Сегодня все более актуальной становится проблема
перегруженности кабельной канализации, решить которую
можно с помощью микротраншейной прокладки
волоконно-оптических кабелей.
Совершенствование
телекоммуникационного оборудования позволяетзначительно
сокращать площадь, занимаемую станционным оборудованием,
при этом многократно наращивая мощность.
В
отношении линейных сооружений такие тенденции, к
сожалению, практически не наблюдаются. Развитие сетей
операторов связи, а также ведомственных сетей приводит к
тому, что существующая кабельная канализация оказывается
перегруженной, и дополнительная прокладка кабелей
невозможна. Кроме того, следует учитывать, что
волоконно-оптические кабели необходимо прокладывать в
свободных каналах кабельной канализации, в которые
впоследствии могут быть проложены другие
волоконно-оптические кабели. В канале кабельной
канализации, занятом кабелем с металлическими
проводниками, допускается совместная прокладка
волоконно-оптических кабелей только в защитной
полиэтиленовой трубке. Однако часто в каналах
отсутствует место для прокладки кабелей в полиэтиленовых
трубках. В такой ситуации приходится выполнять докладку
каналов кабельной канализации, а это весьма
дорогостоящая процедура. Чаще всего возникает
необходимость докладки каналов в центральных районах, и
без того перенасыщенных подземными коммуникациями (это,
как правило, районы с высокой деловой
активностью).
Надо отметить, что разрытие влечет
за собой многочисленные неудобства: создает препятствия
передвижению транспорта и пешеходов, ухудшает внешний
вид улиц. В местах пересечений с коммуникациями
сторонних организаций необходимо привлекать
представителей этих организаций. Работы часто приходится
проводить в сжатые сроки, в том числе и в ночное время.
Для движения пешеходов через зоны разрытий устраиваются
временные переходы с ограждениями, в темное время суток
предусматривается освещение. Кроме того, по окончании
работ проводятся ре-культивационные мероприятия, а также
восстановление покрытия дорожного полотна
(асфальтирование, укладка плитки и пр.). Действующие
инструкции рекомендуют проводить ручным способом работы
по рытью траншей и котлованов в стесненных городских
условиях. Это создает дополнительные проблемы, особенно
в зимний период. Городские власти с неохотой позволяют
осуществлять разрытия в центральных районах города.
Таким образом, есть целый комплекс проблем,
препятствующих развитию проводных сетей в районах, где
они более всего необходимы. Поиск путей решения этих
проблем заставляет обратиться к опыту зарубежных
партнеров. Одним из эффективных методов является
применение микротраншейной прокладки
волоконно-оптических кабелей.
Механизмы микротраншейной
прокладки
Методика
микротраншейной прокладки основана на использовании
специализированных механизмов. Они представляют собой
фрезу на шасси трактора для снятия дорожного покрытия и
устройство для удаления пыли, песка, гравия и других
мелких фракций. Эти механизмы могут быть совмещены в
один или же, наоборот, разделены, соответственно
распределяя технологическую операцию подготовки траншеи
к инсталляции кабеля на два этапа - вскрытия асфальта и
очистки микротраншеи. В качестве устройства очистки
может применяться компрессор, а также вакуумный или
водяной насос. Соответственно, посторонние частицы
выдуваются воздушным потоком, отсасываются или же
вымываются водяным потоком, который подается под
напором.
Как правило, прокладка кабеля в грунт
осуществляется в траншею на глубину 1,2 м (кроме
скальных и прочих плотных грунтов IV и выше категории)
согласно действующим нормам. Такая глубина считается
достаточной для надежной защиты линейно-кабельных
сооружений, эксплуатируемых вне помещений, от
несанкционированного доступа и влияния факторов
окружающей среды. В городских условиях для
упорядочивания коммуникаций строится кабельная
канализация, которая обеспечивает дополнительную защиту
линейно-кабельных сооружений.
Различными
разработчиками волоконно-оптических кабелей предлагаются
разные варианты технологии прокладки кабеля в
микротраншею. Эти варианты имеют общую технологическую
операцию - заглубление. Идея микротраншейной технологии
заключается в том, чтобы при значительном сокращении
земляных работ обеспечить надежную защиту кабелей.
