2004 г.
4.5.15. Диалог в локальных сетях и в Интернет
Семёнов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ),
book.itep.ru
Команды Talk (для SUN), Phone (для VAX/VMS) и другие служат для переговоров двух человек, работающих на одной и той же ЭВМ с удаленных терминалов в реальном масштабе времени. Хотя эти команды и не используют протоколы TCP/IP, они весьма удобны при работе, в частности при отладке новых телекоммуникационных каналов. Вызов осуществляется в соответствии с форматами: Talk bobyshev@ns.itep.ru или Phone <ID>, где <ID> - имя партнера (его ID, используемое при входе в ЭВМ), с которым вы хотите поговорить. При использовании этих процедур экран делится на две части по вертикали, верхняя часть предназначена для печати текста вызывающего, нижняя часть для его партнера.
Существует версия и Internet-Phone, которая обеспечивает голосовую двухстороннюю связь между пользователями сети. Этот вид услуг примыкает скорее к разновидностям сервиса, описанным в следующей главе. Для обеспечения работы такого канала связи достаточно ЭВМ PC-486SX с частотой 25МГц, памятью 8Мбайт и стандартной аудио-картой. Программы, поддерживающие этот вид сервиса, работают в рамках Windows, Winsock 1.1. При этом вы займете полосу канала шириной 7.7Кбит/c. При установке звуковой VC-платы c сжатием аудио-информации можно ограничить требования на полосу до уровня 6.72Кбит/c. Следует ожидать появления программ и на других платформах и в других средах. Общедоступное программное обеспечение для работы с аудио-версией Phone можно получить через анонимное FTP по адресу ftp.volcaltec.com (используйте ID-пользователя=ftp). Разговаривать можно только с одним партнером одновременно. Возможно совмещение разговора с другими процедурами Internet, что особенно привлекательно при диагностике и отладке каналов и сетевых программ. Internet-Phone контактирует с IRC (Internet Relay Chat, смотри подробнее в следующей главе), что позволяет получить необходимую справочную информацию. Используя возможности IRC, можно выбрать мышкой нужного вам партнера и начать беседовать с ним, если он конечно сидит у ЭВМ, которая оснащена необходимым аппаратным и программным обеспечением. В рамках этого вида сервиса вы можете обсудить какой-то документ, отображенный на экране терминалов, отмечая нужные места с помощью манипуляторов мышь. Это дает возможность согласовать в реальном масштабе времени текст документа, обсудить элементы конструкции или схемы, не тратя деньги на командировку или на дорогостоящее оборудование для видеоконференций. Бесплатно поболтать с вашим приятелем в Рио-де-Жанейро - это ли не мечта многих россиян?
Если же специального оборудования в вашем распоряжении нет, можно воспользоваться текстовой версией Talk или Phone. Обращение к Talk имеет форму:
talk имя_пользователя [ ttyname ]
Если вы хотите поговорить с кем-то на вашей ЭВМ, достаточно в качестве параметра ввести имя_пользователя (login ID). Если же ваш партнер работает на другой машине, имя адресата может иметь вид: host!пользователь или host.пользователь, или host:пользователь, или пользователь@host, где host - это имя ЭВМ, на которой работает ваш партнер. Последняя форма используется чаще. При необходимости переговорить с человеком, работающем на определенном терминале, следует ввести имя этого терминала (ttyname). При получении запроса Talk выдает на экран следующее сообщение:
Message from TalkDaemon@his_machineattime...
talk: connection requested by ваше_имя@ваша_ЭВМ.
