Необходимые шаги запуска успешного Интернет-проекта
Александр Гагин, ЗАО "Нетскейт"
В русском Интернете писателей больше, чем читателей. Поэтому сделать сайт не только полезным и красивым, но популярным и известным - серьезная задача: конкуренция высока. Достижение этой цели зависит от каждого из множества шагов, которые вы проходите при создании и в стартовой рекламной кампании сайта - каждую мелочь нужно не забыть сделать и сделать безупречно. Только тогда результат будет достаточно хорош, чтобы претендовать на лидерство. Список этих необходимых мелочей не так уж велик, и все они по отдельности известны. Попробуем собрать их вместе.
1. Что ждет в конце пути?
Прежде чем рассказывать "как", обсудим "что". Допустим, вы собрались делать некоторый новый сайт. Представим себе, что где-то в будущем проект запущен и работает, а мы следим за его успешностью, посещаемостью и отзывами о нем. Каковы они будут? Как предсказать это заранее? Такая методика существует. Она применима скорее к публичным, чем к корпоративным бизнес-сайтам, рассчитанным на узкий круг партнеров и коллег. Последние по своей функциональности ближе к телефону и факсу. Публичные же сайты, предпочитающие собирать аудиторию незнакомую и побольше, скорее похожи на газеты, журналы, радио и телевидение. То есть на СМИ, чем, в общем-то, и являются. На самом деле, в любом сайте есть немного от газеты, как бы он ни был ограничен рамками business-to-business. И поэтому предлагаемая схема применима отчасти и к таким проектам.
Схема же очень проста. Проект нужно примерно оценить по семи параметрам. Это: оформление, востребованность информации, уникальность информации, технологичность/интерактивность, реклама/раскрутка, интеграция/партнерство и частота обновления. Сайт, у которого со всех этих сторон сплошные "пятерки" (или десятки - шкалу оценки каждый может выбрать на свой вкус), обречен стать хитом. Но это сложно - как правило, ограничения с какой-то стороны создаются самим жанром ресурса. Взять, например, поисковую систему: она часто обновляется, информация всем нужна, оформить можно хорошо, отрекламировать, за сервером будет скрываться мощь технологии. Но своей собственной, уникальной информации, у поисковой машины быть не может - уже из-за жанра. Она ведь поисковая машина, а не электронный журнал. Но если нельзя получить пятерку "по контенту", то можно, по крайней мере, не получить по этому параметру двойку. Поэтому, например, Яндекс регулярно публикует "сказки" и обсчитывает НиНи-индекс. И поэтому является, на мой взгляд, лидером. Возьмите себе в качестве примера несколько популярных или не очень популярных сайтов (скажем, ваш собственный) и посчитайте их потенциальную успешность по этим параметрам. Совпал такой прогноз с реальностью? Если совпал, то вы сразу видите, где у вас упущение, и где вместо "двойки с минусом" надо срочно подтянуться на троечку - это уже повысит результат. Обычно усилий для этого нужно не так уж много - прикрутить искалку или послать пару писем обозревателям.
Другой полезный способ применения этой методики - если вам хочется сделать новый и суперперспективный, на ваш взгляд, проект, то сначала оцените его по этим параметрам и посмотрите, а имеет ли смысл его делать.
2. Чем модный костюмчик хуже самодельных штанов?
Один мой приятель, нервно относившийся к непрерывному чтению журналов с выкройками его женой, поспорил с ней, что может сшить ничем не хуже - и без всяких чертежей. Тряпка, ножницы и нитка - все, что ему нужно. И результат будет ничем не хуже, говорил он. И действительно, изготовленные им брюки вполне могли согреть и как-то защитить от грязи. Но создавали дискомфорт в области паха, пытались спадать и выглядели как то, чем и являлись. А приятель, надо сказать, был большим занудой или, если так это звучит добрее, был упорен. И вторая попытка была уже с выкройкой. Результат был на порядок лучше в части облегания, но в целом ушел недалеко от первого творения. С сайтами все обстоит примерно так же.
В принципе, чтобы сделать вполне приличный сайт, предоставляющий информацию и как-то способный согреть, много не надо. Минимальное знание HTML, идеи гиперссылок, графический и текстовый редактор - все, что для этого нужно. Разложить текст и графику по страницам и связать те ссылками - дело незамысловатое. Отсюда и миф о легкости веб-производства. Но результат будет похож на те штаны. Но это как раз понятно. Менее очевидно, что и сайт, самодеятельно сделанный "по выкройке" - то есть по украденному прототипу или по макету, даже созданному дизайнером, - будет все равно самоделкой, и это будет заметно. Увы, даже профессиональный верстальщик, профессиональный дизайнер, программист, рекламист, аналитик и т.д. не сделают сайт вместе, пока они - набор специалистов, а не единая производственная единица, работающая по индустриальной процедуре.
