическому неверно.
Обо всех этих темах и пойдет речь в этой серии заметок. Однако, вопреки
первой моей фразе, скажу пару слов о том, что
же такое консоль.
содержание назад вперед