Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

Надежные VPS и выделенные серверы в Нидерландах

Storage VPS, High CPU VPS

Профессиональная техническая поддержка

Домены, SSL сертификаты, VPN

2009 г.

Руководство командой разработчиков программного обеспечения
Прикладные мысли

С. Архипенков

Назад Содержание Вперёд

Глава 3. Эффективное взаимодействие

Думать и действовать в духе «выиграл/выиграл»

Одно из коренных изменений, которое пришло к нам вместе с новой общественно-экономической формацией, — это изобилие товаров и услуг. Сегодня в мире всего хватит на всех. Сегодня, в отличие от индустриальной эпохи следует рассматривать жизнь как игру с ненулевой суммой. Это значит, что в любой конфликтной ситуации, как правило, можно думать и действовать в духе «выиграл/выиграл» — искать и находить третью альтернативу, которая способна обеспечить выигрыш обеим сторонам.

Мы все родом из предыдущих эпох, когда выигрыш в конфликте одной стороны, неизбежно должен был приводить к равноценному проигрышу другой. Поэтому мы часто пытаемся применять именно подход игр с нулевой суммой, не осознавая, что в новых условиях существует более эффективный подход.

Для иллюстрации рассмотрим условную кризисную ситуацию в ядерном противостоянии двух сверхдержав: стороны А и Б. Кризис заключается в том, что в заранее определенный момент времени «Ч» каждая из двух сторон может нажать или не нажать на «ядерную кнопку». В случае, если обе стороны одновременно нажимают кнопку, итоговый проигрыш каждой из сторон составляет по 30% промышленного потенциала. Если сторона А наносит удар в момент «Ч», а сторона Б нет, то итоговый проигрыш стороны А составит лишь 10%. Если, наоборот, сторона Б наносит удар в момент «Ч», а сторона А нет, то итоговый проигрыш стороны А увеличится до 80%. Рассуждая в соответствие со стратегией игры с нулевой суммой за сторону А мы должны составить для себя матрицу наших потерь:
  Сторона Б
Наносит удар Не наносит удар
Сторона А Наносит удар 30% 10%
Не наносит удар 80% 0%

Следующим нашим шагом должно быть решение задачи минимизации математического ожидания потерь при неизвестной стратегии стороны Б. Поскольку стратегия нам неизвестна, мы будем полагать что события сторона Б «наносит удар» и «не наносит удар» равновероятны и равны 0.5.

Тогда математическое ожидание потерь игрока А при обоих возможных стратегиях будет:

А (наносит удар) = 30 * 0.5 + 10 * 0.5 = 20 (%)

А (не наносит удар) = 80 * 0.5 + 0 * 0.5 = 40 (%)

Исходя из нашего стремления уменьшить возможные потери мы со всей очевидностью должны избрать для себя стратегию «сторона А наносит удар».

Однако, адекватное понимание обеими сторонами того, что данная ситуация не описывается теорией игр с нулевой суммой приводит к единственно правильному решению — не наносить удар, которое гарантирует взаимовыгодное отсутствие проигрыша как для стороны А, так и для стороны Б.

Думать и действовать в духе "выиграл/выиграл" — это особый настрой, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей друг с другом. «Выиграл/выиграл» означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. В условиях взаимозависимой реальности любой выбор, меньший чем «выиграл/выиграл», будет слабым и бледным и окажет негативное влияние на долгосрочные отношения.

История 4. «Третья альтернатива»

Разрабатывали площадку Интернет-торговли для компании с мировым именем. Система состояла из трех компонентов: подсистема on-line заказов, подсистема обработки заказов службой поддержки клиентов и подсистема подготовки и сопровождения каталога продукции. Были определены этапы промежуточных поставок и срок ввода системы в опытную эксплуатацию.

Проект продвигался успешно. Подсистема on-line заказов была поставлена и протестирована клиентом в срок. Подсистема обработки заказов — тоже. А на третьем этапе, как это часто бывает, столкнулись с ошибкой промежуточного ПО, для которой, сколько не старались, не смогли найти обхода. Если коротко, то использованная система, просто не масштабировалась на такой объем данных, с которым собирался работать Заказчик. Применение данного ПО было одним из технических условий контракта, на котором настоял Заказчик. Ничего не смог предложить и уважаемый разработчик этого программного продукта. Да, он признал, что ошибка в его программе есть, да, он подтвердил, что обходное решение этой проблемы ему неизвестно, да, он включил исправление этой ошибки в план очередного релиза, который будет поставлен приблизительно через год.

Стало ясно, что третий компонент системы не будет поставлен в срок. Два очевидных альтернативные решения данной проблемы были рассмотрены в первую очередь.

