Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

2003 г

Множественная диспетчеризация

Автор: Дэвид Мертц (David Mertz)
Перевод: Intersoft Lab
Авторские права: market@iso.ru

Обобщение полиморфизма с помощью мультиметодов

Во многом универсальность объектно-ориентрованного программирования (ООП) возможна благодаря полиморфизму: в надлежащем контексте объекты разных видов могут вести себя различным образом. Однако большая часть ООП - это единичная диспетчеризация, то есть единственный выделенный объект определяет, какую ветвь кода избрать. Концептуально более общий подход - позволить всем аргументам, передаваемым в функцию/метод, определять ее специализацию. В этой статье рассматривается реализация множественной диспетчеризации в Python и показано, как это улучшает программы.

Что такое полиморфизм?

Большинство программистов, использующих полиморфизм - на Python или других языках объектно-ориентированного программирования -, находят ему весьма практическое и конкретное применение. Возможно, наиболее общий случай использования полиморфизма - это создание семейства объектов, которые придерживаются общего протокола. В Python это обычно просто вопрос нерегламентированного полиморфизма; в других языках чаще объявляются формальные интерфейсы, и/или эти семейства обладают общим предком.

Например, существует множество функций, которые работают с объектами, "подобными файлам", где это подобие файлам определяется просто посредством поддержания нескольких методов, как .read(), .readlines() и, возможно, .seek(). Функция, как read_app_data(), может принимать аргумент src - когда мы вызовем эту функцию, мы, возможно, решим передать ей локальный файл, объект urllib, объект cStringIO или некий объект, определенный пользователем, который разрешает этой функции вызывать src.read(). Каждый тип объекта равнозначен с точки зрения того, как он функционирует в read_app_data().

Давайте вернемся немного назад, чтобы понять, что здесь действительно происходит. По существу, нас интересует, как выбрать надлежащую ветвь кода для выполнения в контексте; старомодный процедурный код может принимать эквивалентные решения, ООП просто придает элегантность. Например, фрагмент процедурного (псевдо) кода мог бы выглядеть следующим образом:



Листинг 1. Процедурный выбор ветвей кода по типу объекта

...bind 'src' in some manner...
if <<src is a file object>>:
    read_from_file(src)
elif <<src is a urllib object>>:
    read_from_url(src)
elif <<src is a stringio object>>:
    read_from_stringio(src)
...etc...

Организовав поддержку общих методов объектами различных типов, мы перемещаем решение о диспетчеризации в объекты из явного условного блока. Просматривая дерево наследования, данный объект src узнает, какие блоки кода ему нужно вызывать. Однако, по-прежнему происходит неявное переключение, но по типу объекта src.

Объект src привилегирован по отношению к любым аргументам, передаваемым в его методы. Из-за синтаксиса ООП эта привилегированность кажется неизбежной, но на самом деле это не так. Во многих случаях процедурное переключение просто переносится в тела методов классов. Например, мы могли бы реализовать совместимые по протоколу классы Foo и Bar следующим образом:



Листинг 2. Реализация метода .meth() с помощью Foo и Bar

class Foo:
    def meth(self, arg):
        if <<arg is a Foo>>:
            ...FooFoo code block...
        elif <<arg is a Bar>>:
            ...FooBar code block...
class Bar:
    def meth(self, arg):
        if <<arg is a Foo>>:
            ...BarFoo code block...
        elif <<arg is a Bar>>:
            ...BarBar code block...
# Function to utilize Foo/Bar single-dispatch polymorphism
def x_with_y(x, y):
    if <<x is Foo or Bar>> and <<y is Foo or Bar>>:
        x.meth(y)
    else:
        raise TypeError,"x, y must be either Foo's or Bar's"

Имеется пять различных ветвей/блоков кода, которые могут выполняться при вызове x_with_y(). Если типы x и y не подходят, возбуждается исключение (разумеется, вы могли бы сделать что-нибуль другое). Но, предполагая, что с типами все в порядке, ветвь кода выбирается сначала посредством полиморфной диспетчеризации, а затем посредством процедурного переключения. Кроме того, переключения внутри определений Foo.meth() и Bar.meth() в значительной степени эквивалентны. Полиморфизм - в разновидности с единичной диспетчеризацией - решает лишь половину задачи.

Полная реализация полиморфизма

В случае полиморфизма с единичной диспетчеризацией выделяется объект, который "владеет" методом. Синтаксически в Python его выделяют, располагая его имя перед точкой - все, что следует за точкой: имя метода и левая скобка - просто аргумент. Но семантически этот объект является особенным при использовании дерева наследования для выбора метода.

