Стратегия и тактика онлайнового бизнеса: победа или смерть.
Мамыкин Андрей Александрович
mamykin@reksoft.ru
www.reksoft.ru
тел.: (812) 325-2100
факс: (812) 325-2101
ООО "Рексофт"
Постепенно, из модной игрушки Интернет превращается в один из инструментов для ведения бизнеса. Все большее число некомпьютерных компаний начинает использовать новые возможности, открывающиеся при грамотном применении новых технологий. Причем, если несколько лет назад отношение оффлайновых структур к бизнесу в Интернет было очень настороженным, то сейчас уже постепенно приходит понимание того, что коммерческие проекты в Интернет живут и умирают по тем же законам, по которым работает и весь остальной бизнес. Просто при использовании Интернет все происходит значительно быстрее и динамичнее. То же самое можно сказать и о российском интернет-бизнесе. Всего пару лет назад в российском Интернет практически не было коммерческих проектов, при этом все жили в ожидании чуда и ссылались на зарубежный опыт. Сейчас ситуация выглядит иначе: появился ряд российских компаний, которыми был накоплен практический опыт использования Интернет в бизнесе с учетом национальных особенностей. Именно благодаря накопленному опыту эти компании могут выступать в качестве квалифицированных консультантов, работа с которыми позволит избежать ошибок на всех стадиях ведения бизнеса в Интернет, большинство которых совершаются из-за недостаточного опыта.
Технологии интернет-коммерции можно использовать практически во всех бизнес-процессах фирмы, но наиболее полно эти технологии используются в маркетинге. Маркетинг, безусловно, реагирует на изменения, постоянно происходящие в мире, но он по-прежнему направлен на определение новых целевых рынков, выявление нужд и запросов потенциальных потребителей с последующей разработкой для них соответствующих товаров и услуг, а также всего комплекса мероприятий их обслуживания.
Необходимо учитывать, что маркетинговая деятельность начинается задолго до начала производства того или иного товара. Сначала производится анализ рынка, после чего принимается решение о том, какие товары необходимо производить и на какие рынки сбыта ориентироваться. Но маркетинговая деятельность не прекращается даже после реализации товара, а правильно организованное послепродажное обслуживание клиентов дает дополнительную информацию, которая позволяет постоянно модифицировать и улучшать товары, а, следовательно, более полно удовлетворять потребности клиентов.
Такая стратегия позволяет не только приобрести новых клиентов, но и удержать уже имеющихся, что гораздо дешевле и намного проще, чем возвращать утраченных.
Несмотря на все преимущества, должно пройти еще немало времени, пока интернет-маркетинг полностью не выявит свой потенциал и станет на равных использоваться вместе с другими бизнес-инструментами. Не в последнюю очередь это связано с явным недостатком профессиональных специалистов по маркетингу и рекламе, что, в свою очередь, приводит к низкому качеству оказываемых услуг. Но следует отметить, что постепенно ситуация меняется. И не взирая на все сложности, все большее число российских компаний включают интернет-коммерцию в перечень используемых инструментов. Причем все большее число фирм использует Интернет на всех этапах своей деятельности. Для многих компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать Интернет, а в том, какой бюджет на это выделить и как его распределить.
Компания "Рексофт", созданная в 1991 году, занимается разработкой сложных информационных систем для заказчиков, работающих в различных отраслях. Большинство заказчиков - это крупные западноевропейские компании. Несколько лет назад в компании "Рексофт" было создано направление интернет-технологий и электронной коммерции, в рамках которого была разработана и успешно развивается технология DynaSite, позволяющая значительно упростить работу по созданию и последующему сопровождению Web сайта любой сложности и любого назначения - от простой домашней странички и онлайнового буклета до корпоративного сайта и системы электронной коммерции. Более подробная информация о DynaSite доступна на www.reksoft.ru/dynasite.
Опыт работы с крупными корпоративными клиентами и проведенные маркетинговые исследования позволили определить основные характеристики продукта. В основе созданной технологии лежит идея отделения информационного наполнения сайта от его дизайна. Все модули системы обладают простым и удобным интерфейсом, что позволяет управлять информационным наполнением именно тому человеку, который за него ответственен, вне зависимости от его технических навыков. В основе DynaSite лежит ядро, обеспечивающее базовые функции работы со структурой и содержимым сайта, в которое входят: модуль Управления содержанием, Динамической навигации, Персонализации информации и Управления доступом. В систему встроена поддержка новых технологий и стандартов (DHTML, WDDX, XML) и обеспечивается автоматическая адаптация выводимой информации к клиентскому программному обеспечения (тип и версия броузера, операционная система и т.д.). На основе ядра построены модули, отвечающие за бизнес-логику системы - модуль электронной торговли, коммерческой статистики, менеджер обратной связи, списки почтовой рассылки, онлайновый форум и др. Таким образом, при помощи DynaSite можно перенести в Интернет большую часть бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров и услуг, информационно-маркетинговым и сервисным обслуживанием клиентов и партнеров.
Интернет-системы, построенные при помощи DynaSite, отличает высокая масштабируемость и надежность. Следует отметить, что администрирование и работа персонала компании с содержимым сайта происходит полностью в режиме онлайн через Интернет. Технология DynaSite была использована при построении ряда интернет-систем, в том числе и магазина оЗон (www.ozon.ru), который в настоящее время обслуживает более 8 тыс. посетителей в день.
Компания Рексофт особое внимание уделяет развитию инфраструктуры расчетов в Интернет. В марте 1999 года была запущена система ASSIST (www.assist.ru), которая позволяет в онлайновом режиме осуществлять процессинг платежей с использованием кредитных карточек международных платежных систем (VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, JCB, AmEx). Это особенно важно в том случае, если компания планирует предлагать свои товары и услуги на зарубежном рынке, что, как показывает опыт, может составить значительную долю в ее обороте. Основной особенностью системы является то, что расчеты, проведенные с ее использованием, абсолютно легальны с точки зрения российского законодательства, а гибкая тарифная политика позволяет воспользоваться услугами системы интернет-магазинам любого масштаба.
В 2000 году в России ожидается рост числа компаний, активно использующих Интернет в своем бизнесе. Задачи, решаемые при помощи корпоративного сайта, все в большей степени будут смещаться от рекламных и информационно-маркетинговых в сторону решения технологических вопросов. При этом все больше внимания будет уделяться функциональности сайта, связи с бизнес-процессами и насыщенности полезной информацией.
Таким образом, интернет-коммерция это не просто создание онлайнового буклета или электронного магазина, за всем этим должны стоять отлаженные технологии работы с клиентами и все должно базироваться на наработанном ранее опыте, бизнес-процессах и инфраструктуре их обслуживания. Если же ожидания клиентов будут хоть раз обмануты, то будет потеряна большая и лучшая их часть. Компании, которые игнорируют запросы своих клиентов, обречены на неудачу. Технологии интернет-коммерции позволяют не только знать, но и предвосхищать потребности клиентов и только при такой организации работы можно будет с уверенностью смотреть в будущее.
В заключении хотелось бы сказать, что большинство неудач онлайнового бизнеса связано с недостатком профессионализма и практического опыта и их легко можно избежать, если вовремя обратиться к профессионалам-практикам, которые не будут ставить опыты над своими клиентами. Причем сотрудничать с ними желательно постоянно и обязательно при стратегическом планировании интернет-бизнеса.
Генеральные информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99
Информационные спонсоры конференции ИМ'Осень99