Интерактивные интерфейсы пользователей
Командные интерпретаторы
Базовые возможности командных интерпретаторов
Перенаправление ввода/вывода и организация конвейера
Управление ходом выполнения. Циклы
Передача аргументов. Команда shift
Упражнение
Командные интерпретаторы
Командный интерпретатор (по-другому - оболочка, shell) в операционных системах семейства UNIX предназначен для выполнения в основном следующих функций:
- предоставление пользователю интерактивного интерфейса для общения с системой (другими словами: обработка и выполнение пользовательских команд)
- выполнение файлов, содержащих команды интерпретатора (командные файлы);
В системах UNIX (и во FreeBSD естественно) имеются несколько различных командных интерпретаторов. Наиболее популярные из них:
- sh - Bourne shell.
- csh - С-shell.
- ksh - Korn-shell.
- bash - Bourne Again shell.
Как правило, все shell находятся в каталоге /bin. Но это не обязательно. Вы помните, что когда мы рассматривали вопросы установки packages, то установили интерпретатор bash в каталог /usr/local/bin. Все установленные в системе оболочки перечислены в файле /etc/shells.
Наберите команду cat /etc/shells, и вы увидите примерно следующее:
/bin/sh
/bin/csh
/usr/local/bin/bash
Если строка в файле, в котором записаны команды интерпретатора, начинается на # , то эта строка - комментарий. Это не относится к самой первой строке файла. Она должна содержать запись, типа #!/bin/sh. Это указывает, что для выполнения команд будет вызван интерпретатор /bin/sh. Далее рассмотрим возможности и языки командных интерпретаторов.
Базовые возможности командных интерпретаторов
Для определенности, в данной главе будем рассматривать интерпретатор bash. Если вам больше нравится работать и программировать в другой оболочке, можете в принципе пропустить изучение этой главы курса. Но замечу, что базовые возможности разных оболочек примерно одинаковые.
Переменные и подстановка значений
Все переменные в языке shell - текстовые. Их имена должны начинаться с буквы и могут состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания (_). Bash поддерживает как простые переменные, так и массивы. Для установки переменной используется оператор =:
Для простых переменных
<имя>=<значение>
Для массивов
<имя>[индекс]=<значение>, либо
<имя>=(<значение1> <значение2> : <значениеN>), либо
<имя>=([индекс1]=<значение1> [индекс2]=<значение2> : [индексN]=<значениеN>)
Чтобы воспользоваться значением переменной, надо перед ней поставить символ $. Можно также заключить переменную в фигурные скобки {}.
Например:
# hour=14
# echo $hour
14
# hourth=24
# echo $hourth
24
# echo ${hour}th
14th
Двойные кавычки ( " ), одиночные кавычки ( ' ), обратные кавычки ( ` ) Кавычки могут использоваться для создания строк. Например:
"Hello, world!"
'Good bye'
Кроме того, кавычки могут отменять действие следующих специальных символов:
` ~ ! # $ % ^ & * ( ) - + = \ | ; ' " , . < > ?
Значения этих специальных символов в строках, заключенных в одиночные кавычки '<строка>' отменяются. В строках, заключенных в двойные кавычки "<строка>" также отменяются значения специальных символов, за исключением ! $ ` \ {. Обратная наклонная черта \ также отменяет действие специальных символов.
Не путайте одиночные и обратные кавычки. Пример:
# dat=`date` (здесь стоят обратные кавычки)
# echo $dat
Mon Jun 05 14:17:20 2000
# dat='date' (здесь стоят одиночные кавычки)
# echo $dat
date
Конвейеры и списки
Несколько команд могут быть объединены с помощью символов канала |. В этом случае они образуют конвейер.
<команда1> | <команда2> | <команда3> :
Символ канала | соединяет стандартный вывод команды <команда1> со стандартным вводом команды <команда2> и т.д.
Каждая команда выполняется в отдельном процессе, а состояние выхода последней команды будет являться состоянием выхода конвейера.
Примеры:
# ps -ax | more
# ls -l | grep "profile"
Кроме конвейеров, команды могут объединяться в списки. Даже сами конвейеры могут быть объединены в списки. Это делается с помощью команд ; && ||.
