2004 г.
Жизненный цикл обслуживания продуктов: самолету тоже нужна нянька
Андрей Шуклин
«IT Manager », #5/2003
Вы никогда не задумывались, какой вопрос чаще всего задают себе люди, пытающиеся найти свое место в "прогнившей" системе капитализма? Я более чем уверен, что не только задумывались, но и сами не раз спрашивали себя: "Как заработать больше денег?"
Если я скажу, что знаю ответ на этот вопрос, вы либо решите, что я - Бог, либо выбросите IT Manager и больше никогда не возьмете его в руки. Оба исхода не принесут никакой пользы, поэтому не будем гадать на кофейной гуще, а попробуем научиться строить IT-инфраструктуру так, чтобы взять от системы все:
Валенки, валенки, не подшиты, стареньки...
На самом деле, наша статья не про валенки, однако, как показывает практика, все гениальное - просто. Хотите - смейтесь, хотите - нет, но эта народная песня дает представление, почему в России всегда были проблемы с организацией бизнеса.
Вообразим ситуацию: дядя Ваня свалял пару валенок и получил за это три рубля, но он, к сожалению, не может подлатать валенки приезжему москвичу, поскольку именно в рамках деревни реализован пожизненный цикл обслуживания продукции. И потребители неизбежно обращаются к дяде Ване, с просьбами отремонтировать или сделать новые валенки. Отсюда следует несложный вывод: если вы монополист, то и клиенты, и партнеры будут сами прибегать к вам и просить с ними работать. Однако не всем быть монополистами, к тому же таких воротил часто убивают около собственного дома. Так что целесообразно задуматься, как подлатать валенки и получить за это дополнительные деньги, если у клиента есть выбор и он, собственно, может не обратиться к вам самостоятельно.
Теоретически, если развить эту мысль до масштабов мировой экономики, которая несколько сложнее, чем товарные отношения одной деревеньки, вы как раз получите принцип пожизненного обслуживания продукции. И чтобы понять, чего конкретно вы хотите, вам придется просто мыслить более крупными категориями и учиться различать в них мелкие детали.
Пожалуй, уже можно сформулировать концепцию пожизненного обслуживания продуктов в целом. Как ни странно, эта работа не кончается латанием валенок соседки Маруси: Производитель (разработчик, отдел сервиса) должен постоянно поддерживать контакт с остальными участниками процесса производства, обслуживания и реализации продукта. Однако, почему должен? Вы, как свободный человек, безусловно, никому и ничего не должны. Точнее, вам следует это делать, если вы хотите получить от выпущенного (проданного, разработанного) продукта всю возможную прибыль.
Как это сделать - отдельный разговор, который мы начнем через пару абзацев, но сначала давайте разберемся, каким образом подобный подход к методике работы окажет влияние на ваши отношения с партнерами. На самом деле, что означает "пожизненное обслуживание" для тех, кто работает с вашими продуктами? Это удобство и доступность информации в любое время, или, проще говоря, - удобство работы. Представляете, если бы вам всегда была доступна нужная информация, насколько быстрее стали происходить бизнес-процессы, а значит, возросла бы и прибыль.
Как ни странно, такое джентльменское отношение действительно повышает эффективность производственной и экономической деятельности. Кстати, в мире логических схем все обстоит точно так же. Согласно исследованиям американских ученых, если изменить принцип работы роутеров (устройств, которые выбирают, как вы получите веб-страницу - через Лондон или через Нью-Йорк) так, чтобы они учитывали последующую загруженность канала, помимо его остаточной пропускной способности на момент обращения к ресурсу, то скорость Интернета возросла бы в 1,33 раза только потому, что пропали бы "пробки", возникающие из-за резкой загрузки каналов. Когда проводилось данное исследование, за основу правил роутинга был взят принцип Джона Нэша, о котором снят фильм "Игры Разума". Вряд ли все было именно так, как в фильме, но сегодня действительно существует принцип экономики, изобретенный Джоном Нэшем, ставший чуть ли не краеугольным камнем всего сегодняшнего рынка. Как показывает практика, такой же метод срабатывает в электронных устройствах, и, быть может, он поспособствует развитию вашего бизнеса.
