Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Конференция «Технологии управления данными 2018»
СУБД, платформы, инструменты, реальные проекты.
29 ноября 2018 г.
2007 г.

Архитектуры для государственных ведомств. Примеры
Лекция из курса «ИТ-стратегия»

Данилин Александр Валентинович, Слюсаренко Андрей Иванович
Интернет-Университет Информационных Технологий, INTUIT.ru

Оглавление

Методологии описания архитектуры, ориентированные на государственные ведомства

Известно несколько методик, которые специально разрабатывались для использования на уровне страны, государства в целом, прежде всего в контексте реализации инициатив в области "электронного правительства". Все они вобрали в себя основные принципы и подходы, которые мы рассматривали в контексте методик описания архитектуры предприятия, но с учетом специфики реализации общегосударственных инициатив или достижения определенного уровня централизованной координации внедрения ИКТ в отдельных государственных ведомствах.

Методика FEAF Федеральной Архитектуры США

В первую очередь при обсуждении методологий, которые изначально разрабатывались с учетом специфики государства, следует отметить методику Федеральной Архитектуры США (FEAF – Federal Enterprise Architecture Framework). Эта методика отличается высокой степенью комплексности политики, процессов и моделей, что отражает исторические традиции и уровень использования ИКТ в деятельности американского правительства. Методология FEAF рассматривается в качестве ориентира и многими европейскими странами, и Евросоюзом в целом. Оригинальные документы, описывающие методологию FEAF, представлены на сайте Офиса Управления Проектом Разработки Федеральной Архитектуры США (FEAPMO – Federal Enterprise Architecture Project Management Office) www.whitehouse.gov/omb/egov. Достаточно подробное описание методики FEAF на русском языке можно найти в книгах [9.2], [9.3], [9.4]. Здесь мы отметим только самые главные моменты.

Совет руководителей информационных служб (CIO Council) начал разработку FEAF в апреле 1998 году. В основу был положен Стратегический план деятельности CIO Council, разработанный с учетом приоритетов Закона по реформированию системы управления информационными технологиями в органах государственной власти принятого в 1996 году (Information Technology Management Reform Act или, иначе, закон Клингера-Кохена), который определял направления разработки и использования Федеральной Архитектуры для максимизации отдачи от использования ИКТ в государстве под флагом "эффективности инвестиций денег налогоплательщиков в ИТ". Этот закон определил в качестве одной из обязанностей руководителей департаментов информационных технологий государственных ведомств разработку архитектуры информационных технологий.

Офис FEAPMO дает следующее определение Федеральной Архитектуры:

"Федеральная Архитектура – это концептуальная модель описания в координированной, структурированной форме деятельности федерального правительства и государственных организаций с функциональной точки зрения, вне зависимости от организационных структур, реализующих соответствующие функции, с целью улучшения их деятельности за счет использования информационных технологий".

По сути дела, это новый способ описания, анализа и улучшения деятельности государства и госорганизаций, а также расширения их возможностей по обслуживанию граждан. Федеральная Архитектура – это стратегический информационный актив, который определяет функции (бизнес) государственных организаций, информацию и технологии, необходимые для реализации функций, а также процессы преобразований, необходимые для внедрения новых информационных технологий в ответ на изменяющиеся бизнес-потребности. Отдельные государственные организации должны использовать эту общую модель для описания своих собственных архитектур.

Важной особенностью проекта Федеральной Архитектуры США является функциональный подход к описанию архитектуры, т.е. подход со стороны бизнес-процессов, а не структуры федерального правительства и госорганов. В то же время следует отметить, что в рамках FEAF модели государственных функций приводятся только для задания контекста, т.е. в рамках FEAF не производится переопределения и детализации функций отдельных агентств. Эти справочные модели служат, по сути дела, определенными руководствами, которые обеспечивают общие архитектурные принципы при реализации межведомственных проектов, а также предоставляют всем государственным организациям единую методологию при разработке собственных архитектур.