Команда ; просто последовательно выполняет оду команду или конвейер за другой (другим):
# make depend ; make ; make install
# cat /etc/passwd | grep root ; echo "User root"
Для того, чтобы управлять выполнением следующей команды в списке в зависимости от состояния выхода предыдущей, используются команды && (логическое И) и || (логическое ИЛИ).
Примеры:
# mkdir mydir && cd mydir
В этом случае команда cd mydir будет выполнена только в том случае, если успешно (состояние выхода равно 0) завершится команда mkdir mydir.
# cat /home/bob/.profile || echo "Нет файла .profile"
В этом случае либо на экран будет выведено содержимое файла /home/bob/.profile, либо сообщение о том, что такого файла нет.
Перенаправление ввода-вывода
Команды и списки могут содержать операторы < и > - перенаправления стандартного ввода и стандартного вывода соответственно.
Например:
# ps -ax > /etc/proc
выводит текущее состояние процессов не на экран, а в файл /etc/proc. Если к этому моменту такого файла не было, то он будет создан. Если он существовал, то его старое содержимое будет уничтожено новой информацией.
Для то, чтобы не уничтожать содержимое файла, а добавить новую информацию (в конец файла), нужно использовать оператор `>>:
# ps -ax >> /etc/proc
Кроме того, существует стандартный вывод ошибок. Он имеет дескриптор 2. Т.е. если мы не хотим получать сообщения об ошибках на стандартный вывод, то можно использовать перенаправление таким образом:
# cat /etc/proc 2>err.log (ошибки, если возникнут, будут выведены в файл err.log) либо
# cat /etc/proc 2>/dev/null (ошибки будут выведены <никуда>, их посмотреть будет невозможно).
Ввод перенаправляется аналогичным образом. Например, команда
# mail bob@com.com < /home/mail.txt
отправит содержимое файла /home/mail.txt по адресу bob@com.com.
Оператор << означает, что ввод для данной команды находится <ЗДЕСЬ>. Пример:
# mail bob@com.com << end
Hello, Bob!
end
По этой команде в тело письма войдет все, что встретится до указанного нами ограничителя ввода end.
Управление ходом выполнения. Циклы
Управлять ходом выполнения сценария на языке bash можно, используя кострукцию операторов if-fi. Оператор if имеет вид:
if <условие 1>; then
<список операторов 1>
elif <условие 2>; then
<список операторов 2>
else
<список операторов 3>
fi
Работает эта конструкция так:
Если выполнено <условие 1>, то выполняется <список операторов 1>.
Если невыполнено <условие 1>, но выполнено <условие 2>, то выполняется <список операторов 2>.
Если невыполнено <условие 1> и невыполнено <условие 2>, то выполняется <список операторов 3>.
В конструкции if-fi операторы elif и else являются необязательными.
В качестве условия проверки может быть использована любая команда (или список команд). Тогда условие будет считаться выполненным, если команда (список команд) завершилась с кодом 0 (т.е. выполнилась нормально). Но на практике чаще используют команду test для проверки какого-либо выражения. Команда test записывается так:
test <выражение> или же [<выражение>]. Ниже приводится список опций, используемых при выполнении команды test.
- -d file Истинно, если файл file существует и является директорией.
- -e file Истинно, если файл file существует.
- -f file Истинно, если файл file существует и является обычным файлом.
- -k file Истинно, если файл file существует и для него установлен sticky-бит.
- -L file Истинно, если файл file существует и является символической ссылкой.
- -r file Истинно, если файл file существует и его можно читать.
- -s file Истинно, если файл file существует и имеет ненулевой размер.
- -t file Истинно, если файл file открыт на терминале.
- -w file Истинно, если файл file существует и в него можно записывать.
- -x file Истинно, если файл file существует и является выполняемым.
- -O file Истинно, если файл file существует и принадлежит текущему пользователю.
- file1 -nt file2 Истинно, если файл file1 создан (изменен) позднее, чем файл file2.
- file1 -ot file2 Истинно, если файл file1 создан (изменен) раньше, чем файл file2.
- -z <строка> Истинно, если длина строки <строка> равна нулю.
- -n string Истинно, если длина строки <строка> не равна нулю.
- string1 = string2 Истинно, если строки равны.
- string1 != string2 Истинно, если строки не равны.
- ! <выражение> Истинно, если выражение ложно.
- <выражение1> -a <выражение2> Истинно, если оба выражения истинны.