Дополнительной защитой от наиболее вероятного внешнего
механического и температурного воздействия служит само
дорожное полотно.
Схема
функциональных устройств при прокладке оптического
кабеля в микротраншею
Существуют технологии прокладки волоконно-оптических
кабелей специальной конструкции непосредственно в
микротраншею, а также прокладка специальных каналов для
последующей инсталляции в них волоконно-оптических
кабелей.
Прокладка
волоконно-оптических кабелей непосредственно в
грунт
С помощью
специализированных механизмов в полотне дороги
проделывается микротраншея шириной до 15 мм и глубиной
от 40 до 100 мм, в которую укладывается
специализированный волоконно-оптический кабель.
Проложенный кабель накрывается жгутом из пористой
резины, диаметр жгута подобран таким образом, чтобы он
плотно укладывался в траншею и служил распоркой. После
этого траншея заливается битумом.
Кабель,
предназначенный для такого способа инсталляции,
представляет собой конструкцию monotube и состоит из
одного металлического модуля, выполненного из медного
сплава, внутри которого содержатся оптические волокна.
Внутреннее пространство модуля с волокнами заполняется
гидрофобным компаундом. Внешний диаметр модуля
составляет 5 мм. Модуль содержит пучки оптических
волокон. Для идентификации оптические волокна в одном
пучке имеют различную окраску, а каждый пучок имеет
обмотку из цветных синтетических нитей. Количество
оптических волокон в пучке - до 12 штук. Кабель может
содержать до 5 пучков оптических волокон. Таким образом,
количество оптических волокон в кабеле может достигать
шестидесяти. Снаружи кабель покрыт защитной
полиэтиленовой оболочкой. Наружный диаметр кабеля
составляет 7 мм, вес - порядка 110 кг/км.
Волоконно-оптический
кабель для микротраншейной прокладки
Такая конструкция волоконно-оптического кабеля
обеспечивает высокую устойчивость к температурным
колебаниям и механическим воздействиям. Допустимое
усилие на разрыв составляет 1 кН. Допустимый радиус
изгиба при прокладке - 70 мм. Диапазон рабочих
температур - от -40 до+70°С.
Следует заметить,
что, как и в случае с другими волоконно-оптическими
кабелями, инсталляционные работы должны проводиться при
температуре окружающей среды не ниже -5°С.
Для
сращивания строительных длин волоконно-оптического
кабеля разработаны специальные муфты, предназначенные
для установки на поверхности грунта таким образом, чтобы
люк муфты оказывался на одном уровне с дорожным
покрытием. Это муфты проходного типа. Корпус круглой
формы выполнен из нержавеющей стали и рассчитан на
сращивание до двух строительных длин кабеля, то есть
имеет 4 кабельных ввода. Существуют модификации муфт для
сращивания волоконно-оптических кабелей различной
емкости. Корпус муфты имеет круглую форму, диаметр
рассчитан таким образом, чтобы обеспечить возможность
выкладки технологического запаса оптических волокон
внутри корпуса муфты.
Кабельные вводы располагаются в нижней части корпуса
муфты, герметизируются механически путем обжима патрубка
муфты вокруг металлического модуля кабеля с помощью
обжимного инструмента. Затем место стыка защитной
полиэтиленовой оболочки кабеля и кабельного ввода муфты
может быть дополнительно защищено термоусаживаемой
трубкой для предотвращения проникновения влаги под
оболочку. Такой способ герметизации обеспечивает
надежную долговременную защиту муфты от проникновения
влаги.