Первое. Вариант «проиграл/проиграл». Заказчик аннулирует контракт (де-юре он, скорее всего, смог бы это сделать), мы возвращаем, ранее полученные по контракту деньги. Результат: само собой разумеется, убытки несет наша компания; убытки в виде упущенной прибыли из-за отсутствия автоматизированной системы несет заказчик.

Второе. Вариант «выиграл/проиграл». Мы включаем в контракт дополнительный пункт по разработке той функциональности, которая не доступна в базовом продукте, за дополнительную (и не малую, поскольку функциональность сложная) плату. Результат: мы выигрываем — получаем дополнительную прибыль по контракту; Заказчик несет дополнительные расходы.

Описываемая история примечательна тем, что на основе накопленного капитала взаимного доверия, которое установилось между исполнителями и Заказчиком в ходе успешной совместной работы, удалось найти еще одно решение, третью альтернативу, которая обеспечила выигрыш обеим сторонам.

Мы пересмотрели контракт. Суть изменения состояла в следующем. Для того чтобы ввести систему в эксплуатацию Заказчику требовалось, используя нашу подсистему подготовки и сопровождения каталога (как раз тот компонент, который не был готов), конвертировать его текстовую версию, с которой они работали прежде, в структуру данных новой системы. В силу большого объема информации это была хоть и разовая, но достаточно трудоемкая и, следовательно, дорогая работа. Мы предложили, за те деньги, которые оставались по контракту на разработку третьего компонента написать утилиту, которая хоть и не полностью автоматизирует импорт, но позволит существенно сократить объем рутинной ручной работы при этой операции. А разработку системы подготовки и сопровождения каталога было принято решение перенести на следующий год, когда поставщик промежуточного ПО исправит ошибку, которая стала препятствием в нашей работе.

В результате. Мы «выиграли», потому что получили дополнительную работу. Заказчик тоже «выиграл», потому что смог серьезно сэкономить на ручной конвертации каталога и смог ввести автоматизированную систему в эксплуатацию раньше срока. А поскольку бизнес Заказчика был устроен так, что каталог продукции обновлялся только раз в год, то внедрение третьего компонента нашей системы можно было безболезненно отложить на год.

И еще один интересный факт из этой истории. Описанная история происходила на фоне кризиса, в котором оказался Заказчик, после теракта 11 сентября 2001 года. В компании было объявлено тотальное 30-типроцентное сокращение. Но в результате внедрения новой системы, количество заказов возросло настолько, что службу поддержки клиентов не только не сократили, но и расширили ее штат.

Руководителю дана власть, у него всегда есть возможность использовать ее и действовать в конфликте в духе «выиграл/проиграл». «Выиграл/проиграл» соответствует авторитарному стилю руководства: «Будет по-моему, а не по-твоему!». Люди с установкой «выиграл/проиграл» склонны использовать свое положение или личные качества, чтобы всегда добиваться своего. Но попробуйте применить принцип «выиграл/проиграл» к клиентам своей компании, много их у вас после этого останется?

Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда коллега настойчиво отстаивает решение, которое на моей практике уже показало свою неэффективность. Исходя из соображений сиюминутной выгоды, очень хочется настоять на своем подходе, но в творческой деятельности обязательным элементом ответственности является свобода выбора пути решения стоящей проблемы. Даже если вы уверены в существовании более правильного решения, вы не вправе настаивать на нем, вы можете высказать свое мнение только в виде рекомендации. Если вы, все-таки, окажитесь правы, это обеспечит вам дополнительный прирост результата в формуле эффективности — увеличит капитал доверия. «Продавливание» своего решения приведет к невосполнимым потерям в доверии между вами и другими участниками проекта. Впрочем, вы ведь тоже можете ошибаться.

Сегодня в нашей отрасли мало что можно сделать в одиночку. Одна из особенностей современного производства ПО состоит в том, что это вид коллективного творчества. При этом от 30 до 50% рабочего времени участников программного проекта тратится на коммуникации и взаимодействия, эффективность которых определяется их способностью к сопереживанию, взаимопомощи и синергии. Только человек осознавший взаимосвязанность и взаимозависимость, научившийся думать и действовать в духе "выиграл/выиграл" может стать по настоящему эффективным.

Назад Содержание Вперёд

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

Спринтхост — хостинг от 99 ₽ в месяц

Бесподобная поддержка, тестовый период 30 дней и домены от 149 ₽

Промокод на 30% кешбэк — CITFORUM

VPS в России, Европе и США

Бесплатная поддержка и администрирование

Оплата российскими и международными картами

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...