В процессе оснащения парка вычислительных систем и его эксплуатации любая компания сталкивается с необходимостью
регулярной модернизации оборудования и отдельных его компонентов. К сожалению, инертность
мышления многих "эксплуатационников" не допускает никакой возможности изменить устоявшемуся
стереотипу: компьютеризированное
рабочее место - это персональный компьютер (десктоп, ноутбук),
самодостаточная "боевая" единица, способная взаимодействовать
с сетевой инфраструктурой или
являющаяся ее частью.
Такой подход в наше время может быть
оправдан только с позиции консерватизма, поскольку в большинстве случаев
необходимость оснащать каждое рабочее место полноценным (и зачастую достаточно мощным) вычислительным комплексом отсутствует. Специфика выполняемых работ очень часто
настолько узка, что ресурсы подобной системы
используются на 7–12%, а затраты на ее обслуживание, модернизацию и защиту весьма
велики.
Про защиту здесь упомянуто неслучайно:
обычно прикладывается максимум усилий для
отражения потенциальных покушений на целостность системы и данных извне, в лучшем
случае вспоминают про middle-man, но регулярно забывают, что в 97% случаев нарушение
режима секретности происходит внутри компании, и виной тому человеческий фактор.
Сотрудник, в распоряжении которого имеется
доступ к конфиденциальной информации, и
при этом располагающий индивидуальными
носителями (жесткими, гибкими, оптическими накопителями и другими), в любой момент
может извлечь требуемые данные из централизованной БД и скопировать их на подходящий
накопитель с целью передачи третьим лицам,
разумеется, с целью личной наживы. Конечно, законодательство и внутрикорпоративные
уставы подразумевают наказание за подобные
действия, но их очень непросто отследить и доказать.
Кстати, недавняя история с утечкой и распространением баз данных Управления Федеральной налоговой службы России — еще одно
подтверждение подобной ситуации. Вряд ли
злоумышленник станет рисковать, пытаясь добраться до «сердца» системы обработки и хранения данных — центрального сервера, ведь намного проще получить копию данных на любую
рабочую станцию внутри организации.
Конечно, о надежности (лояльности) персонала можно рассуждать часами, но есть и более
простые методы качественного повышения
уровня защиты изнутри. К примеру, при использовании в информационной системе госорганов терминальных решений вероятность
сложившейся ситуации могла бы быть снижена
практически до нуля.
Кроме того, по сравнению с традиционной схемой организации информационной системы
(ИС), терминальная имеет ряд существенных
преимуществ — экономическая эффективность, высокая надежность, обеспечение сохранности данных и их безопасности, экономия
на модернизации персональных компьютеров
и лицензиях на ПО, быстрое создание новых рабочих мест, удобное администрирование. Так,
по оценкам Gartner, Meta Group, Zona Research
и других аналитиков, применение этой технологии позволит снизить общую стоимость
владения IT-инфраструктурой предприятия на
5–70%.
Терминальный режим работы позволяет
создавать распределенные информационные
системы и устанавливать удаленные рабочие
места, довольствуясь при этом даже низкоскоростными каналами связи — такими как 10-мегабитный Ethernet, Wi-Fi, HomePNA, GSM/GPRS
или даже Dial-up с использованием телефонной
линии. Впрочем, об основных преимуществах
ИС, построенных на основе тонких клиентов,
написано уже немало, напомним только ключевые понятия.
Система, основанная на терминалах, создается
следующим образом: к центральной вычислительной площадке подсоединяются тонкие
клиенты — бездисковые компактные ПК; они
могут быть как стационарными, так и мобильными. Ядром системы служит терминальный
сервер, зачастую он же выступает и как сервер
приложений, который может быть связан с сервером баз данных. Для повышения надежности
в комплекс входит резервный терминальный
сервер, обеспечивающий повышенную отказоустойчивость и высокую готовность системы в
целом.
Сегодня подобные решения существуют практически у всех крупных компаний-производителей. Различие заключается только в выборе
концепта и, разумеется, цены — недорогие
устройства стоят примерно $200, но есть и
модели, стоимость которых на порядок выше.