Микротраншейная
прокладка кабельных
каналов
Способ подготовки
микротраншеи для инсталляции аналогичен способу
прокладки кабеля непосредственно в грунт, за исключением
размеров микротраншеи. Для прокладки каналов
проделывается микротраншея шириной 100 мм и глубиной
порядка 250 мм. В нее прокладывается 1-2 канала,
содержащих до 7 субканалов для прокладки кабелей: один
центральный и 7 периферийных. Внутренний диаметр каналов
составляет 10 мм. После укладки каналов микротраншея
заливается легким бетоном, а затем восстанавливается
асфальтовое покрытие. Для расположения муфт и
технологического запаса волоконно-оптического кабеля
устраиваются специальные микроколодцы, представляющие
собой пластиковые или металлические короба, заглубленные
в грунт и вмурованные в асфальт. Горловина микроколодца
закрывается крышкой или люком с замком, препятствующим
несанкционированному доступу. Ввод каналов с кабелями
осуществляется через стенки с последующей герметизацией
места ввода. Муфта закрепляется на стенке микроколодца,
а технологический запас кабеля выкладывается в форме
восьмерки. За счет небольшого внешнего диаметра кабеля
минимально допустимый радиус изгиба кабеля - около 150
мм.
Сечение
микротраншей с проложенным кабелем
Строительство традиционных смотровых устройств
кабельной канализации предусматривает значительный объем
земляных работ, включающих в себя рытье котлована, вывоз
излишков грунта, трамбовку грунта на дне котлована во
избежание проседания под весом железобетонной
конструкции. При строительстве необходима также техника
для разгрузки железобетонных элементов
колодца.
Поскольку микроколодцы располагаются на
поверхности грунта, а их размеры и вес гораздо меньше
стандартных смотровых устройств кабельной канализации,
необходимы значительно меньшие затраты на их
строительство. В первую очередь это достигается за счет
значительного сокращения объемов земляных работ, а также
за счет уменьшения трудозатрат.
Для данной
методики разработаны специальные микрокабели,
представляющие собой типичные кабели конструкции loose
tube, но с оптическими модулями уменьшенного диаметра.
Благодаря использованию таких технологических решений и
совершенствованию материалов кабеля удалось уменьшить
наружный диаметр кабеля до 7,2 мм без снижения
механической прочности, то есть устойчивости к
растягивающим и раздавливающим усилиям, к удару,
кручению, изгибу, а также к температурным колебаниям.
Такой кабель содержит до 6 оптических модулей, в каждом
из которых может быть до 12 оптических волокон. Таким
образом, общее количество оптических волокон в кабеле
может достигать 72. Выпускаются также модификации этих
кабелей, содержащие 8 и 12 оптических модулей и,
соответственно, 96 и 144 оптических
волокна.
Поскольку основная масса подземных
коммуникаций располагается в канализациях и коллекторах,
которые находятся на глубине не менее 1 м, а глубина
микротраншеи значительно меньше, существенно снижается
вероятность повреждения сторонних коммуникаций в
процессе инсталляции. Упрощается также процесс
согласования строительных работ на этапе
проектирования.
При использовании стандартных
методик строительства кабельной канализации скорость
инсталляции составляет до 300 м в день. Использование
микротраншейной технологии позволяет увеличить скорость
строительства до нескольких километров в день, без учета
времени на строительство смотровых устройств, где
преимущества этого метода еще более очевидны.
В
результате инсталляции одного канала можно получить
кабельную канализацию, готовую для прокладки
волоконно-оптических кабелей емкостью до полутысячи
оптических волокон.
Перспективы
Широкие
перспективы применения микротраншейной технологии
прокладки волоконно-оптических кабелей
обусловлены отсутствием необходимости
приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования
и привлечения зарубежных специалистов для его наладки и
обучения персонала. Необходимое для реализации этого
метода дорожно-строительное оборудование имеется в
наличии в учреждениях, занимающихся эксплуатацией дорог.
Достоинством этой технологии прокладки является
отсутствие необходимости длительных перерывов движения
транспорта. В случае проведения работ на улицах с
незначительным транспортным потоком движение вообще
можно не перекрывать даже в случае поперечного
пересечения.
В заключение необходимо отметить,
что микротраншейная технология прокладки
волоконно-оптических кабелей намного дешевле
традиционных способов строительства кабельной
канализации. Применение этой методики позво-ляет
значительно сократить трудозатраты и время на проведение
строительных работ, а также повысить эффективность труда
с помощью механизации. Широкое внедрение микротраншейной
технологии на практике позволит интенсифицировать
развитие межстанционной сети в мегаполисах и тем самым
улучшить качество обслуживания клиентов.