Электронная Коммерция как составная часть Электронного Бизнеса
Леонид Новомлинский
Руководитель отдела электронной коммерции компании TopS
тел.: (095) 253-2210, 253-3632.
www.tops.ru
Электронная Коммерция все больше завоевывает популярность и в мире и в России. Электронная Коммерция уже существует около 30 лет, а первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 году. Сейчас происходит постепенная трансформация понятий, и вводится понятие Электронный Бизнес как общее понятие бизнес активности в Интернет.
Электронная Коммерция представляет собой любой процесс, который деловая организация производит посредством сети, связанных между собой компьютеров. Тогда как Электронный Бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.
Данные определения даны в первом в мире официальном документе правительственного уровня, касающийся вопросов регулирования Электронная Коммерция и Электронный Бизнес. В этом специальном документе администрации Клинтона объявляется мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет.
Россия отстает на 3-4 года от США. Интернет-магазины у нас уже появляются как грибы после дождя, и особенно этот процесс стал заметен летом-осенью'99. Однако больших доходов, сравнимых с доходами от ведения Интернет-торговли за рубежом, они пока своим владельцам не приносят. Одновременно среди российских Интернет-магазинов пока еще очень мало действительно достойных внимания магазинов, Это дает нам возможность говорить, что в России Интернет-торговля пока еще находится в зачаточном состоянии. Можно назвать несколько причин такого состояния дел:
- Недоверие крупного да и среднего российского бизнеса к возможностям Электронной Коммерции и Электронного Бизнеса. Пока через Интернет пытаются торговать мелкие торговцы и так называемые Интернет-посредники, - компании, которые организуются только для Интернет-торговли. Такие компании не могут предлагать действительно низких цен, обороты у них небольшие и поэтому крупным оптовикам и торговым сетям они не конкуренты. В свою очередь последние только сейчас выходят в Интернет, и у них еще нет реального опыта.
- Разработкой Интернет-магазинов в России занимаются не профессионалы Электронной Коммерции, а любители из Web-дизайнерской среды. Это очень серьезная проблема неразвитости рынка предложений, когда вместо организации бизнес процесса (а Электронная Коммерция - это часть серьезного Электронного Бизнеса), заказчику предлагается разработать всего лишь Web-сайт со "встроенным" Интернет-магазином.
Остальные причины:
- Небольшое количество Интернет-пользователей
- Слабое доверие потенциальных покупателей
- Завышенные цены в уже существующих Интернет-магазинах
- Недостаточное количество платежных инструментов и т.д.
Однако по моему мнению, самая главная причина заключается в том, что крупный бизнес пока еще не рассматривает Интернет-торговлю, Электронную Коммерцию как реальное направление своего развития.
Ранее Интернет воспринимался большим бизнесом как исключительно информационная среда. Именно тогда возникли и стали развиваться Интранет и Экстранет системы как технологии построения соответственно внутренней и внешней информационной среды компании. Теперь ситуация изменилась и Интернет предлагается использовать в качестве среды для ведения Электронного Бизнеса. Для этого в корпорациях внедряются методы Электронного документооборота, объединяющие Интранет и Экстранет в единую бизнес среду - корпоративный портал, который интегрирует все внутренние службы корпорации и обеспечивает мгновенный отклик на любые запросы извне.
В России ситуация развивалась совсем по-другому. Интранет системы не получили большого распространения, что связано в первую очередь с очень слабой телекоммуникационной инфраструктурой. Еще хуже обстоит дело с Экстранет системами, я просто не знаю примеров внедрения серьезных Экстранет-систем в России. Связано это, по-видимому, с отсутствием доверительных отношений между бизнес партнерами, что в свою очередь, обусловлено слабостью законодательной базы для обеспечения гарантий выполнения обязательств по сделкам.
На фоне отсутствия в России серьезного опыта организации Интранет и Экстранет систем, переход к корпоративным порталам как системам ведения электронного бизнеса крайне затруднен. Другим сдерживающим фактором быстрого и успешного развития электронного бизнеса в России является малое распространение систем управления производственной, торговой, финансовой деятельностью корпоративного уровня - ERP-систем. То есть отсутствует тот самый инфраструктурный уровень управления бизнесом, к которому необходимо осуществлять привязку, интеграцию как систем электронной коммерции, так и корпоративных порталов. В результате наиболее распространенной формой присутствия корпоративного бизнеса в Интернет стали так называемые Web-представительства.
Некоторые зарубежные компании организовали так называемые Web-представительства, - Web-сайты, на которых есть подробная информация о компании, о ее товарах и услугах, а также есть специальный вход для дистрибуторов и дилеров, через который последние могут получать дополнительную информацию, иногда могут оставить свои заказы на поставку товаров. Такого рода решения можно назвать началом Электронной Коммерции и Электронного Бизнеса, но при этом в них отсутствует главное - интегрированность бизнес процессов внутри компаний и процессов Электронной Коммерции. Именно интегрированность торгово-учетной, складской, бухгалтерской систем внутри компании с системами ведения Интернет-торговли является главным условием построения действительно рентабельных ТИС - так называемых Торговых Интернет Систем. К сожалению, пока не существует успешного примера организации электронного бизнеса в России с помощью полнофункциональных ТИС - систем электронной коммерции.
Во всем мире уже давно знают, что главные проблемы при организации систем Электронной Коммерции заключаются не в том, есть или нет на Web-сайте компании Интернет-магазин, а в том, как организован бизнес процесс внутри компании, как ТИС интегрирована в системы автоматизации компании. Без решения этих вопросов организация Web-витрины или простого Интернет-магазина на Web-сайте компании не эффективно и, в конечном счете, не рентабельно для компаний. Во всем мире уже давно пришли к выводам, что именно за счет интегрированности ТИС и только после серьезных усилий по внедрению новых методов Электронной Коммерции, можно достигнуть реальных сокращений затрат на организацию и поддержание системы Электронного Бизнеса в компаниях. А ведь именно сокращение издержек и операционных расходов - вот главные цели, которые ставят и решают крупные корпорации, при организации систем Электронной Коммерции и Электронного Бизнеса.
Web-представительства разрабатывают Web-дизайн студии, которые могут профессионально решать задачи организации предоставления информации о компании в Интернет и Web-дизайн-оформления этой информации. Но в этих студиях нет профессионалов по организации корпоративных систем управления, ERP-систем, EDMS-систем. У них нет опыта внедрения сложных систем управления корпорацией, торгово-учетных систем корпоративного уровня, бухгалтерских и финансовых систем. Как в России, так и за рубежом проектированием, разработкой и внедрением такого рода систем занимаются компании системные интеграторы, консалтинговые компании. Именно к услугам этих компаний и следует обращаться корпоративным заказчикам для развертывания систем электронной коммерции и электронного бизнеса.
Для крупных компаний важна разработка и внедрение систем электронной коммерции класса В2В (бизнес - бизнес), которые используются для организации процесса торгово-закупочных операций с бизнес партнерами компании. Системы Электронной Коммерции класса бизнес-бизнес обязательно интегрируются в прикладные системы компании и в ее корпоративный портал.
Таким образом, для того, чтобы перейти от простых Web-представительств к полнофункциональным системам Электронной Коммерции и системам Электронного Ведения Бизнеса, корпорациям следует:
- разработать стратегию и тактику перехода к методам электронного бизнеса;
- разработать системы электронной коммерции, интегрированные с прикладными системами компании;
- поэтапно внедрить системы Электронной Коммерции в единый бизнес процесс компании.
для чего целесообразно воспользоваться услугами компаний, профессионально занимающихся проектированием и внедрением такого рода систем.
Генеральные информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99
Информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99