А что если бы мы обрабатывали особым образом не один объект, а позволили бы каждому объекту, задействованному в блоке кода, участвовать в выборе ветви выполнения? Например, мы могли бы выразить наше пятистороннее переключение более симметрично:



Листинг 3. Множественная диспетчеризация Foo и Bar

x_with_y = Dispatch([((object, object), <<exception block>>)])
x_with_y.add_rule((Foo,Foo), <<FooFoo block>>)
x_with_y.add_rule((Foo,Bar), <<FooBar block>>)
x_with_y.add_rule((Bar,Foo), <<BarFoo block>>)
x_with_y.add_rule((Bar,Bar), <<BarBar block>>)
#...call the function x_with_y() using some arguments...
x_with_y(something, otherthing)

Я думаю, что эта симметричность полиморфной диспетчеризации по множеству аргументов гораздо более элегантна, чем предшествующий стиль. Кроме того, этот стиль позволяет документировать одинаковую роль этих двух объектов, задействованных в определении подходящей ветви кода.

Стандартный Python не разрешает конфигурировать этот тип множественной диспетчеризации; но, к счастью, вы можете сделать это, воспользовавшись написанным мною модулем multimethods. См. Ресурсы, чтобы скачать этот модуль отдельно или в составе утилит Gnosis. После того, как вы установили multimethods, все, что от вас требуется - включить в начало своего приложения следующую строку:


from multimethods import Dispatch


"Мультиметоды", как правило, это синоним множественной диспетчеризации; но термин мультиметод предполагает конкретную функциональную/объектную реализацию более абстрактной концепции множественной диспетчеризации.

Экземпляр Dispatch - это вызываемый объект, его можно конфигурировать с любым желаемым количеством правил. К тому же, можно использовать метод Dispatch.remove_rule(), чтобы удалять правила; благодаря этому множественная диспетчеризация с использованием multimethods становится несколько более динамичной, чем статическая иерархия классов (но вы также можете совершить некие замысловатые действия с классами Python во время исполнения). Также заметьте, экземпляр Dispatch может принимать переменное число аргументов; сопоставление выполняется сначала по числу аргументов, затем по их типам. Если экземпляр Dispatch вызывается с любым шаблоном, который не определен в правиле, возбуждается TypeError. Инициализация x_with_y() с запасным шаблоном (object,object) необязательна, если вы просто хотите, чтобы в неопределенных ситуациях возбуждалось исключение.

Каждый кортеж (pattern,function), перечисленный в инициализации Dispatch, просто передается далее в метод .add_rule(); это исключительно вопрос удобства программирования - устанавливать правила при инициализации или позже (можно комбинировать подходы, как в предшествующем примере). При вызове функции из диспетчера аргументы, используемые при вызове, передаются диспетчеру; вы должны обеспечить, чтобы функция, которую вы используете, могла принять то число аргументом, с которым она сопоставляется. Например, приведенные ниже вызовы эквиваленты:



Листинг 4. Явный вызов и вызов функции при диспетчеризации

# Define function, classes, objects
def func(a,b): print "The X is", a, "the Y is", b
class X(object): pass
class Y(object): pass
x, y = X(), Y()

# Explicit call to func with args
func(x,y)

# Dispatched call to func on args
from multimethods import Dispatch
dispatch = Dispatch()
dispatch.add_rule((X,Y), func)
dispatch(x,y)         # resolves to 'func(x,y)'

Очевидно, что если вы знаете типы x и y во время проектирования, алгоритм задания диспетчера - просто накладные расходы. Но то же ограничение справедливо и для полиморфизма - он удобен, лишь когда вы не можете ограничить объект единственным типом для каждой ветви исполнения.

Улучшение наследования

Множественная диспетчеризация не просто обобщает полиморфизм, она предоставляет более гибкую альтернативу наследованию во многих контекстах. Рассмотрим в качестве иллюстрации следующий пример. Предположим, что вы пишете программу построения чертежей или автоматизированного проектирования, которая работает с различными фигурами (shape); в частности, вы хотите, чтобы вы могли комбинировать две фигуры таким образом, чтобы результат зависел от обеих задействованных фигур. Кроме того, набор рассматриваемых фигур будет расширяться производными приложениями или подключаемыми библиотеками. Расширение набора классов фигур является неизящным подходом при модернизации, например:



