2007 г.
Доклад конференции "Корпоративные базы данных-2007"
Cognos 8.2 BI - как облегчить жизнь IT-специалисту
Андрей Ведешин, Robertson & Blums Corporation
Одним из условий развития компании в современных динамических условиях существования российского бизнеса является способность быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды. Это предполагает мощную систему сбора и анализа данных по предприятию, работающую без сбоев и легко адаптирующуюся к возникающим запросам. Практически любая компания в какой-то момент своего развития сталкивается с ситуацией, когда запросы бизнеса превосходят возможности существующей IT-инфраструктуры. Количество данных, их источники, сжатые сроки доставки отчетности в необходимых форматах для топ-менеджеров повсеместно создают информационный хаос в компании, когда вроде бы необходимая информация есть, но доступ к ней и ее обработка затруднены. Все IT-специалисты наверняка сталкивались с феноменом «информационного зоопарка» - множество электронных таблиц, как правило, не связанных между собой, различных баз данных, специализированных и самописных программ требуют унификации и преобразования сырых данных в готовую к употреблению информацию для конечных бизнес-пользователей. Помимо этого, остро стоит задача своевременного информирования пользователей о событиях и изменениях в источниках данных для оперативного реагирования на них. Причем требования не ограничиваются только лишь посылкой информационного сообщения по электронной почте.
Зачастую компании видят выход в написании специализированного ПО, заточенного под текущие задачи. Однако с развитием бизнеса функционал перестает удовлетворять потребностям компании – как по количественным (недостаток мощностей), так и качественным характеристикам (неполнота функционала). IT-службы по такой логике используются только для латания дыр в существующей системе. В результате IT-инфраструктура предприятия предстает как разветвленное, неструктурированное нагромождение информационных систем. Очевидно, что это далеко не самый эффективный способ использования IT-ресурсов предприятия.
Для современных компаний самым приемлемым (хотя, скажем честно, не самым дешевым вариантом) является приобретение мощных систем «на вырост» - т.е. гибких решений, имеющих «запас прочности» на перспективу.
В свете выше сказанного и учитывая тематику сегодняшней встречи – Business Intelligence – я хотел бы поговорить о возможностях, которые предоставляет такая широко распространенная система управления данным, как Cognos 8.2 BI. Поскольку формат нашего мероприятия предполагает минимум маркетинговой информации, просто приведу несколько фактов, которые позволят в общих чертах понять, почему именно о Cognos мы говорим как об одной из лучших систем управления данными.
Компания Cognos – один из первых разработчиков систем анализа и отчетности, существующий с 1969 года. Системы BI изначально разрабатывались как единая платформа для анализа и отчетности, строящая на трех принципах: гибкость, простота, эффективность. Результаты говорят сами за себя: в настоящее время продукты Cognos используют все 10 крупнейших мировых инвестиционных банков, 2 из 3 крупнейших международных платежных систем, 6 из 10 крупнейших страховых групп мира.
Поскольку продукты Cognos наверняка хорошо знакомы всем присутствующим, хотелось бы поговорить о новом релизе системы - Cognos 8.2 BI, вышедшем в феврале 2007 года. Стоит сразу отметить, что версия 8.2 – это не нечто принципиально новое в продуктовой линейке Cognos, а следующий шаг в эволюции систем BI, предполагающий улучшение уже проверенной технологии с учетом происходящих изменений и запросов бизнеса/клиентов.
Прежде всего, Cognos BI – это единая платформа для анализа и отчетности, которая обеспечивает полную функциональность инструментов BI. Кроме того, это единственное решение с упрощенным интерфейсом, не требующее установки дополнительного ПО, которое могут использовать все пользователи, разработчики и администраторы.
Для того, чтобы создать единую надстройку над всем «информационным зоопарком» и свести все источники данных воедино, Cognos предоставляет основной механизм – Framework Manager, позволяющий проделать это простыми и наглядными средствами.
С помощью Framework Manager администратор системы задает соединения, вычисления, настраивает параметры безопасности для исходных данных. В процессе формирования логики связей Framework Manager способен распознавать и использовать информацию о связях между таблицами, заданную в процессе проектирования баз данных. Количество источников информации может быть произвольным - в рамках одной метамодели можно обеспечить, например, соединение данных из баз данных Microsoft SQL, Oracle и Excel. В дальнейшем при доступе к данным такая связь будет создаваться и поддерживаться автоматически.
