Разработка CASE-модели офисного
документооборота: методология, технология, практическая
реализация
В. Карабутов, ЛАНИТ
Тезисы доклада
В докладе изложены методология, технология и практическая реализация концепции
проектирования информационных систем на базе инструментальной системы case/4/0 фирмы
MicroTool. В качестве практического применения рассматривается разработка законченной
программной системы LanDocs, реализующей ключевой элемент модели электронного офиса -
адаптивную модель программного обеспечения офисного документооборота и делопроизводства.
Настройка LanDocs на конкретные условия практического использования осуществляется путем
модификации параметров CASE-моделей без изменения программных текстов.
Построение программного обеспечения электронного офиса -
основные принципы
Принцип первый. Электронный офис проектируется как
система автоматизации, ориентированная на работу с
документами
В основе офисной деятельности лежит работа с документами. Внедрение электронного офиса
предполагает изменение технологии работы с документами, т.е. замену ручной методов
обработки документов автоматизированными процедурами.
Внедряемая информационная система в любом случае затронет существующую (сложившуюся в
организации) технологию работы. Естественный путь - перепроектирование сложившейся
технологии работы персонала с бумажными документами с учетом возможностей современных
автоматизированных технологий.
Информационное обеспечение должно предоставлять возможность интегрированной обработки
всех видов информации, циркулирующей в организации, в том числе документов, порожденных
электронным и бумажным документооборотом: внешней и внутренней переписки,
осуществляемой как в электронной, так и в бумажной форме.
База данных документов становится элементом централизованной базы данных организации и
формируется как централизованный электронный архив документов (включающий в том числе и
бумажные оригиналы и электронные копии оригиналов бумажных документов). Система
управления базой данных документов должна обеспечивать:
- централизованную регистрацию всех документов, которые циркулируют в
организации,
- хранение документов в электронном виде в различных форматах,
- ведение централизованного каталога документов организации,
обеспечивающего возможность их поиска (по ключевым атрибутам, с
использованием полнотекстового поиска и т.д.),
- хранение полной истории работы с документами (кто, когда и как работал с
документом), а также различных версий документов,
- надежную систему защиты документов, регламентацию доступа персонала к
документам различного назначения,
- возможность поддержки архивов документов на всех видах внешних
устройств, включая магнито-оптические и библиотеки лазерных компакт-
дисков.
Прикладное программное обеспечение должно включать следующие ключевые компоненты:
- систему управления хранением документов - программное обеспечение,
реализующее функции управления единым документарным фондом организации
(централизованным архивом).
- систему управления документооборотом - программное обеспечение,
реализующее администрирование документооборота, управление
маршрутизацией и движением документов, координацией документопотоков,
контролем за передвижением документов, за своевременной их обработкой и
т.д.,
- набор стандартных бизнес-приложений, использующихся сотрудниками
организации для подготовки документов - текстовых процессоров, электронных
таблиц и т.п., набор специализированных функциональных приложений,
предназначенных для подготовки документов (в отличие от стандартных бизнес-
приложений они взаимодействуют с базой данных, поддерживающей
структурированную информацию),
- систему экспорта / импорта документов.
Рис. 1. Архитектура электронного
офиса
В качестве центрального управляющего блока программного обеспечения электронного офиса
выступает система управления полномочиями пользователей, которая:
- осуществляет разграничение доступа пользователей к информации (в
том числе к документам различной степени секретности),
- осуществляет регламентацию доступа пользователей к функциям,
предоставляемых системой.
Совершенно не обязательно все перечисленные компоненты электронного офиса разрабатывать
заново. Эффективность системы может быть значительно повышена правильным использованием
существующего на рынке профессионально-ориентированного программного обеспечения и
специализированного оборудования (в том числе уже установленного и эксплуатирующегося в
организации).
Принцип второй. Электронный офис - активное
программное обеспечение
Работа с документами является основным способом выполнения функций для персонала
организации. Цель автоматизации процессов движения документов и связанных с ними
заданий, получение целостного механизма управления деятельностью организации - через
систему управления документооборотом до каждого исполнителя доводится информация о том,
какие работы, в какие сроки и в какой последовательности он должен выполнять. Через систему
управления документооборотом руководство организации получает возможность распределять
работы и контролировать процесс их выполнения исполнителями
Доставленные на рабочие места исполнителей документы и поручения выстраиваются в список
работ, который должен выполнить исполнитель. Выбирая из списка соответствующую работу,
он "погружается" именно в то функциональное приложение, которое связано с соответствующим
типом работы (или задания).
Такая модель программного обеспечения (для ее обозначения мы используем термин "активное
ПО") принципиально отличается от традиционной модели "пассивного ПО" - лишь
предоставляющего возможность пользователю выполнить те или иные функции, а не
планирующего и контролирующего какие функции и когда необходимо выполнить.