talk: respond with: talk ваше_имя@ваша_ЭВМ
Пользователь, желающий участвовать в диалоге, должен ответить:
talk ваше_имя@ваша_ЭВМ
Когда связь установлена, оба участника диалога могут печатать текст одновременно с отображением обоих текстов в верхней и нижней частях экрана. Нажатие комбинации СTRL-L переписывает заново содержание экрана. Для завершения диалога следует нажать CTRL-Y. Имя ЭВМ адресата можно найти в файле /etc/hosts, а имя терминала в файле /etc/utmp. В процессе общения с использованием терминала возникает проблема - "пальцы не поспевают за мыслью". Традиция англоязычного общения выработала некоторые общепринятые сокращения часто используемых слов и выражений, которые могут облегчить диалог:
Таблица 4.5.15.1. Общепринятые сокращения, используемые при диалоге
Общепринятое сокращение выражения | Выражение | Перевод |
BCNU | be seeing you | пока |
BRB | be right back | возвращайся вовремя |
BTW | by the way | кстати |
BYE | goodbye | до свидания, я готов закончить диалог |
BYE? | Goodbye? | вы готовы завершить диалог? |
CU | see you | пока |
CUL | see you later | увидимся |
FYI | for your information | для вашего сведения |
FWIW | for what it's worth | за чем это нужно |
GA | go ahead and type | давай, продолжай |
IMHO | in my humble opinion | по моему скромному мнению |
IMO | in my opinion | по моему мнению |
JAM | just a minute | минутку |
O | over | ваша очередь говорить |
OO | over and out | до свидания |
OBTW | oh, by the way | а кстати |
ROTFL | rolling on the floor laughing | кататься по полу от смеха |
R U THERE? | are you there? | вы там? |
SEC.. | wait a second | подождите секунду |
WRT | with respect to | с уважением |
IRC
Семенов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ)
IRC - (Internet Relay Chat, RFC-1459) представляет собой систему переговоров в реальном времени. Она аналогична команде talk, которая используется на многих ЭВМ в Интернет. IRC делает все, что может talk, но позволяет также переговариваться более чем двум лицам одновременно. IRC предоставляет и много других удобных услуг.
Когда вы печатаете текст в IRC, все что вы напечатали будет немедленно передано другим пользователям, кто подключен к разговору. Причем они при желании могут вам ответить в реальном масштабе времени. Темы обсуждений в IRC варьируются в широких пределах. Обычно разговор идет по-английски, но существуют каналы для немецкого, японского, финского и других языков (русский язык здесь не является исключением, какой-же русский откажет себе в удовольствии поболтать, особенно в рабочее время). Клиенты и серверы для IRC доступны через анонимное FTP по адресу: cs.bu.edu. Некоторые узлы позволяют доступ к IRC через telnet, например, wbrt.wb.psu.edu и irc.demon.co.uk. В обоих узлах вход в систему осуществляется (login) как IRC.
В таблице 4.5.15.2 приведены основные команды IRC.
Таблица 4.5.15.2. Основные команды IRC
Команда IRC | Описание |
/a | Отбрасывание оставшегося выхода для текущей команды |
/help | Отобразить список IRC-команд |
/help команда | Выдает описание команды |
/help intro | Отображает введение в IRC |
/help newuser | Отображает информацию о новых пользователях |
/join канал | Подключиться к соответствующему каналу |
/leave канал | Покинуть соответствующий канал |
/list | Выдать информацию о всех каналах. |
/list канал | Отобразить информацию о конкретном канале |
/list -min n | Отобразить каналы, которые имеют как минимум n человек |
/list -max n | Отобразить каналы, в которых не более n человек |
/me операция | Отобразить определенную операцию |
/mode * +p | Делает текущий канал личным |
/msg псевдоним текст | Посылка частного сообщения указанному человеку |
/msg , текст | Посылка сообщения последнему корреспонденту, кто вам что-то прислал |
/msg . текст | Посылка сообщения последнему корреспонденту |
/nick | Отобразить ваш псевдоним |
/nick псевдоним | Изменить ваш псевдоним |
/query псевдонимы | Послать все ваши сообщения указанным лицам |
/query | Прекратить посылку частных сообщений |
/quit | Прервать работу IRC (quit). |
/set novice off | Позволить некоторые операции, например, подключение ко многим каналам |
/who канал | Определяет, кто подключен к определенному каналу |
/who псевдоним | Выдает информацию о конкретном человеке |
/who * | Определяет, кто подключен к каналу |
/whois псевдоним | Выдает всю информацию об определенном человеке |
/whois * | Выдает всю информацию о всех |
Многие серверы системы IRC для соединения друг с другом используют древовидную схему. Некоторые серверы, взаимодействуя друг с другом, передают информацию о существовании других серверов, пользователей или других ресурсов. Фундаментальной для IRC является концепция канала. Все пользователи, когда они в системе IRC, находятся на одном канале. Сначала вы входите в нулевой канал. Вы не можете послать сообщение, пока вы не вошли в канал и не задали параметры этого канала. Число каналов не ограничено.
