Информационное обслуживание
и организация
рынка с использованием технологий Internet
Ольга Черных, МФД-ИнфоЦентр
Структура информационных ресурсов в Internet
Информация
Сеть Internet представляет собой связанные в единую
структуру разнородные по информационному наполнению ресурсы. Несмотря
на неограниченную емкость Internet, состояние информационной среды
сегодня можно охарактеризовать как "информационная депрессия":
с одной стороны информации слишком много, с другой стороны собрать
полную информацию по интересующей теме невозможно по следующим
причинам:
- множественность источников;
- фрагментарность, обусловленная использованием
источниками различных способов хранения данных (печатный, электронные
бюллетени, базы данных и другие);
- дефицит времени на селекцию и обработку всей
информации;
- стоимость получения информации;
- ненадежность данных;
- трудности функциональных средств работы с данными.
По оценкам J.P.Morgan распределение информационных
ресурсов в Internet выглядит следующим образом:
Год
| Финансы | Новости
| Наука и техника |
Бизнес | Библиотеки
| Прочие |
1990 | 60.6
| 4.8 | 7.5
| 18.5 | 7.1
| 1.5 |
1991 | 61.1
| 4.8 | 7.2
| 18.8 | 6.7
| 1.4 |
1992 | 61.3
| 4.9 | 6.9
| 19.2 | 6.1
| 1.2 |
1993 | 61.4
| 4.9 | 6.7
| 19.7 | 6.1
| 1.2 |
1994 | 61.2
| 5.0 | 6.5
| 20.2 | 5.9
| 1.1 |
1995 | 60.0
| 5.1 | 6.3
| 20.9 | 5.6
| 1.1 |
1996 | 60.7
| 5.2 | 6.2
| 21.5 | 5.4
| 1.0 |
1997 | 60.3
| 5.3 | 6.0
| 22.1 | 5.2
| 1.0 |
1998 | 60.0
| 5.5 | 5.9
| 22.8 | 5.0
| 0.9 |
1999 | 59.6
| 5.6 | 5.7
| 23.5 | 4.7
| 0.8 |
2000 | 59.2
| 5.8 | 5.6
| 24.1 | 4.5
| 0.8 |
Значительная часть информации в Internet - online службы библиотек,
университетов, общественных, государственных, и международных
организаций (в качестве примера можно познакомиться с информационными
ресурсами Всемирного банка - www.worldbank.org), научная литература
(главным образом физика - www.physics.carleton.ca, химия, фармацевтика
- www.ch.ic.ac.uk/chemime2.html), дистанционное образование, газеты
и журналы, художественная литература и искусство (www.uktw.co.uk/rsc.html).
Для поиска информации в Internet используются каталоги, поисковые
и справочные системы. Наиболее известны серверы Alta Vista (www.altavista.digital.com),
имеющая максимальное количество ссылок и указателей на источники
информации, Yahoo! (www.yahoo.com), InfoSeek (www.infoseek.com)
и Excite (www.excite.com). Из российских каталогов наиболее популярен
сервер Russia on the Net (www.ru).
Финансовые данные можно разделить на следующие категории:
- Cообщения прессы (газеты online, исторические
базы данных - Reuters Business Briefing, R-монитор, FT Profile,
NewsEdge);
- Данные о слияниях и поглощении компаний (SDC,
Acquisitions Monthly);
- Финансовая информация (в основном профили компаний
и корпоративная информация) - D&B, DBC corporation;
- Маркетинговые исследования рынка (MAID);
- Данные о владельцах и акционерах (Институт коммерческой
инженерии);
- Акции и облигации (рыночные цены, объемы, доходность
и пр.) -www.westergaard.com:8080/goquote.html, www.li.net/stanh.stocks.html
и другие.
Через Internet удобно получать новости, дайджесты
и краткие заголовки новостей. Часть из них доступны бесплатно,
через наиболее популярные серверы как дополнительный сервис для
посетителей, бизнес-новости обычно предоставляются специализированными
службами, классифицируются по предмету торговли и передаются на
основе подписки. В качестве примера можно рассмотреть американскую
службу Dow Jones News/Retrieval (DJNR).
