Андрей Себрант (glasmart@glasnet.ru)
ИМ-99 по общему мнению удался и оказался гораздо лучше и полезнее предыдущего. Об этом много написано в различных откликах, уже опубликованных в Сети, да и в разговорах именно такая оценка мероприятия звучала постоянно. Это не значит, что не было накладок, особенно организационных - достаточно назвать проблемы с питанием участников или с отсутствием записи докладов для публикации в дальнейшем стенограммы. Но свои промахи опытные организаторы видят и без моих комментариев, поэтому важнее понять, чем же конференция оказалась так привлекательна.
Во-первых, аудитория была вполне профессиональна. И по списку слушателей, и по разговорам в течение всех трех дней ощущалось, что собрались люди, у которых есть свои конкретные задачи - очень разношерстные! - и эти люди хотят грамотно спланировать свои действия с учетом существования Интернета.
- Стоит ли вкладывать деньги в сугубо интернетовские проекты и как и когда эти деньги начнут приносить прибыль?
- Можно ли использовать Интернет для маркетинговых исследований или это просто еще один нетрадиционный рекламный носитель?
- В чем особенности PR мероприятий, использующих Интернет, и стоит ли к ним привлекать Интернет-рекламные агентства?
- Как традиционное СМИ должно планировать свой выход в Интернет и какой стратегии придерживаться при поставке информации в Сеть?
Эти и десятки более частных - но всегда разумно сформулированных! - вопросов мне задавали участники конференции; наверняка и другим докладчикам приходилось отвечать на не менее осмысленные вопросы. Уже то, как каждого докладчика обступали в холле после выступления и сколько времени мучили, свидетельствует об успехе мероприятия.
Во-вторых, докладчики за прошедший год сами стали гораздо опытнее и выступления в большинстве своем оказались гораздо богаче насыщены идеями и фактами, чем год назад
Советы и предложения по дальнейшему развитию мероприятия уже тоже высказаны многими, мне остается только присоединиться (попытавшись их четко сформулировать).
- Несомненно, многие пришли на конференцию как на курсы. Следовательно, правильно было бы проводить либо непосредственно в рамках конференции что-то наподобие школы, либо в промежутках между конференциями устраивать учебные курсы. На мой взгляд, именно соединение школы с конференцией (общепринятое на крупных профессиональных мероприятиях самых разных тематик) было бы оптимальным. При этом конференция должна начинаться непосредственно после завершения учебного цикла, избавляя докладчиков от необходимости заниматься ликбезом с трибуны, а слушателям давая возможность уже в профессиональной дискуссии закреплять и проверять свежеполученные знания.
- Уже в прошлом году обсуждался вопрос оптимальной периодичности конференции. Кризис явно напугал организаторов, хотя по очень многочисленным комментариям участников видно, что и зимой они были бы готовы собраться (и заплатить при этом взносы). Вопрос остается актуальным и поныне. При темпах изменений в российском Интернете к зиме наверняка найдется, о чем поговорить.
- В этом июне на конференции присутствовали более 250 участников, есть все основания считать, что в следующий раз их количество легко перевалит за 300. Здесь уже становится необходимым сочетание пленарных и секционных заседаний, тем более что в неявном виде специализация заседаний уже на ИМ-99 стала отчетливо проявляться. Структуру заседаний следующей конференции, в том числе с параллельными сессиями, надо планировать загодя, привлекая к этому процессу ключевых докладчиков.
А что касается новых концепций, ощущения рынка и прочих мало формализуемых, но важных вещей - тут мне остается признать, что ИМ-99 лишь укрепил меня в том понимании ситуации в российском Интернете, которое по следам РИФ-99 я высказал три месяца назад в Gazet'e.Ru (http://gazeta.ru/opinion/22-03-1999_sebrant.htm). Повторяться не хочется, лучше ознакомиться с оригиналом.
Андрей Себрант (glasmart@glasnet.ru)
Информационные спонсоры конференции ИМ'99