Аналогичным образом обстоят дела и в промышленном секторе. Действительно, если инженеру проще создать новую деталь, чем приспособить старую, только из-за невозможности получить своевременный доступ к чертежам и спецификациям, что говорить об экономии средств и времени? По сути, каждый сотрудник вынужден изобретать велосипед, вместо того чтобы сослаться на существующую документацию. А как показывает практика, даже принципиально новое устройство может содержать от 30% "старых" деталей, производство которых уже отработано. Вот и приходится думать, как заставить систему работать не на себя, а на вас?
На самом деле, процесс консолидации ресурсов, или, проще говоря, создания единой базы данных, сегодня актуален для крупнейших организаций нашей страны. В частности, небезызвестная контора, с гордым названием МВД, тоже пытается внедрить единую базу данных для всех регионов. Как видите, тенденция на лицо - если вы сможете органично вписаться в пожизненный цикл обслуживания, станете удобным партнером и начнете получать прибыль на всех этапах эксплуатации конечного продукта.
Но любая красивая идея требует четкой и качественной реализации, мало вынести вопрос консолидации на повестку дня - нужно придумать, как это сделать в реальных условиях.
Что же поможет организовать единую систему, в которой работают как инженеры, так и менеджеры по продажам? Кстати, не стоит забывать, о последних. Кто еще в состоянии заключить договор с партнерскими компаниями? Кто еще поймет, чего хочет заказчик? Наверняка вы знаете, что наша страна всегда славилась способностью заниматься наукой ради науки, однако то, что было реально в условиях социализма, может стать огромной ошибкой, когда вы играете на открытом рынке. И если не сменить политику реагирования и планирования, вы будете чувствовать себя как машинист скоростного монорельсового поезда за рулем джипа-вездехода, со всеми вытекающими последствиями.
PLM: Take the Lead!
Прежде чем приступить к описанию возможностей конкретной системы, честно и откровенно признаюсь, данная статья посвящена решению IBM, а именно продуктам SMARTEAM и ENOVIA. Я не хочу сказать, что невозможно сделать это по-другому, однако решение IBM удобно своей законченностью, поскольку компания предлагает весь спектр услуг для бизнеса, начиная с вычислительных ресурсов "по требованию" и заканчивая полным пакетом программного обеспечения.
В рамках форума жизненного цикла обслуживания, проходившего под девизом "PLM: Take The Lead", обсуждались два программных продукта, составляющих полноценную инфраструктуру для работы с проектами.
SMARTEAM
Итак, давайте разберемся, что имеется в виду под производственной консолидацией:
- доступность конструкторской документации
- возможность работы в различных средах
- возможность участия руководящих лиц в процессе проектирования
- интеграция с различными ERP и прочими системами
Вот так выглядит упрощенный перечень требований, предъявляемых к программной среде, которую хочет видеть заказчик. SMARTEAM и представляет собой этакого спрута, который может работать совместно с различными системами, обеспечивая всех сотрудников необходимой информацией.
Обратите внимание, речь идет не о простой компьютеризации чертежей и переход на системы CAD (Computer aided Design - компьютерное проектирование). SMARTEAM позволяет работать с готовой документацией не зависимо от того, чем вы занимаетесь и каким программным обеспечением пользуетесь. В частности, вы можете обращаться к CAD-проектам прямо из окружения Microsoft Office.
Какую реальную выгоду способна принести предприятию единая база данных, доступная всем сотрудникам (естественно, если они обладают правами доступа)? Во-первых, над одним и тем же изделием могут работать несколько специалистов. То есть еще до выпуска продукта, технолог, при необходимости, оставит ремарку о невозможности создания такой детали и ошибка будет исправлена на ранней стадии проектирования. Во-вторых, отдел продаж может получить нужные сведения еще до завершения проекта и начать планирование его реализации. Также нельзя забывать, что через неделю работы вы продемонстрируете заказчику трехмерные наброски и базовые характеристики разработки. И если он скажет "нет" или выразит какие-нибудь пожелания, незамедлительно внести коррективы, оставив замечание прямо в базе данных.
Конечно, для каждого конкретного проекта SMARTEAM способен принести пользу. Однако два базовых принципа, которые вы напишете на стене своего офиса, начав пользоваться SMARTEAM, - это командная работа и доступность информации.
ENOVIA
Но мало сделать информацию доступной, проект нужно еще создать и утвердить. Для этого IBM предлагает пакет ENOVIA, в который входят средства для совместной работы и приложения, реализующие трехмерную визуализацию, доступную за пределами CAD-системы, а также собственная CAD-система IBM, CATIA V5.11 (хотя IBM называет ее "Катия", кажется, инженеры скорее привыкнут к новшеству, если назвать программу "Катя").