Основной целью Федеральной Архитектуры является обеспечение условий для совместной разработки процессов, стандартов совместимости и обмена информацией между государственными органами и организациями.

FEAF состоит из следующих восьми компонент, которые кратко описаны ниже и представлены на рис. 8.1.

Методология Федеральной Архитектуры и ее компоненты

Рис. 8.1.  Методология Федеральной Архитектуры и ее компоненты
  1. Двигатели архитектуры (Architecture Drivers). Отражают два типа внешних стимулов или источников изменения архитектуры: бизнес-стимулы и технические стимулы (или "конструкторские"). В качестве бизнес-стимула могут выступать новое законодательство, новые инициативы Президента, бюджетные ассигнования для ускорения развития отдельных сфер, рыночные силы. В роли технических двигателей могут выступать новое и улучшенное программное обеспечение, аппаратные средства, а также их разнообразные комбинации.

    Двигатели архитектуры являются источниками изменений для архитектуры федерального предприятия и делятся на два типа:

    • Бизнес-стимулы – определяются основными федеральными бизнес-потребностями. Например, реализация процесса электронных торгов требует разработки архитектуры и ряда новых законов, а также пересмотра различных правительственных действий, реализующих электронный доступ и использование электронной подписи.
    • Технические (или системные) стимулы – отражают использование новых революционных путей удовлетворения федеральных бизнес-потребностей. Наиболее наглядным примером технического двигателя служит распространение Интернета.
  2. Стратегическое направление (Strategic Direction). Руководство для разработки целевой архитектуры (см. ниже), которое содержит видение, принципы, цели и объекты.

    Стратегическое направление определяет разработку целевой архитектуры. Оно включает в себя видение, сжатое и стратегическое описание поставленной цели развития архитектуры на предстоящие 5 лет, принципы руководства развитием этой архитектуры, а также цели и объекты для управления процессом развития архитектуры.

  3. Текущая архитектура (Current Architecture). Определяет архитектуру "как есть" и состоит из двух частей:

    • Текущая бизнес-архитектура – определяет сегодняшние потребности с точки зрения основной деятельности государственных организаций и как они обеспечиваются существующими информационными системами. Отвечает на вопрос о том, какие имеются в распоряжении функции, процессы, ресурсы.
    • Текущая архитектура информационных технологий (т.е. архитектура данных, приложений и технологическая архитектура) – отображает текущее состояние возможностей технологий по обеспечению деятельности организаций и служит объектом для дальнейших изменений.
  4. Целевая архитектура (Target Architecture). Определяет архитектуру "как должно быть построено" и состоит также из двух частей: будущая бизнес-архитектура и будущая архитектура информационных технологий (т.е., соответственно, архитектура данных, приложений, и технологическая архитектура). Она дает представление о будущих возможностях и технологиях, которые явятся результатом соответствующих изменений.

  5. Переходные процессы (Transitional Processes). Поддерживают процесс перехода от текущей архитектуры к целевой архитектуре. Критические переходные процессы для федерального предприятия включают планирование инвестиций в сферу ИТ, планирование изменений, управление конфигурациями, контроль и управление проектами.

    Основные примеры переходных процессов включают следующие:

    • планирование и принятие решения по инвестициям и ИТ – при планировании должны учитываться бюджетный план, показатель возврата инвестиций, критерий "затраты-выгоды" и другие критерии;
    • контроль и анализ инвестиционного управления – для поддержки процесса контроля используется информация относительно архитектуры предприятия;
    • координация сегментов – координирование процесса интеграции архитектурных сегментов в единую Федеральную архитектуру;
    • исследование рынка – проведение периодического анализа рынка с целью идентификации новых или усовершенствованных технологий с большими потенциальными преимуществами для реализации функций и процессов или технологий, более эффективных по критерию производительность /стоимость;
    • управление активами – управление всеми активами, которые связаны с реализацией Федеральной архитектуры;
    • процессы закупок – согласование процессов закупок с архитектурой и с намеченными переходными процессами;
    • управление архитектурой – координация усилий по сопровождению и управлению архитектурой.
  6. Архитектурные сегменты (Architectural Segments). Отражают разбиение общей архитектуры на отдельные, существенные области деятельности, например:

    • общие административные системы;
    • области федеральных программ, таких как внешняя торговля или предоставление грантов;
    • электронная торговля для проведения небольших закупок.