На следующем этапе администратор создает бизнес-ориентированную мета-модель, связанную с определенным направлением работы организации. Показатели в данной модели обозначаются и группируются в наборы в соответствии с их логическим значением, вне зависимости от их физического наименования и расположения в источниках данных. Связи, необходимые для группировки показателей, формируются системой автоматически на основании информации, определенной на первом этапе. Такая метамодель, описанная в терминах и наименованиях, применяемых в конкретной организации, и предоставляется пользователям. Конечным пользователям при этом не нужно будет задумываться о том, откуда пришла та или иная цифра или показатель - они будут видеть готовый набор мета-данных, уже подготовленный для решения их собственных задач.
Для оперативного OLAP-анализа пользователи могут воспользоваться модулем Cognos Analysis Studio. Данные в нем могут быть представлены в виде многомерных кубов, которые раскрывают все возможности технологии OLAP.
Для того, чтобы получить быстрый отчет «по требованию», в распоряжении пользователей находится модуль Cognos Query Studio, в котором можно оперативно анализировать требуемую информацию, предоставлять ее в графическом виде, при этом не требуется навыков программиста или оператора БД.
Для создания сложных многостраничных отчетов с нетиповым форматированием, вычислениями и фильтрами предназначен модуль Cognos Report Studio. Отчеты при этом сохраняются на рабочем сервере и запускаются пользователями по требованию.
Если в компании поставлена задача создать систему сбалансированных показателей, взаимоувязанных KPI или просто увидеть, как зависят друг от друга различные величины, можно воспользоваться модулем Cognos Metrics Studio.
В новой версии Cognos 8.2 BI существенные улучшения произошли в пользовательской среде системы. Уникальный в своем классе модуль Cognos Event Studio позволяет автоматически публиковать новости на портале Cognos Connections, отправлять уведомляющие СМС и электронные письма ответственным менеджерам, формировать каскады отчетов. При этом пользователь может получать не только извещение, но и прикрепленный отчет, содержащий отслеживаемые показатели. Таким образом, сделан существенный шаг в повышении юзабилити системы.
Cognos 8.2 BI легко интегрируется с другим популярным продуктом – Cognos Enterprise Planning, системой, предназначенной для автоматизации процессов планирования и бюджетирования. Причем эта связь является двусторонней: Cognos EP позволяет автоматически сформировать пакет мета-данных для модуля Framework Manager, и в тоже время модули Cognos BI могут использовать опубликованные бюджетные модели как самостоятельные источники данных.
Продолжая тему финансового планирования, стоит сказать, что в качестве источника данных для BI может выступать также и Cognos Controller – полнофункциональное решение для консолидации финансовых данных и формирования отчетности по международным стандартам, предназначенное для холдинговых компаний и групп.
Как известно, Cognos BI имеет тесную связь с MS Excel – прямой экспорт данных в таблицы, создание сложных отчетов в формате Excel и т.д. В новой версии 8.2 пользователи могут просматривать, изменять и обновлять отчеты Cognos BI также и в других продуктах MS Office, например PowerPoint. Это позволяет существенно расширить степень интеграции системы бизнес-анализа и офисных приложений. Cognos Office Connection (в новой версии называемый Cognos 8 GO! Office) дает возможность дополнить документы Microsoft Office данными, получаемыми из BI-системы.
Cognos 8.2 BI предоставляет в распоряжение пользователей набор готовых коннекторов к таким системам как Oracle, SAP/Siebel, IBM. Например Cognos 8.2 Report Pack содержит шаблоны более 60 наиболее распространенных отчетов для немедленного доступа к mySAP и Siebel CRM, а готовый коннектор позволяет заказчикам обращаться к данным SAP Business Information Warehouse (SAP BW), внедрять Cognos 8.2 BI на SAP Web Application Server и отображать информацию через SAP NetWeaver Portal.
Таким образом, в результате внедрения Cognos 8.2 BI на предприятии развертывается многофункциональная, масштабируемая и готовая к изменениям система, построенная по принципу «сделал и забыл», что, в принципе, и является недостижимым идеалом IT-специалиста. Теперь задачи IT- служб сводятся к обеспечению своевременной подкачке обновленных данных в источниках информации для Cognos 8.2 BI и по требованию подготовке сложные готовые отчеты для конечных пользователей. Как упоминалось выше, Cognos BI – это система «на вырост» с возможностью быстрого масштабирования и реагирования на изменения бизнеса компании на любом уровне.
Архитектура Cognos BI 8.2 позволяет создавать кластерные решения, зависящие от масштабов использования, работающие на различных платформах и легко интегрируемых в существующую IT-инфраструктуру благодаря набору готовых коннекторов к системам таких производителей как Microsoft, Oracle, SAP, IBM и др.
Презентация Microsoft PowerPoint (2055КБ)