Листинг 5. Наследование для расширения возможностей

# Base classes
class Circle(Shape):
    def combine_with_circle(self, circle): ...
    def combine_with_square(self, square): ...
class Square(Shape):
    def combine_with_circle(self, circle): ...
    def combine_with_square(self, square): ...
# Enhancing base with triangle shape
class Triangle(Shape):
    def combine_with_circle(self, circle): ...
    def combine_with_square(self, square): ...
    def combine_with_triangle(self, triangle): ...
class NewCircle(Circle):
    def combine_with_triangle(self, triangle): ...
class NewSquare(Square):
    def combine_with_triangle(self, triangle): ...
# Can optionally use original class names in new context
Circle, Square = NewCircle, NewSquare
# Use the classes in application
c, t, s = Circle(...), Triangle(...), Square(...)
newshape1 = c.combine_with_triangle(t)
newshape2 = s.combine_with_circle(c)
# discover 'x' of unknown type, then combine with 't'
if isinstance(x, Triangle): new3 = t.combine_with_triangle(x)
elif isinstance(x, Square): new3 = t.combine_with_square(x)
elif isinstance(x, Circle): new3 = t.combine_with_circle(x)

В частности, каждый существующий класс фигуры должен добавлять возможности потомку, что приводит к комбинаторной сложности и трудностям при сопровождении.

Напротив, метод множественной диспетчеризации более прост:



Листинг 6. Мультиметоды для расширения возможностей

# Base rules (stipulate combination is order independent)
class Circle(Shape): pass
class Square(Shape): pass
def circle_with_square(circle, square): ...
def circle_with_circle(circle, circle): ...
def square_with_square(square, square): ...
combine = Dispatch()
combine.add_rule((Circle, Square), circle_with_square)
combine.add_rule((Circle, Circle), circle_with_circle)
combine.add_rule((Square, Square), square_with_square)
combine.add_rule((Square, Circle),
                 lambda s,c: circle_with_square(c,s))
# Enhancing base with triangle shape
class Triangle(Shape): pass
def triangle_with_triangle(triangle, triangle): ...
def triangle_with_circle(triangle, circle): ...
def triangle_with_square(triangle, square): ...
combine.add_rule((Triangle,Triangle), triangle_with_triangle)
combine.add_rule((Triangle,Circle), triangle_with_circle)
combine.add_rule((Triangle,Square), triangle_with_square)
combine.add_rule((Circle,Triangle),
                 lambda c,t: triangle_with_circle(t,c))
combine.add_rule((Square,Triangle),
                 lambda s,t: triangle_with_square(t,s))
# Use the rules in application
c, t, s = Circle(...), Triangle(...), Square(...)
newshape1 = combine(c, t)[0]
newshape2 = combine(s, c)[0]
# discover 'x' of unknown type, then combine with 't'
newshape3 = combine(t, x)[0]

Определение новых правил (и поддержка функций/методов) в значительной степени эквивалентны. Но огромное преимущество стиля множественной диспетчеризации - это цельность, с помощью которой вы комбинировать фигуры неизвестных типов. Вместо того, чтобы возвращаться к явным (и длинным) условным блокам, определения правил автоматически решают эти вопросы. Что еще лучше, все комбинирование выполняется одним вызовом combine(), а не с помощью "зверинца" из разных комбинирующих методов.

Передача диспетчеризации

Не испытывая необходимости больше думать о диспетчеризации, класс multimethods.Dispatch будет выбирать "наилучшее совпадение" для данного обращения к диспетчеру. Однако, иногда стоит заметить, что "лучшее" не значит "единственное". То есть, обращение к dispatch(foo,bar) может давать точное совпадение с правилом (Foo,Bar) - но оно также может задавать менее точное совпадение (не промах!) для (FooParent,BarParent). Точно так, как иногда вы хотите вызывать методы базовых классов в методе производного класса, вы также иногда желаете вызывать менее специфические правила в диспетчере.

Модуль multimethods позволяет задавать вызовы менее специфических правил как грубо, так и с тонкой настройкой. На грубом уровне, обычно вы просто хотите автоматически вызывать менее специфичное правило в начале, либо в конце выполнения блока кода. Подобным образом вы практически всегда вызываете метод надкласса в начале, либо в конце тела метода потомка. Общий вариант начального/конечного вызова менее специфичных методов может быть задан просто как часть правила. Например:



Листинг 7. Автоматическое воспроизведение диспетчеризации

class General(object): pass
class Between(General): pass
class Specific(Between): pass
dispatch = Dispatch()
dispatch.add_rule((General,), lambda _:"Gen", AT_END)
dispatch.add_rule((Between,), lambda _:"Betw", AT_END)
dispatch.add_rule((Specific,), lambda _:"Specif", AT_END)
dispatch(General())  # Result: ['Gen']
dispatch(Specific()) # Result: ['Specif', 'Betw', 'Gen']

Разумеется, в некоторых ситуациях (как для правила (General)) менее специфичное правило отсутствует. Для обеспечения единообразия, однако, каждое обращение к диспетчеру возвращает список значений из всех функций, которым передается управление таким образом. Если в правиле не определены ни AT_END, ни AT_START, распространение вызовов не производится (и возвращается список из одного элемента). Этим объясняется индекс [0] в примере с фигурами, который, вероятно, кажется загадочным .