Организация рынка требует в первую очередь обеспечить
открытость рынка и широкое распространение информации о правилах
торговли и участия, котировках и тенденциях. Поэтому сегодня Internet,
как самая массовая структура, получила широкое распространение
для реализации подобных проектов.
Есть первый опыт организации собственно торговых
систем с расчетами через Internet. Можно назвать систему Sea.Net,
предназначенную для заключения контрактов на морские перевозки
(shipping), а также банковский сервис Deutsche Borse в Internet
для совершения операций на рынке ценных бумаг.
Проблемы безопасности транзакций через Internet,
особенно остро стоящие в России из-за высокого уровня пиратства,
не позволяют сегодня в полной мере использовать Internet для совершения
сделок, но уже в середине 1997 года можно ожидать широкого распространения
систем home-banking среди российских клиентов.
Программисты используют Internet для получения новых
версий программного обеспечения и специализированных программных
продуктов, необходимых для выполнения задач. Простой пример такой
службы - www.netscape.com.
Виды информационных услуг в Internet
Каталоги и справочные системы по ресурсам Internet
предназначены для поиска данных по определенному пользователем
ключу. Сервис предоставляется абонентам Internet бесплатно и поддерживается
доходами от рекламной деятельности владельца или спонсируется.
Доступ к библиотекам, медицинской литературе, каталогам
и справочным системам, а также к газетам и журналам обычно также
предоставляется абонентам Internet бесплатно (только оплата за
сетевой трафик). Попытки ввести оплату за использование такой
информации приводили к тому, что клиенты переставали пользоваться
данной услугой и уходили к другому поставщику аналогичной информации.
Расходы на поддержку и разработку данного вида услуг для абонентов
Internet финансируется за счет рекламного бюджета организации-владельца,
государственных дотаций или спонсорских взносов.
Бизнес-информация (котировки и цены, новости, дайджесты
и заголовки) и доступ к торговым системам оплачивается абонентом
отдельно, помимо услуг провайдера Internet.
В качестве примера можно рассмотреть американскую
службу Dow Jones News/Retrieval (DJNR), у которой 233 000 подписчика.
При схеме расчетов на основе фиксированных взносов единоразовая
оплата услуг составляет $29.95 и годовая подписка - $19.95. Иная
форма оплаты (клиентоориентированная) - $0.15 за котировку и $2.95
за каждое новостное сообщение.
Для ориентира, общий уровень цен составляет от $20-50
в месяц за информацию с задержкой от часа до суток до $500 в месяц
за использование бизнес-информации в режиме реального времени.
В последнее время наряду с другими часто используется
схема оплаты на базе фактического использования информации (за
Кб).
Для поиска информации (в том числе и внутри самого
ресурса) используется сервис WWW (world wide web) и пользователю
Internet достаточно стандартной программы -- броузера. World wide
web предназначен для передачи текстовой и графической информации.
В течение последнего года разработчики информационных услуг очень
активно предлагают JAVA-приложения обработки информации.
Законодательные акты, регулирующие рынок, и иные
положения о деятельности профессиональных участников рынка накладывают
ограничения на доступ и режим распространения информации (следовательно,
не все данные можно получить в Internet). Еще одно ограничение
- на способ получения информации - накладывается активностью рынка.
Для абонентов Internet предлагается несколько базовых вариантов
информационного обслуживания (телеконференции, электронная почта,
ftp, www).
Возможность доступа к широкой аудитории сделала Internet
эффективным средством маркетинга.
Основные этапы организации маркетинга через Internet:
- Размещение рекламы в Internet. Важную роль в
настоящее время играют привлекательный дизайн homepage, активность
обновления рекламных материалов (их соответствие данным, реально
используемым в момент обращения), возможность online заказов и
размещение полезного сервиса в Internet;
- Анонсирование маркетингового исследования;
- Анкетирование посетителей;
- Сбор и обработка результатов.
