Собственная рекламная площадка в Интернет: оценка перспектив развития в России.
Дмитрий Чурсин, РосБизнесКонсалтинг
Участие в рекламном бизнесе
Готов спорить, Вы с трудом приведете пример ничего не рекламирующего сайта. Форм рекламы достаточно много - банеры, текстовые блоки или просто информация (статья) о рекламируемом товаре. На рекламе зарабатывают деньги, прямо или косвенно (имиджевая реклама), цель проста - коммерческий успех.
Наиболее распространенный вид рекламы - банерная - подразделяется на рекламу через банерную сеть (БС) и рекламу на своем сайте (собственная рекламная площадка, СРП). БС имеет ряд серьезных недостатков, заставляющих хозяина сайта при первой возможности отказаться от услуг БС и сделать свой сайт собственной рекламной площадкой.
С моей точки зрения, опыт работы РосБизнесКонсалтинг (РБК) как собственной рекламной площадки будет интересен большому количеству слушателей, как являющихся владельцами СРП, так и собирающихся ими стать.
Основные недостатки Банерных Сетей (БС)
- Большинство БС - это обменные системы, то есть, созданы не для зарабатывания денег, а для взаиморекламы. Рыночная цена показов приблизительно в 10 раз ниже номинальной ($0,5 против номинальных $5).
- Получить "живые" деньги очень сложно - сеть задумана как обменная.
- Если Ваш сайт запомнили как участника БС, достаточно сложно будет в дальнейшем, став СРП, поднять цены.
- Став участником БС Вы зачастую не можете контролировать показываемые банеры (например, Вы можете показать банер конкурента).
Таким образом, вывод: использование БС может быть приемлемо только на начальной стадии проекта, любой крупный проект приходит к форме собственной рекламной площадки. По перечисленным выше причинам на данный момент РБК не участвует ни в одной БС.
Собственная Рекламная Площадка (СРП)
Основное достоинство СРП - при грамотной политике можно держать цены на свои площади значительно более высокие, чем в БС. Небольшим недостатком становится необходимость создания миниатюрного рекламного агентства по продаже своих рекламных площадей. Однако, рентабельность такого способа размещения рекламы весьма высока.
Коммерческая отдача от рекламы разделяется на два вида. Поясним на примере:
1/ Продажа книг (невысокая стоимость товара, следовательно, необходимо большое количество покупателей).
2/ Продажа автомобилей (высокая стоимость товара, для достижения того же дохода необходимо значительно меньшее число покупателей).
У Вас есть сайт, занимающий определенную область в информационном поле Российского интернета, обладающий определенным кругом посетителей. Что Вы о них знаете? Кто они, что их интересует, почему они посещают именно Ваш сайт? Видимо, их интересует информация, размещаемая у Вас. Эффективность тематической рекламы на Вашем сайте будет в 2-3 раза выше, чем эффективность того же банера, показываемого через банерную сеть на сайтах, принадлежащих разным тематическим категориям. Этот аргумент является решающим в процессе продажи рекламного места на СРП. Вы также можете дифференцировать показы банеров по различным страницам Вашего сервера или по различным географическим регионам.
Для того, чтобы выяснить пристрастия аудитории Вашего сайта, Вам необходимо проводить соответствующие исследования. Это может быть как простое анкетирование, так и некоторые косвенные методы (изучение истории перемещения посетителя по сайту, типа заинтересовавших его банеров, по IP адресу - изучение географической принадлежности посетителя и т.д.).
Сайту, имеющему статус СРП необходимо привлечение новых пользователей (т.е. расширение направлений "эффективной рекламы"), для чего возможно введение новых информационных разделов, тестирование Вашей аудитории на предмет интереса к каким либо новым тематикам. Также возможны эксперименты с новыми тематиками рекламы. Приведу пример: на РБК очень эфективно рекламируются компьютерные и сопутствующие товары,
Весьма неплохим рецептом можно считать популярность сайта. Рассмотрим это понятие на примере дорогого автосалона. Красивая витрина будет привлекать внимание большого количества обывателей, 95% которых никогда не купит дорогого автомобиля, однако, создаст "популярность" автосалона. Те 5% посетителей, которые совершат покупки, возможно, не пришли бы, если вокруг витрины не было бы множества рядовых посетителей.
Перспективы СРП в России
Как уже отмечалось, при наличии возможности, сайт из участника БС становится СРП. В мире, как и в России, интернет стремительно развивается, конкуренция в тематических разделах становится все жестче. Универсальным рецептом является удержание имеющихся посетителей и привлечение новых категорий посетителей. Банерные Сети, видимо, будут существовать еще очень и очень долго, поскольку создание СРП является весьма дорогостоящим мероприятием (в силу конкуренции со стороны БС и других СРП). Мы не прогнозируем резкого роста числа СРП, поскольку вопрос инвестиций в российские интернет-проекты остается открытым. В ближайший год конкуренция развернется между существующими крупными игроками рынка интернет рекламы.
Генеральные информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99
Информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99