Для тонкой настройки распространения вызовов применяется метод диспетчера .next_method(). Чтобы задать распространение вызовов вручную, нужно использовать для определения правил метод .add_dispatchable(), а не метод .add_rule(). Кроме того, диспетчеризованные функции сами должны принимать аргумент dispatch. При вызове диспетчера вы либо должны передать аргумент, задающий диспетчер, либо вы можете воспользоваться вспомогательным методом .with_dispatch(). Например:



Листинг 8. Программирование с ручной передачей

def do_between(x, dispatch):
  print "do some initial stuff"
  val = dispatch.next_method() # return simple value of up-call
  print "do some followup stuff"
  return "My return value"
foo = Foo()
import multimethods
multi = multimethods.Dispatch()
multi.add_dispatchable((Foo,), do_between)
multi.with_dispatch(foo)
# Or: multi(foo, multi)

Вызов менее специфичных мультиметодов вручную может оказаться запутанным - примерно так же, как и обращение к методам базовых классов. Чтобы эти вопросы стали управляемыми, обращение к .next_method() всегда возвращает простой результат вызова верхнего уровня - если вы хотите собрать такие результаты в список, как тот, что создает аргумент AT_END, вам нужно добавлять и обрабатывать те величины, которые вы считаете уместными. Наиболее общий вариант использования, однако - выполнение последовательности связанных инициализаций; в этом случае возвращаемые величины обычно неважны.

Замечания выполнении в многонитевой среде

Стоит привести краткое замечание, пока читатель не столкнулся с проблемой. Из-за необходимости сохранения состояния для отслеживания, какие (последовательно менее специфичные) правила вызывались, диспетчер не является нитебезопасным. Если нужно использовать диспетчер в многонитевой среде, необходимо "клонировать" его для каждой нити. Это ненакладно с точки зрения ресурсов: памяти и процессора, так что клонирование диспетчеров не вызывает существенных неудобств. Например, предположим, что функция могла бы вызываться из разных нитей; вы можете написать:



Листинг 9. Клонирование для безопасности нити

def threadable_dispatch(dispatcher, other, arguments)
    dispatcher = dispatcher.clone()
    #...do setup activities...
    dispatcher(some, rule, pattern)
    #...do other stuff...

Если внутри threadable_dispatch() не запускаются новые нити, все нормально.

Вам потребуется некоторое время, чтобы освоиться с идей множественной диспетчеризации, даже - или особенно - если вы весьма опытны в объектно-ориентированном программировании. Но после того, как вы немного с ней поэкспериментируете, вероятно, вы обнаружите, что множественная диспетчеризация обобщает и усиливает преимущества, которыми ООП обладает прежде всего над процедурным программированием.

Ресурсы

  • Вы можете получить multimethods как отдельный модуль, либо как часть пакета Gnosis Utilities.
  • Gnosis Utilities выходит как Питоновский пакет distutils.
  • Другие языки реализовали множественную диспетчеризацию либо в самом языке, либо в библиотеках. Например, MultiJava - расширенный набор Java, который реализует множественную диспетчеризацию.
  • CLOS и Dylan используют множественную диспетчеризацию в качестве базиса своей системы ООП. Возможно, "Обсуждение подхода Dylan" (a discussion of Dylan's mechanism) покажется вам интересным.
  • В Perl есть модуль под названием Class::Multimethods, предназначенный для реализации множественной диспетчеризации (и, по-видимому, предполагается, что в Perl 6 эта концепция будет более глубоко встроена в язык). Дэмиан Конуэей рассматривает этот модуль (Damian Conway discusses his module).
  • Ресурсы для разработчиков Linux в зоне Linux developerWorks.

Об авторе

Дэвид Мертц предчувствует, что программисты, страдающие синдромом раздвоения личности, захотят, чтобы все их функции были общими. Дэвид доступен по адресу: mertz@gnosis.cx, а жизнь его описана на http://gnosis.cx/publish/. Присылайте свои замечания и предложения касательно этой, прошлых или будущих статей.

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

VPS в России, Европе и США

Бесплатная поддержка и администрирование

Оплата российскими и международными картами

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...