3. Не забудь купить сыр и анчоусы
Что же входит в индустриальную процедуру, о которой я говорю с таким пафосом? Может быть это список действий, по которому можно расставить галочки или из которого можно сделать прейскурант? Увы, нет. Технологии не стоят на месте. Уровень индустриального качества непрерывно поднимается. Число специализаций сотрудников интернет-студий растет. Подробности проработки каждого сайта возникают и, как ни странно, исчезают (некоторые средства перестают быть эффективны и, значит, нужны, а некоторые автоматизируются). То, что я предлагаю вам ниже - это только примерный список, адекватный на сегодняшний день.
Первый шаг - это проработка проекта. Действия тут театрального характера, требующие развитого воображения. Вы, вероятно, уже знаете на стадии проекта, какова будет структура сайта, какая там будет информация, каковы будут задачи, которые сайт решает. И сформулировали, какова будет аудитория. Дальше есть еще некоторые шаги, которые обычно не столько забываются, сколько опускаются из-за их сложности: для подробного умозрительного их продумывания полезен опыт игры в шахматы вслепую на нескольких досках. Представьте себя человеком из аудитории сайта (или несколькими). И подумайте, войдя в роль: а как вы на этот сайт попали? А что вы увидели на заглавной странице и что привлекло ваше внимание? А куда вы пошли по нему? А каковы будет ваша траектория? Каким сайт запомнится? И почему, когда и зачем вы вернетесь на него в следующий раз. Представили? Чудесно. Это не даст прямых результатов, но понимания, как должны быть расставлены акценты, и что надо не забыть, прибавит.
Второй шаг - это, собственно, производство. Тут все зависит от менеджера, и я не буду рассматривать это подробно - понятно, что художники, верстальщики и программисты работают совместно, создавая по намеченному плану продукт.
Третий шаг - доведение сайта напильником. Тут вам понадобятся как минимум корректор и программа для проверки ссылок и корректности HTML. Второе - дело обычное, а первое обычно забывается. Поэтому повторюсь - весь сайт должен просмотреть корректор. Можно сделать распечатки всех страниц, на них пометить ошибки и сдать на исправление верстальщику. Заодно проверите, как выглядит сайт в таком виде. Конечно, на этой стадии идет проверка в разных версиях бродилок, на разных разрешениях и в разном количестве цветов - даже если это уже было проделано с макетом, полезно повторить еще раз по готовому сайту. И, наконец, вспомнив свои сайтоэротические фантазии из шага один, походите с придирчивым оком под видом посетителя. Все ли удобно? Все ли умно? Даю 40 бит из 32, что что-то да понадобится доделать. И снова корректор, снова автоматическая проверка ссылок. До состояния безупречности. В конце концов задайте себе этот вопрос - сайт безупречен? Да? Тогда пошли дальше.
Третий с половиной - кстати, не забыли ли вы попробовать "отхачить" собственный сайт, подсовывая нерегулярным образом (специально созданными страничками) его программам непредусмотренные данные? А красивые ли сообщения выдают эти программы, когда ломаются? А страничку ошибки 404 вы сделали красивой? А титры сайта описали - чей он, зачем, куда звонить-писать, где кнопочка 88х31, чтобы ссылку на него поставить? А мини-справка о сайте по-английски у вас есть? А подумали ли вы о том, что рано или поздно захотите узнать посещаемость сайта и откуда на него ходят? Включить в рейтинги? Поставить программы подсчета статистики? Это сделали? А резервная копия на случай гибели диска у вас сохранена? А процедура сохранения изменений в "бэкапы" есть? Все предусмотрели? Не верю.
Четвертый шаг - раскрутка. Тут возможности совсем уж беспредельны - вплоть до написания личного письма (личного, по имени-отчеству, с уникальными деталями) каждому из миллиона с лишним русскоязычных интернет-пользователей. Но, вкратце: пресс-релиз по-русски и по-английски, и их рассылка по рубличным базам пресс-релизов. Профессиональные анонсы о новых сайтах: Дизайн-Вестник, webex.ru и прочие. Анонс на собственном сайте. Письма обозревателям. Письма в профессиональные списки рассылки. Баннерная кампания. Ссылки на дружественных сайтах. Письма в онлайновые и офлайновые журналы по профилю. Анонсы в usenet. Не надо только спамить. Но все остальное нужно сделать - все, находящееся в пределах сетевой этики. А что предусмотрено - об этом расскажет кто-нибудь другой.
Информационные спонсоры конференции ИМ'99