Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

VPS в 21 локации

От 104 рублей в месяц

Безлимитный трафик. Защита от ДДоС.

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

2006 г.

Упрощаем работу с потоками (TStream)

Юрий Спектор, http://www.delphikingdom.ru

Работа программиста невозможна без работы с данными, которые хранятся в файлах или в памяти. В Delphi введен механизм потокового ввода-вывода, значительно упрощающий наш нелегкий труд. Однако структура данных может быть достаточно сложна. К тому же, в разных проектах она наверняка будет различна. Все это заставляет нас снова и снова писать сотни строчек однообразного кода записи/чтения данных. Утомляет. В этой я покажу, как я решил эту проблему для себя.

Совсем немного теории

Для тех, кто знает, что скрывается за страшной аббревиатурой RTTI, рекомендую пропустить этот раздел, ничего нового Вы здесь не найдете. А остальных попытаюсь немного ввести в курс дела.

RTTI (Run-time type information) - как видно из названия, это механизм, позволяющий определить тип данных во время выполнения. Суть его в том, что компилятор генерирует расширенную информацию для почти всех классов, используемых в вашей программе. Я сказал почти? Да, только для классов, объявленных с директивой {$M+} и их потомков, а таким классом, в частности является TPersistent. Потомками этого класса являются все компоненты, графические классы (TFont, TBitmap, TIcon и т.д.) и многие другие. Так вот, я отвлекся, эта информация активно используется самой средой разработки (инспектор объектов, редакторы свойств) и может быть использована программистом. Необходимые средства для работы с RTTI находятся в модуле TypInfo.pas. Проблема лишь в том, что по неизвестным мне причинам, Borland решила не документировать эти возможности (в справке по Delphi7, не нашел ничего связанного с RTTI, кроме упомянутой ранее директивы {$M+/-}, метода TObject.ClassInfo и операторов is и as).

И еще: RTTI позволяет получить информацию о свойствах и методах, объявленных ТОЛЬКО в разделе published. Зачем нам это нужно и как это нам поможет - увидите далее.

Ставим задачу

Поставим себе такую задачу: создать класс, который будет искать все свои published-свойства и сохранять их в поток (в файл, в частности). Программисту нужно только ОДИН раз написать код, который реализует сказанное выше, создать потомка этого класса, объявить в нем все необходимые свойства, и вызвать метод SaveToStream (его не надо будет перекрывать для каждого потомка) для сохранения самого себя в поток. Аналогично, метод LoadFromStream прочитает все свойства из потока. Ну-с, приступим-с.

Реализация

Класс TRttiObject
// Сохраняет и читает из потока все Published свойства
TRttiObject = class(TInterfacedPersistent, IStreamPersist)
public
  procedure SaveToStream(Stream: TStream);
  procedure LoadFromStream(Stream: TStream);
  constructor Create; virtual;

end;

Тут нужно немного пояснить. Класс будет записывать/читать все свойства, тип которых целый (в том числе логический), перечислимый, вещественный, символьный, строковый, а также некоторые классы, которые поддерживают работу с потоками. Отличить эти классы от других, можно запросив у них интерфейс IStreamPersist, который объявлен в Classes.pas так:

IStreamPersist = interface
  ['{B8CD12A3-267A-11D4-83DA-00C04F60B2DD}']
  procedure LoadFromStream(Stream: TStream);
  procedure SaveToStream(Stream: TStream);

end;

Этот класс реализуют, например, все потомки TGraphic, такие как TBitmap, TIcon, TMetafile, а также наш класс TRttiObject.

Почему в качестве предка выбран TInterfacedPersistent, а не TObject или TInterfacedObject. Тут несколько причин: во-первых, он является потомком TPersistent, который объявлен с директивой {$M+} (правда ничего не мешало бы сделать это самим), а во-вторых, в нем наиболее удачно для нас реализованы методы интерфейса IInterface (подсчет ссылок, реализованный в TInterfacedObject, нам ни к чему, а если взять TObject, то эти методы нужно будет реализовать самому).

procedure TRttiObject.SaveToStream(Stream: TStream);
var
  TypeData: PTypeData;
  PropList: PPropList;
  Count,i: Integer;

