Обязательный Wi-Fi?
Константин Изварский,
«Экспресс-Электроника»#1/2004,
Когда речь заходит о неминуемом, отступают даже самые отъявленные скептики. Что ж, технология Wi-Fi в самом деле меняет телекоммуникационный пейзаж, и это действительность, с которой просто стоит смириться. Но, как и любая реальность, она вызывает вопросы. Кому и зачем нужны беспроводные сети передачи данных? - вот лишь некоторые из них. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем дать на них ответ.
Для начала скажем о главном - о терминах, ибо нужно различать типы беспроводных приложений. Беспроводное оборудование используется для передачи данных на определенное расстояние, абонентом такой сети может быть и один человек, и целая локальная сеть компании, насчитывающая сотни пользователей, - совершенно другое приложение с иными требованиями к оборудованию. Можно выделить и третий тип приложения, так называемые Personal Area Networks. Как правило, это беспроводные гарнитуры, мыши, клавиатуры, то есть то, что находится непосредственно на рабочем месте и позволяет избавиться от лишних проводов. Если говорить о России, у нас наиболее распространен беспроводной доступ к сетям передачи данных. И это легко объяснить: изначально плохая инфраструктура связи, монополизм на доступ к "последней миле" - такие факторы постоянно подстегивали распространение именно этого типа приложений.
Незамысловатость поставленного вопроса, возможно, кого-то смутит. И правда, кому, а главное, зачем они нужны, эти беспроводные сети? Во-первых, пользователю. В самом широком смысле слова. Во-вторых, для доступа к информации, под которой следует понимать не просто заданную последовательность нулей и единичек. Но вот незадача: если бы все было так, как мы пытаемся представить, мир давно отказался бы от проводов, а ноутбук с возможностью беспроводной связи превратился в привычное бытовое устройство, вроде чайника. Но в том то и дело, что, несмотря на все рвение апологетов беспроводных технологий, современная компания не может обойтись без локальной вычислительной сети, а наш "чайник" не обзавелся беспроводным доступом в Интернет.
А поскольку мы говорим о реалиях, не будем отрицать очевидного факта - время Wi-Fi в России еще не наступило. Сторонники иного мнения могут называть цифры о динамике открытия беспроводных локальных сетей общего пользования (или хот-спотов) и утверждать, что все обстоит совершенно иначе, но в качестве аргумента достаточно привести слова представителя компании, предоставляющей услуги на базе беспроводных сетей передачи данных, который заявил буквально следующее: кроме помех и головной боли, Wi-Fi ничего не могут дать операторам. Вот, пожалуй, самые точные слова, характеризующие отношение российских провайдеров к новому виду доступа в Интернет.
Однако нет сомнений в том, что появление хот-спотов в странах, где есть заметное число пользователей Интернета, неминуемо и рано или поздно к развертыванию зон Wi-Fi приступят крупные операторы связи. Но прежде их созданием займутся небольшие фирмы, которые при поддержке крупных производителей беспроводного оборудования, что называется, снимут сливки. В результате процесс все равно пойдет, но без всякого контроля со стороны операторов. Не это ли сейчас происходит в России?
Не будем вдаваться в подробности, к чему может привести этот сценарий развития событий, поговорим о пользователе, ведь именно ему предоставляются услуги беспроводной передачи данных. Само собой разумеется, потенциальный подписчик услуг Wi-Fi - обладатель ноутбука или карманного ПК с возможностью беспроводной связи. Но если привести хоть сколько-нибудь правдоподобную информацию относительно количества мобильных пользователей, становится ясно, что она ничтожно мала. Причем речь идет лишь о потенциальном абоненте беспроводной сети. Из этого количества нужно вычленить только тех, кому необходим мобильный Интернет, к примеру, по долгу службы. Сделав примерный подсчет, мы и получим более-менее ощутимый рынок Wi-Fi. Уточним, речь идет именно о хот-спотах и соответствующих информационных услугах, ведь корпоративные беспроводные сети - это совсем другой рынок, иные масштабы и оборудование. Не правда ли, незначительный сегмент получается? Но поскольку рынок беспроводных локальных сетей общего пользования только начал развиваться в России, не стоит ждать, что этот младенец одним легким усилием встанет на ноги.
И потом, нельзя не признать серьезных изменений на рынке мобильной техники. Фактически только с 2003 года ведущие производители ноутбуков стали встраивать в свою продукцию терминальные устройства беспроводного доступа, что позволяет снижать затраты пользовательской части. Вспомните, что произошло в 1969 году, когда молодой фирме Intel удалось спроектировать единую универсальную микросхему - центральный процессор общего назначения? Он взял на себя разнообразные функции, для реализации которых ранее приходилось применять множество различных компонентов. Это была настоящая революция. Похожая, правда, меньшего масштаба, революция, которая принесла выгоду конечному пользователю, произошла и с появлением платформы Intel Centrino, объединившей мобильный процессор, чипсет и адаптер беспроводной связи самого распространенного (на данный момент) стандарта. Это означает, что клиентская база растет параллельно с развитием беспроводных сетей. Интересно, что к 2007 году, по разным оценкам, количество ноутбуков на платформе Centrino составит почти 90% от общего количества устройств данного типа. Как минимум, это приведет к увеличению потенциального рынка пользователей Wi-Fi, который во всем мире еще только формируется, не говоря уже о нашей стране.