- <выражение1> -o <выражение2> Истинно, если хотя бы одно из выражений истинно.
- <число1> -eq <число2> Истинно, если число <число1> равно числу <число2>.
- <число1> -ne <число2> Истинно, если число <число1> не равно числу <число2>.
- <число1> -lt <число2> Истинно, если число <число1> меньше числа <число2>.
- <число1> -le <число2> Истинно, если число <число1> меньше или равно числа <число2>.
- <число1> -gt <число2> Истинно, если число <число1> больше числа <число2>.
- <число1> -ge <число2> Истинно, если число <число1> больше или равно числа <число2>. Числами <число1> и <число2> могут быть положительные и отрицательные целые числа.
Пример:
if [ -x /usr/games/pool ] ; then
/usr/games/pool
else
echo "не могу запустить файл"
fi
Этот же пример можно записать по-другому:
[ -x /usr/games/pool ] && /usr/games/pool || echo "не могу запустить файл"
Циклы реализуются с помощью конструкций for, while.
Цикл for записывается так:
for <переменная> in <список>
do
<команды>
done
Пример 1:
for i in 1 2 3
do
echo $i
done
Пример 2:
for file in /etc/p*
do
echo $file
done
Этот цикл эквивалентен команде ls /etc/p*.
Цикл while имеет вид:
while <условие>
do
<команды>
done
Команды в теле цикла выполняются до тех пор, пока остается истинным <условие>.
Пример:
i=1
while [ $i -lt 5 ]
do
echo $i
i = $(($i+1))
# можно было бы написать i=`expr $i + 1`
done
Другим вариантом цикла while является until.
until <условие>
do
<команды>
done
В этом случае команды в теле цикла выполняются до тех пор, пока <условие> остается ЛОЖНЫМ.
i=1
until ! [ $i -lt 5 ]
do
echo $i
i=`expr $i + 1`
done
Заметим, что по команде break можно выйти из тела цикла. Это справедливо и для цикла for и для while (until). Пример:
i=1
while [ $i -gt 0 ]
do
echo $i
i=`expr $i + 1`
if [ $i -eq 10 ] ; then
break
fi
done
Передача аргументов. Команда shift.
При запуске на выполнение, сценарию можно передать аргументы в командной строке. Например:
# /usr/games/pool file1.txt user1M
Для того, чтобы можно было работать с переданными аргументами, существует девять переменных - $1, $2, : , $9. Они позиционно соответствуют переданным аргументам. Т.е. в нашем примере $1 содержит строку "file.txt", а $2 содержит строку "user1". Кроме того, в переменной $# содержится количество переданных аргументов. В нашем случае - 2.
Но что делать, если нужно передать, скажет, 15 аргументов ? Как получить доступ к аргументу с номером больше 9 ?
Для этой цели существует команда shift, которая просто осуществляет сдвиг аргументов на одну позицию <влево>. Т.е. $1 получает значение $2, $2 - $3 и т.д. При этом значение, которое было в $1 до сдвига - теряется. При этом сдвиге так же уменьшается на 1 значение $#.
Рассмотрим это на примере. Создайте такой файл
#!/usr/local/bin/bash
i=1
while [ $# -eq 0 ]
do
echo "Аргумент $i - $1"
shift
i=`expr $i + 1`
done
Назовите его, например, my_shift.
Запустите его так:
# my_shift p1 p2 p3 p4
На экране вы увидете:
Аргумент 1 - p1
Аргумент 2 - p2
Аргумент 3 - p3
Аргумент 4 - p
Упражнения
- Создайте в своей домашней директории несколько файлов с произвольным текстом.
- Напишите скрипт, который бы принимал в качестве параметров имена этих файлов и добавлял их содержимое в файл, который передан первым в командной строке.
- Запустите скрипт. Затем откройте файл-приемник, и проверьте, все ли правильно работает?
Ответ (пример скрипта):
#!/usr/local/bin/bash
if [ $# -gt 1 ] ; then
file=$1
i=$#
shift
while [ $# -eq 0 ]
do
cat $1 >> $file
shift
done
echo "Всего к файлу $file добавлено `expr $i - 1` файлов"
else
echo "Недостаточно аргументов"
fi
Сopyright © 2000. Андрей Фёдоров
http://www.anriintern.com/computer/freebsd/
Назад |
Содержание |
Вперед