Собственно, формирование этого показателя
зависит от конкретной реализации устройства,
интеграции его с монитором, функциональности, мобильности и т. д. Выбор терминала определяется исключительно спецификой задачи —
так, в дорогих моделях со встроенной Windows
XP Embedded и браузером с поддержкой Java
есть возможность переложить часть нагрузки
на клиента, разгрузив таким образом центр
обработки данных (неплохой выигрыш можно
получить, к примеру, с Oracle).
Несмотря на то, что российский рынок пока
не является показательным с точки зрения
перехода к решениям на базе тонких клиентов, некоторая тенденция (пожалуй, скорее
заинтересованность) уже наблюдается, хотя и
не так интенсивно, как в глобальном масштабе. По экспертным оценкам, сейчас примерное
соотношение ТК и ПК составляет 1:100. Тем не
менее, прогнозы предполагают увеличение к
2010 году доли терминалов, как минимум, до
3%, а возможно, и еще выше.
Сейчас в рамках реализованных проектов количество поставленных тонких клиентов исчисляется тысячами единиц, что по сравнению
с миллионными продажами традиционных ПК
составляет очень малое значение. Тем не менее,
даже в столь узком сегменте свободно удерживаются несколько десятков поставщиков.
Дело в том, что, по оценкам аналитиков, российский рынок терминальных систем находится в
начальной стадии развития, демонстрируя за
последние два года отличные показатели прироста продаж, от 60% до 76%. Причем, по оценкам IDC, средний показатель роста за период с
2004 по 2009 год на этом рынке составит 67%,
что позволит занять России второе место по
данному показателю среди европейских стран.
Среди предлагаемых решений наиболее популярна продукция компании Wyse Technology,
представляемая СП «ВИАТ». Согласно IDC, продукции этой компании принадлежит более 40%
рынка во всем мире. Ассортимент предлагаемых терминалов удовлетворяет любым условиям использования, пользователь может выбрать
устройство под любую ОС. Конечно, лидерство
принадлежит моделям, ориентированным на
совместную работу с Citrix ICA (MetaFrame
Presentation Server) и Microsoft RDP (Terminal
Services) как наиболее распространенным.
Так, например, тонкий клиент Wyse S10, несмотря на свою простоту, обладает высокой производительностью, быстрой загрузкой, низким
потреблением питания, не содержит механических частей и весьма компактен — конструктив допускает размещение на тыльной стороне
монитора. Разумеется, его возможности ограничиваются только обеспечением соединения
с терминальным сервером.
Более продвинутая модель, Winterm 941GXL,
оснащена Microsoft Windows XP Embedded,
что существенно расширяет ее возможности.
В наличии есть встроенный Microsoft Internet
Explorer 6.0, локальная виртуальная машина
Java JVM, поддержка Flash/Shockwave, опционально активный контент IE plug-ins. Кроме
того, терминал поддерживает встраивание
выбранных пользователем локальных 32-битных приложений Windows, и ориентирован
на заказчиков, которым необходимы CD-ROM,
floppy-привод, дополнительная память RAM
или PCI-модули.
Терминал Winterm 941GXL поддерживает
встраивание выбранных пользователем локальных
32-битных приложений Windows
Терминалы HP Compaq серии t5000, предлагаемые как «самые современные решения»,
построены на основе процессора AMD Geode
NX 1500, 1 ГГц. Работают под управлением
как Windows XP Embedded SP2, так и Debian
Linux 3.1 (Linux Kernel 2.6). Соответственно,
с их помощью можно создавать терминальные
комплексы любых типов.
Ввиду универсальности данных разработок
что-либо более конкретное сказать трудно. Однако специалисты компании отмечают, что готовы предоставить обширную консультацию о
применении решений, опираясь на специфику
задач клиента.
Терминалы HP Compaq серии t5000
построены на основе процессора
AMD Geode NX 1500
Намного интереснее с точки зрения многообразия применяемых технологий продукция Sun
Microsystems. Архитектура Sun Ray состоит из
двух компонентов: терминальное устройство
(клиент) и ПО, которое предоставляет средства
аутентификации пользователей и шифрования
потока информации между сервером и клиентом, а также средства управления сессиями.
Специфика такого подхода позволяет получить
доступ к приложениям практически любой
платформы — будь то Solaris, Java, Linux, UNIX
или Microsoft Windows, системы AS/400 или
мейнфреймы.