Другой фактор (его почему-то мало кто учитывает, когда речь заходит о развивающейся беспроводной технологии) - радиочастоты. Ресурс, имеющий весьма определенные ограничения. Увы, только при наличии свободных частот возможно строительство и хот-спотов, и других беспроводных приложений. Доступ к частотам во всем мире регулируется, и Россия не исключение. Применительно к беспроводным сетям передачи данных, это диапазон 2,4 ГГц (2400-2483,5 МГц). Его активно осваивали около семи лет, и уже года два, как он физически кончился, поскольку все возможные разрешения на использование частот уже выданы. Разумеется, где-то в провинции частоты еще есть, но в большинстве крупных городов диапазон 2,4 ГГц просто-напросто исчерпан.
С появлением оборудования, способного работать в частотном диапазоне 5 ГГц, ситуация вроде бы нормализовалась, так как с его освоением связывают новый этап развития рынка. Что касается локальных беспроводных сетей, здесь первое время вообще о каком-либо легальном развитии не было и речи, потому что процедура работы с ними никак не регламентировалась. В 2002 году операторским компаниям удалось добиться заметного облегчения при получении разрешения в диапазоне 2,4 ГГц для строительства внутриофисных систем передачи данных. После выхода известного постановления Минсвязи процедура получения разрешения для пользователей стала несложной и недорогой, при этом исключались многочисленные согласования, бессмысленные для локальной беспроводной сети. Сегодня нечто подобное пытаются сделать для диапазона 5 ГГц, чтобы найти в нем такой участок спектра, который можно было бы использовать на основании license free, то есть без специального разрешения. Если это удастся, появится новый катализатор, способный серьезно подстегнуть развитие беспроводных сетей.
Диапазон 5 ГГц, а точнее 5,15-5,825 ГГц, в котором действует оборудование стандарта IEEE 802.11a, привлекателен именно тем, что он новый и свободный. Конечно, более высокая частота означает большую скорость (стандарт 802.11а предусматривает максимальную скорость передачи данных 54 Mбит/c), но главное - это возможность работы в новом, "чистом" диапазоне. В свое время широкая доступность и невысокая цена оборудования для диапазона 2,4 ГГц привели к его сильному "замусориванию". Любой желающий мог купить радиокарточки, антенны и построить сеть, не принимая во внимание, что у этого диапазона уже есть "хозяева". В результате массового пиратства деятельность операторов осложнилась, ведь из-за многочисленных помех они были не в состоянии гарантировать качество услуг. Новый диапазон лишен всех этих недостатков.
В условиях свободных радиочастот рынок будет бурно развиваться, что принесет пользу не только провайдерам, предоставляющим соответствующие услуги, но и конечному пользователю, поскольку с новым диапазоном связаны более высокие скорости и более значительные объемы передаваемой информации, а значит, и комфорт, к которому еще со времен изобретения колеса стремится человеческая природа.
В качестве последнего штриха приведем прогнозы развития рынка Wi-Fi, тем более что по этой части информации предостаточно. К таким данным можно относиться по-разному, скажем только, что это приблизительный подсчет, учитывающий нынешнее состояние рынка и его динамику. Итак, согласно последнему докладу исследовательской компании Allied Business Intelligence, число зон Wi-Fi в ближайшие пять лет превысит 200 тыс. (для сравнения: в 2003 году, по данным той же компании, их количество составило 28 тыс.; на конец 2003 года в России, по подсчетам автора этих строк, насчитывалось порядка 62 реально действующих хот-спотов). Самый быстрый рост наблюдается в Азии. Пока по количеству хот-спотов лидирует Северная Америка (12400), но Азиатско-Тихоокеанский регион, по прогнозам специалистов Allied Business Intelligence, должен опередить ее к 2008-му. Столь оптимистичный прогноз не в последнюю очередь основывается на показателях объема продаж оборудования для сетей Wi-Fi. По мнению Gartner, продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли в 2002 году почти на 80%. В 2001 году их число составило 1,9 млн штук, а в 2002-м - 3,4 млн.
Кстати, о Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как известно, один из действенных способов привлечь клиента - демократичная ценовая политика. В этой связи стоит отметить, что кое-где сети Wi-Fi уже стали бесплатными. Речь идет о крошечном острове Ниуэ с населением 2 тыс. человек в Полинезии, принадлежащем Новой Зеландии. Проект бесплатных зон Wi-Fi создан благотворительной организацией Niue Internet Users Society. Услугами электронной почты и доступа в Интернет беспрепятственно могут пользоваться не только местные жители, но и туристы. Не правда ли, рай для мобильного пользователя?