  // Локальные процедуры
  procedure WriteOrdProp;  // Запись целых и перечислимых данных
  var
    Value: Integer;
  begin
    Value:=GetOrdProp(self,PropList[i]);
    Stream.Write(Value,SizeOf(Value));
  end;

  procedure WriteFloatProp;  // Запись вещественных данных
  var
    Value: Extended;
  begin
    Value:=GetFloatProp(self,PropList[i]);
    Stream.Write(Value,SizeOf(Value));
  end;

  procedure WriteStringProp;  // Запись строки
  var
    Value: String;
    L: Integer;
  begin
    Value:=GetStrProp(self,PropList[i]);
    L:=Length(Value);
    Stream.Write(L,SizeOf(L));
    Stream.Write(PChar(Value)^,Length(Value));
  end;

  procedure WriteClassProp;  // Запись класса
  var
    Obj: TObject;
    SaveLoader: IStreamPersist;
    IsEmpty: Boolean;
  begin
    Obj:=GetObjectProp(self,PropList[i]);
    if (Obj is TGraphic) then begin
      IsEmpty:=TGraphic(Obj).Empty;
      Stream.Write(IsEmpty,SizeOf(Boolean));
    end;
    if Supports(Obj,IStreamPersist,SaveLoader) then begin
      SaveLoader.SaveToStream(Stream);
    end;
  end;

// Собственно сама процедура поиска свойств и записи
begin
  TypeData:=GetTypeData(ClassInfo);  // Получаем указатель на информацию
  Count:=TypeData.PropCount;  // Получаем количество свойств
  if Count>0 then begin
    // Выделяем память для списка свойств
    GetMem(PropList,SizeOf(PPropInfo)*Count);
    Try
      // Получаем список свойств
      GetPropInfos(ClassInfo,PropList);
      // Перебираем все свойства из списка и сохраняем их
      // в поток в соответствии с их типом
      for i:=0 to Count - 1 do begin
        case PropList[i].PropType^.Kind of
          tkEnumeration, tkInteger, tkChar, tkWChar: WriteOrdProp;
          tkFloat: WriteFloatProp;
          tkString, tkLString: WriteStringProp;
          tkClass: WriteClassProp;
        end;
      end;
    finally
      // Освобождаем память
      FreeMem(PropList,SizeOf(PPropInfo)*Count);
    end;
  end;
end;

Я не буду подробно комментировать каждую функцию из TypInfo.pas, по комментариям сами разберетесь, прошу только обратить внимание на локальную процедуру записи класса. Сначала мы получаем экземпляр самого объекта. Потом проверяем, не является ли он потомком TGraphic. Далее записываем в поток, является ли графический объект пустым. Дело в том, что если объект (например Bitmap) пустой, то вызов SaveToStream не запишет в поток ничего. При чтении объект не сможет узнать о том, что он должен быть пустым, и будет, как ни в чем не бывало читать следующие по очереди данные из потока. Само собой это вызовет ошибку. Честно говоря, мне не очень нравится, как я решил эту проблему. Если у Вас есть идеи получше - пишите в обсуждении статьи.

И в конце процедуры WriteClassProp самое главное. Запрашиваем интерфейс IStreamPersist и заодно проверяем, поддерживает ли вообще его объект. Если да, то вызываем метод интерфейса SaveToStream.

Процесс чтения свойств из потока аналогичен. Я не буду его рассматривать в статье, в прилагаемом примере вы его найдете и сами сможете разобраться.

Что дальше?

Вы думаете это все? Кроме класса TRttiObject в прилагаемом файле Вы найдете следующие классы:
TRttiList = class(TObjectList, IStreamPersist)

Предназначен для составления и управления списками объектов типа TRttiObject. Кроме того, поддерживает интерфейс IStreamPersist и может сам являться свойством объекта TRttiObject. Таким образом, вы можете составлять из этих классов сколь угодно сложные структуры, массивы, деревья и т.д.

TAsyncRttiList = class(TRttiList)

Тоже самое, но процесс сохранения и загрузки позволяет выполнять асинхронно, т.е. сразу возвращает управление, а когда процессы завершены, оповещает главный поток (Thread).

Вот теперь все. Надеюсь, эти материалы будут для Вас полезны и возможно у Вас появятся какие-либо идей, как исправить/дополнить их. Буду очень признателен!

Исходные коды (zip-архив, 2.3 K) (обновление от 3/27/2006 2:10:00 AM)

Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...