Рассказ начнем с «простейшего» — модель Sun
Ray 2, самая недорогая, потребляет всего 4 Вт,
допуская разрешение до 1600×1200 точек при
24-разрядной глубине цвета. Эти клиентские
устройства поставляются без монитора, совместимы с мониторами Sun и других производителей на базе стандартных интерфейсов VGA
и DVI, активируются посредством смарт-карты,
тут же предоставляя пользователю доступ к его
ресурсам.
Более продвинутая разработка — Sun Ray 2FS.
Единственное выпускаемое крупным производителем терминальное устройство, стандартные характеристики которого включают
поддержку оптоволоконного интерфейса,
встроенную поддержку панорамного изображения на двух экранах (подобно технологии
Xinerama) и интегрированное устройство для
чтения смарт-карт. Этот клиент характеризуется самым высоким в отрасли разрешением экрана: 1920×1200 точек при 24-разрядном цвете.
Пользователи могут подключать два монитора
к одному клиенту Sun Ray 2FS, не приобретая
дополнительную плату расширения PCI.
Sun Ray 2FS — единственное терминальное устройство,
стандартно включающее поддержку
оптоволоконного интерфейса
В ассортименте компании также есть решения, совмещенные с монитором, — модели Sun
Ray 270 и ультратонкий Sun Ray 170 представляют собой 17-дюймовые мониторы со встроенным тонким клиентом. Эти модели могут
использоваться там, где необходима существенная экономия пространства.
Среди российских производителей стоит отметить терминальные станции компании Kraftway
и Aquarius. Так, Kraftway Credo VV11 и VV21,
построенные на основе процессора VIA С3,
абсолютно бесшумны, поддерживают технологию шифрования данных VIA PadLock и легко
конфигурируются и управляются. Кроме того,
VV21 отличается четырьмя портами RS-232, что
позволяет подключать к этой терминальной
станции множество внешних устройств, это
часто необходимо для POS-систем и торговых
терминалов.
Kraftway Credo VV11 и VV21 построены на основе процессора
VIA С3, абсолютно бесшумны, поддерживают технологию
шифрования данных VIA PadLock
Тонкий клиент Aquarius Cmp TCC S52 поставляется как комплексное решение, включающее,
кроме аппаратной части, программное обеспечение aQuaNix, основанное на открытых кодах.
ПО aQuaNix обеспечивает полный функционал
тонкого клиента, использующего либо протокол Citrix ICA, либо Microsoft RDP. Он также
разработан на основе процессоров VIA C3,
оборудован флэш-накопителем емкостью 128
Мбайт. Имеет встроенную карту Fast Ethernet,
поддерживает технологию загрузки с сервера.
При необходимости может быть дооснащен устройством чтения смарт-карт.
В заключение скажем пару слов о сфере применения подобных разработок, этот вопрос
волнует большинство пользователей. Область
использования терминальных систем весьма
широка: учебные классы, офисные, кассовые
центры, интернет-кафе, call-центры и прочие. Все возможные ситуации упомянуть сложно, проще сказать, что применение
ТР оправдано везде, где большое количество
пользователей решают типовой набор задач,
не требующих от информационной системы
максимальной производительности.
Пожалуй, можно привести небольшой перечень
специализированных приложений, которые не
работают в терминальных комплексах, — это
графические редакторы, программы для видеомонтажа, системы CAD/CAM. Все остальные,
такие, как различные офисные приложения,
почтовые клиенты, системы автоматизации
предприятия и подобные, успешно функционируют в терминальном режиме.
Причем, как правило, производительности современных серверных решений хватает для размещения прикладных, аналитических и бухгалтерских программ.
Каждый пользователь из
любого подразделения корпорации получает в
свое распоряжение рабочее место со всем необходимым ему ПО, не привязываясь к одному
физическому ПК и не ограничиваясь территориальными перемещениями, а обслуживающий
IT-персонал может сосредоточить свои усилия
на управлении центральным серверным узлом,
не распыляясь на машины сотрудников, что в
конечном итоге повышает качество сервиса и
значительно снижает стоимость обслуживания
и расходы на содержание парка ПК, по данным
IDC составляющие от $3 тыс. до $15 тыс. в год
на каждое рабочее место.