Для передачи конфиденциальной или быстроменяющейся
информации через Internet целесообразно использовать специальное
программное обеспечение, разработанное для конкретного вида услуг.
Для клиента преимущество такого способа заключается в оперативности,
надежности и безопасности получения самой свежей информации, а
также в возможности экспорта обработанной информации в другие
программы, необходимые для выполнения своей задачи.
В качестве примера приведу основные характеристики
информационных бизнес-служб МФД-ИнфоЦентра, доступных пользователям
Internet (www.mfd.msk.ru).
Предложения ООО "МФД-ИнфоЦентр"
для пользователей Internet
В ноябре 1995 года специалистами МФД была разработана
система совершенно новой категории, не только для российского,
но и мирового рынка информации - "ГКО-Инвест". Данная система
позволяет в режиме реального времени передавать инвесторам рынка
динамику торговой сессии на ММВБ по ГКО и ОФЗ. В основу данной
системы легли следующие стандарты: трехмодульная структура системы
(первая программа предназначена для получения данных от МФД -
своя для каждого вида транспорта: Internet, радио, Спринт и другие,
второй модуль представляет собой сервер обработки данных - единый
для всех каналов получения данных, третий модуль - интерфейс пользователя
- также единый для всех абонентов), интуитивный интерфейс, отображение
данных как в табличном, так и в графическом виде, основной набор
инструментов для работы с информацией - фильтрация, проекция,
создание пользовательских архивов, формирование автоматически
вычисляемых полей, DDE связь, экспорт в программы технического
анализа. На сегодняшний день данные "ГКО-Инвеста" можно анализировать
в режиме реального времени с использованием наиболее популярных
программ технического анализа - MetaStock (Тора-Центр) и Сфера-С
(Лорент).
В ноябре 1996 г. МФД предложил рынку систему "РТС-Инвест",
поставляющую данные о ходе торгов корпоративными ценными бумагами
в Российской торговой системе. Данная программа реализована аналогично
системе "ГКО-Инвест" и обладает всеми ее возможностями, включая
ведение технического анализа в режиме реального времени.
В той же идеологии выполнена система "Бизнес-новости
Online", вызвавшая значительный интерес среди пользователей. Система
поставляет различные экономико-политические новости, которые могут
повлиять одновременно на несколько рынков, а также дополнительную
информацию о результатах торгового дня для долгосрочного анализа
(day to day). В этой системе в блоке МФД предоставляется информация
о результатах торгов по самым ликвидным и доходным инструментам.
Эти данные можно конвертировать в формат .csv и затем анализировать.
В рамках этой же службы МФД предлагает экспресс-анализ - мнения
различных операторов рынка о текущей ситуации и краткие результаты
технического анализа по наиболее интересным инструментам рынка.
Петербургский межбанковский финансовый дом разработал
на базе общих стандартов МФД услугу "МКО-Инвест" для
получения информации по муниципальным ценным бумагам в режиме
реального времени.
10 февраля 1997 года МФД-ИнфоЦентр анонсировал начало
коммерческого распространения службы следующего поколения "R-монитор"
для абонентов Internet. Цель услуги - обеспечить участников рынка
мобильным и легким средством получения real time информации по
самым доходным и интересным инструментам. Источником данных "R-монитор"
является агентство Reuters. Несомненным достоинством данной программы
является отсутствие специального программного обеспечения для
получения информации (только browser'ы WWW) при сохранении всех
сильных моментов, связанных с обработкой информации - возможностью
графического отображения, возможности получения ретроспективной
информации и экспорта данных.
Заключение
Можно выделить следующие тенденции в развитии информационного
обслуживания через Internet:
- Провайдеры информации будут уделять больше внимания
надежности online сервиса;
- Концентрация внимания на ведущих поставщиках
информационного сервиса;
- Инвестиции в хорошие средства поиска информации;
- Помощь клиентам в освоении информационного сервиса,
бесплатное обучение и дистанционный тренинг;
- Активное вовлечение пользователей в разработку
новых информационных продуктов с целью максимального удовлетворения
потребности клиентов.