Принцип третий. Программное обеспечение электронного
офиса должно легко адаптироваться к конкретным условиям
эксплуатации
Сколько организаций - столько технологий управления. Чем обеспечить возможность
адаптации программного обеспечения к специфике его эксплуатации? Наш подход -
проектирование электронного офиса в виде CASE-модели, снабженной средствами
автоматической генерации программного кода.
Внедрению информационной системы предшествует этап предпроектного обследования и
анализа с целью построения формальных моделей функционирования объекта автоматизации.
При этом решаются три основные задачи:
- построение модели существующей в организации технологии
работы - формулируются и описываются функции подразделений,
решаемые ими задачи и технология их выполнения,
- на основе анализа модели существующей технологии определяются
основные направления ее совершенствования.
- разрабатывается модель будущей (автоматизированной)
информационной системы - определяется набор автоматизируемых
функций, структура единой информационной базы организации, схемы и
алгоритмы обработки информации и т.д.
LanDocs - CASE-модель офисного
документооборота
Использование инструментальной среды проектирования, включающей case/4/0 фирмы
MicroTool и Delphi фирмы Borland, при разработке законченного офисного решения для
автоматизации делопроизводства LanDocs позволило добиться:
- охвата всех этапов жизненного цикла продукта, начиная с анализа
предметной области и кончая генерацией кода и сопровождением системы,
- интеграции компонент до уровня, при котором модификация программной
системы осуществляется путем редактирования параметров CASE-моделей
без изменения программных текстов,
- единства методики системного анализа и проектирования
,
гарантирующего получение положительного результата персоналом средней
квалификации,
- низкой совокупной цены
законченного решения.
Основные функции системы LanDocs:
- Регистрация документов.
- Управление хранением документов, интеграция с разнообразными
офисными приложениями (MS Word, MS Excel, TWAIN-сканирование и др.)
- Контроль этапов разработки документа.
- Навигация и поиск документов в хранилище.
- Обмен документами, сообщениями и заданиями.
- Контроль исполнения документов и заданий. Контроль отчетов по
заданию (поручению).Управление почтовыми ящиками.
- Настройка на организационную иерархию предприятия
- Настройка на должностную структуру подразделений.
- Регламентация доступа к документам и функциям системы.
- Архивирование и разархивирование документов.
LanDocs функционирует на локальной сети персональных компьютеров (486 или Pentium, от 4
Mb RAM) с ОС Windows. Через ODBC поддерживаются все основные серверы баз данных.
Как проектировалась система LanDocs
Этапы системного анализа и системного проектирования были выполнены средствами
case/4/0.
На этапе системного анализа последовательно разрабатывались модели: "сущность - связь"
(ER-модель), модель структуры данных, модель функциональной структуры, модель потоков
данных.
На этапе системного проектирования были разработаны модель структуры модулей системы,
реляционная модель данных.
Для осуществления кодогенерации были разработаны:
- функции генерации командного файла для создания структуры базы данных
для Watcom SQL 4.0,
- функции генерации программных текстов и экранных форм для Delphi.
Полученная модель данных итеративно корректировалась - уточнялись условия целостности,
вводились индексы для оптимизации запросов. Используя функции генерации, был создан
командный файл для СУБД.
Для упрощения проектирования интерфейса системы была разработана специальная
библиотека диалоговых элементов LAN_LIB.
Завершающим шагом проектирования послужила генерация исходных текстов системы, их
компиляция и получение исполняемого файла.
Опыт внедрения комплексных решений в крупных учреждениях и коммерческих компаниях
привел специалистов ЛАНИТ к ясному пониманию необходимости применения эффективной и
прозрачной технологии разработки законченных приложений, сбалансированной по
критериям:
- скорость разработки
- открытость для подключения высокотехнологичных программных и
аппаратных компонент
- возможности устойчивого развития и долговременного сопровождения
разработки (в том числе, силами специалистов той организации, где она
внедрена)
CASE-средства MicroTool дополняют технологическую гамму ЛАНИТ для построения сложных
многокомпонентных решений в области электронного документооборота и делопроизводства. С
их помощью в сжатые сроки могут быть разработаны системы с очень высокой степенью
адаптации к деловой практике конкретной организации. Решая в масштабах подразделения
или корпорации комплексы задач порождения, редактирования, учета, регистрации, поиска,
долговременного хранения, защиты, уничтожения, распространения, тиражирования,
маршрутизации, контроля исполнения электронных и бумажных документов, такие системы
обязательно должны включать CASE-модели офисной деятельности.
ЛАНИТ
Тел.:(095) 267-30-38 Факс: (095) 261-57-81;
E-mail : lanit@lanit.msk.su
[Назад]
[Содержание]
[Вперед]
|
|