К преимуществам использования ENOVIA и SMARTEAM стоит отнести возможность публикации информации о продукте на веб-сайте в реальном времени. То есть заказчику не обязательно посылать запрос, чтобы получить интересующую информацию. Достаточно зайти на сайт и воспользоваться возможностями портала. Кстати говоря, IBM уже давно пропагандирует использование порталов как средств внутреннего и внешнего взаимодействия и ведения бизнес-процессов. И это вполне естественно - если есть Интернет, почему не использовать его для того, чтобы получить дополнительный доход?
Но вернемся к возможностям ENOVIA. Конечно, не трудно использовать и другую CAD-систему, собственно, для того и создан SMARTEAM, чтобы работать с различными средами. Однако ENOVIA представляет собой законченный продукт, имеющий достаточно удобные модули. Вряд ли стоит перечислять их все - в любом случае, если это предложение привлечет ваше внимание, вы всегда найдете необходимую информацию на сайте ibm.com/solutions/plm. Но о наиболее интересных возможностях CATIA, пожалуй, нужно сказать несколько слов.
Самое приятное, что ENOVIA использует контекстное проектирование. Например, если инженер Петров передумал и решил сделать головку болта не шестиугольной, а восьмиугольной, то в проектах всех продуктов, использующих "болт Петрова", шестиугольные болты станут восьмиугольными. А это значит, что даже если никто не заметит такой невинной "шалости" и Петров не получит вовремя "по шее", по крайней мере, не возникнет проблем, когда вместо ожидаемых шестиугольных болтов вам привезут тонну восьмиугольных.
Отсюда следует еще одна удобная опция: раз все проекты завязаны друг с другом, вы можете создать спи-сок совместимых с данной деталью образцов или же организовать выбор опционных компонентов, нажав лишь одну кнопку. В любом случае работа над проектом становится очень гибкой, а разработчик пополняет свой арсенал дополнительными возможностями.
Но если эти две возможности представлены и в других системах, то электронное моделирование человека - практически уникальное преимущество ENOVIA. Нет, я не хочу сказать, что больше ни одна среда не может создать электронный манекен, отнюдь. Но, пожалуй, только ENOVIA позволит оценить взаимодействие человека и изделия, не прибегая к дополнительному программированию.
Также стоит отметить, что ENOVIA обладает возможностями графического портала. То есть увас появляется доступ к разработке через стандартный интерфейс браузера - нужно только загрузить привычный Internet Explorer и пройти авторизацию на сайте. Кстати, в рамках среды можно реализовать даже интерактивную работу с порталом, потому что ENOVIA обладает средой разработки приложений Java, которые, как известно, действуют независимо от используемой оболочки.
К интересным модулям ENOVIA отностится и система рендеринга в реальном времени. Используя документацию BOM (Bill Of Materials - описание материалов), вы можете получить готовую картинку и опубликовать ее в рамках того же портала.
Конечно, на этом возможности графической среды не исчерпываются, и если вы действительно хотите знать о ней все или просто понять, подойдет ли она для ваших нужд, что ж, тогда вам лучше сходить на сайт, адрес которого указан выше.
Ну и что?
Возможно, вы скажете: "Ну, да, куча картинок, можно вставить в объект человека, можно заставить работать все это вместе - и что дальше?" А дальше, как раз начинается ваша работа. Ведь когда люди сталкиваются с абстракцией, им далеко не всегда удается выразить свое отношение однозначно, - для этого нужно иметь особый склад ума. В большинстве случаев, человек ориентируется на картинку, (а она у вас теперь есть), причем отражающую продукт именно таким, какой он получится. Разве это не дополнительный штык в вашем арсенале?
А что касается совместной работы - нет ничего проще. На самом деле вся выгода в том, что вы можете получить картинку в любой стадии разработки плюс создать итоговую модель гораздо раньше, нежели при традиционном подходе. Также вы сэкономите время на компоновке работ из разных CAD, ERP и прочих систем, поскольку SMARTEAM сделает все самостоятельно. А время, это, как известно - деньги. Вы выводите продукт раньше конкурентов, вы делаете его лучше, растет прибыль, и на вашем лице расплывается довольная улыбка. Что еще надо деловому человеку?