Когда вы находитесь в системе IRC и нуждаетесь в помощи, выдайте команду /help. При возникновении проблем можно контактировать с Кристофером Девисом (Christopher Davis, ckd@eff.org) или с Еленой Роуз (Helen Rose, hrose@eff.org). Можно запросить помощь у оператора каналов IRC, например, #twilight_zone и #eu-opers. Различные документы по IRC и архивы списков рассылки IRC доступны через анонимное FTP по адресу ftp.kei.com, cs.bu.edu irc/support/alt-irc-faq или dorm.rutgers.edu pub/Internet.documents/irc.basic.guide. Группа новостей:
alt.irc, alt.irc.recovery. Имеется возможность доступа к материалам по IRC и через WWW: www.kei.com irc.html; eru.dd.chalmers.se home/f88jl/Irc; mistral.enst.fr ~pioch/IRC; alpha.acast.nova.edu IRC; www.infosystems.com cgi-bin/www2irc.
RELAY
RELAY представляет собой систему серверов в глобальной сети Bitnet/EARN, которая ретранслирует интерактивные сообщения от одного пользователя к другим, кто подписан на данный "канал" системы RELAY. Пользователь, подписанный на ближайший RELAY, виртуально подписан на всю систему RELAY. Большинство узлов RELAY отключаются в часы пик. Только некоторые из них работают 24 часа в сутки. Каждый RELAY-сервер обслуживает ограниченное число узлов, называемых сферой обслуживания. RELAY - это программа, которая позволяет нескольким людям общаться через сеть в реальном масштабе времени. Для того чтобы начать, вы должны подписаться на RELAY, для чего поместить ваш ID в текущий список пользователей. Взаимодействие с RELAY осуществляется также, как с обычным пользователем. Команды RELAY начинаются с символа /, все что не начинается с / считается сообщением и пересылается всем текущим пользователям.
RELAY доступна по следующим адресам EARN/Bitnet. В скобках приведено условное имя RELAY-ЭВМ.
RELAY@AUVM (Wash_DC) | RELAY@PURCCVM (Purdue) |
RELAY@BEARN (Belgium) | RELAY@SEARN (Stockholm) |
RELAY@ITESMVF1 (Mexico) | RELAY@TAUNIVM (Israel) |
RELAY@CEARN (Geneva) | RELAY@TECMTYVM (Monterrey) |
RELAY@CZHRZU1A (Zurich) | MASRELAY@UBVM (Buffalo) |
RELAY@DEARN (Germany) | RELAY@UFRJ (RioJaneiro) |
RELAY@DKTC11 (Copenhagen) | RELAY@UIUCVMD (Urbana_IL) |
RELAY@FINHUTC (Finland) | RELAY@USCVM (LosAngeles) |
RELAY@GITVM1 (Atlanta) | RELAY@UTCVM (Tennessee) |
RELAY@GREARN (Hellas) | RELAY@UWAVM (Seattle) |
RELAY@HEARN (Holland) | RELAY@VILLVM (Philadelph) |
RELAY@JPNSUT00 (Tokyo) | RELAY@YALEVM (Yele) |
RELAY@NDSUVM1 (No_Dakota) | RELAY@WATDCS (Waterloo) |
Система RELAY доступна пользователям сетей EARN/Bitnet через интерактивный обмен (SEND-команда в VMS/JNET, или PHONE в VAX/VMS). Все ЭВМ-серверы RELAY - это IBM VM/CMS системы, но вам не нужно быть пользователем VM, для того чтобы использовать RELAY. Если вы не в сети EARN/Bitnet, доступ к системе RELAY для вас закрыт. CHART доступен на любом NETSERV.
При регистрации клиенту посылаются файлы RELAY INFO и RELAY USERGUIDE, которые содержат подробное описание RELAY.
Краткое руководство по применению RELAY доступно из списка файлов документов EARN. Пошлите e-mail по адресу LISTSERV@EARNCC.BITNET. В теле сообщения напечатайте: GET RELAY MEMO.
Назад: 4.5.14. Современные поисковые системы
Оглавление: Телекоммуникационные технологии
Вперёд: 4.5.16. Некоторые другие процедуры Интернет