    Каждый архитектурный сегмент представляет собой часть общей Федеральной архитектуры, должен быть достаточно важным с точки зрения самостоятельного рассмотрения (например, по критерию возврата инвестиций) и должен рассматриваться в рамках этого общего контекста.

    Каждый сегмент также характеризуется текущей и будущей архитектурой данного конкретного сегмента. Соответствующая информация и модели помещаются в базу данных (репозиторий) единой Федеральной архитектуры.

  7. Архитектурные модели (Architectural Models). Определяют бизнес- и технологические модели, которые отражают все необходимые сегменты для полного описания архитектуры. Архитектурные модели задают бизнес-архитектуру и архитектуру информационных технологий.

    При этом рассматриваются бизнес-модели и модели технической среды (данных, прикладных систем, технологий):

    • Бизнес-модели. Это модели, которые отражают появление бизнес-потребностей, инициированных бизнес-двигателями. Моделирование предполагает создание общего набора определений, диаграмм, а также, возможно, использование автоматизированных инструментальных средств, которые облегчают понимание бизнес-функций, применяемой информации, процессов и продуктов;
    • Модели технической среды (Design Models). Модели технической среды включают модели данных, модели прикладных систем и технологические модели, которые требуются для того, чтобы поддержать реализацию бизнес-потребностей.
  8. Стандарты (Standards). Включают все стандарты (некоторые из них могут быть обязательными), руководящие принципы, а также передовой опыт.

    Соответственно, если говорить о том, какие представления (домены) выделяются в методике Федеральной архитектуры США, то они следующие:

    • бизнес-архитектура (функциональная архитектура деятельности правительства);
    • архитектура информации (данных);
    • архитектура приложений;
    • архитектура инфраструктуры (технологическая или системная архитектура): аппаратное и системное программное обеспечение, коммуникации.

    В США ведется разработка и постоянное уточнение соответствующих взаимосвязанных так называемых Справочных (эталонных) Моделей (Reference Models) для каждой из перечисленных областей.

    Иерархия Справочных Моделей в рамках Федеральной архитектуры показана на рис. 8.2. Эта иерархия включает в себя следующие модели:

    Справочные модели Федеральной архитектуры США

    Рис. 8.2.  Справочные модели Федеральной архитектуры США
    • Справочная модель эффективности (PRM – Performance Reference Model).
    • Справочная модель описания бизнеса федеральной организации (BRM – Business Reference Model).
    • Справочная модель сервисных компонент (SRM – Service Component Reference Model). Это описание компонент прикладных информационных систем, обеспечивающих реализацию государственных функций.
    • Справочная модель описания данных (DRM – Data Reference Model).
    • Технологическая справочная модель (TRM – Technology Reference Model).

    Область бизнес-архитектуры покрывается первыми двумя справочными моделями: Справочной моделью эффективности и Справочной моделью описания бизнеса федеральной организации.

    Эти справочные модели являются, по сути дела, определенными руководствами, которые:

    • обеспечивают общие архитектурные принципы при реализации межведомственных проектов;
    • обеспечивают всем государственным организациям единую методологию при разработке собственных архитектур ИТ (Корпоративных архитектур).

Помимо самих справочных моделей, офис FEAPMO разрабатывает необходимые подробные методики по их практическому применению. Это в существенной степени перекликается с подходами, принятыми, например, в Германии и Великобритании.

Оглавление Вперёд

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...