2004 г.
Mediation в телекоммуникациях или Что такое предбиллинг
Сергей Терешкин, "Открытие Технологии"
«IT News», #1(2)/2004
Mediation - не новое слово в телекоммуникационном лексиконе, означающее в буквальном переводе "посредничество". Вообще говоря, хочется ввести следующее определение: Mediation - это слово, обозначающее посредничество в телекоммуникациях. Для чего собственно это "посредничество" понадобилось, какие задачи у Mediation-систем и как они работают - вот темы, которые мне бы хотелось затронуть в данной статье.
Требования рынка. Эволюционирующие телекоммуникационные сети
Многообразие сегодняшней сетевой инфраструктуры телекоммуникационного оператора диктуется требованиями рынка, на котором конечный пользователь желает получать новые и все более сложные услуги. В большинстве случаев новые услуги приходится вводить, имея в качестве основы сети унаследованную и близкую к унаследованной инфраструктуру. При этом неправильно было бы ожидать, что новые инфраструктуры быстро заменят унаследованные сети, которые стабильно работают и в которые инвестированы огромные средства. Более предпочтительным является эволюционный подход, при котором старая сеть не заменяется, а совершенствуется, что сегодня и происходит. Это создает уникальную, сложную среду, зависящую от сосуществования различных протоколов, типов данных и оборудования разных производителей. На первый взгляд управлять такой сетью невозможно. Новые услуги предлагают новые и, зачастую несовместимые с сетью, требования. Отсюда следует первая задача Mediation-систем - конвергенция и управление этим разнообразием.
В результате требований потребителей получения новых сервисов и увеличения полосы пропускания за ту же самую цену, себестоимость услуги растет быстрее, чем прибыль. Но при высокой конкуренции введение сегодня новых сервисов является одним из необходимых условий для победы на рынке. Оператор предоставляет новые услуги, а спустя некоторое время его конкуренты выходят на рынок с похожими предложениями. В итоге мы имеем ситуацию постоянного ценового давления, которая выделяет для нас вторую задачу Mediation-систем - уменьшение влияния введения новых технологий и сервисов путем создания уровня абстракции для систем поддержки бизнеса (BSS - Business Support System), таких, как биллинг, системы борьбы с мошенничеством и аналитические системы.
Сети передачи данных, или "пакетные" сети, представляют собой третий тип инфраструктуры сети (после унаследованной и гибридной). Такие сети являются связанными (каждый элемент сети имеет выделенное соединение с каждым), особенно если говорить об IP-сетях, но они не отслеживают проходящий по ним контент и не выдают информации об использовании сети. Для локального пользователя подобной сети совершенно нормальна ситуация регулярного доступа к удаленным ресурсам. К началу 90-х годов операторы имели сети, предназначенные для передачи голоса, например SDH-сети. Однако постоянно растущий телекоммуникационный рынок требует от операторов применения комплексных предложений, пакетов услуг, которые включают голосовые сервисы, выделенные линии, а в недалеком будущем - и видео. И все эти услуги надо оказывать, используя гибридную сетевую инфраструктуру. Итак, у нас есть пример третьей задачи Mediation-систем - обеспечение взаимодействия систем BSS с разнородной сетью для предоставления мультисервисных услуг. Единственной альтернативой может служить построение отдельных систем BSS для каждого типа сетевой технологии. Это гораздо более дорогое решение, чем использование одной интегрированной системы. Это также означает, что введение нового сервиса требует больших капитальных инвестиций.
Ввиду того, что телекоммуникации играют все большую роль в доставке коммерческого контента, должна быть введена новая точка взаимодействия сети с системами BSS. Возрастает необходимость в измерении типа трафика и нагрузки на сетевых интерфейсах. Каждый контент-провайдер желает получить свою долю прибыли, и для этого ему нужно знать, сколько и какого трафика он отдал сервис-провайдеру. Таким образом, мы получаем четвертую задачу Mediation-систем - анализ трафика.
Наиболее эффективно производить анализ трафика в непосредственной близости от сетевых элементов. Однако если данную задачу будет выполнять система биллинга или другая BSS-система, результат окажется неэффективным, в первую очередь, потому что придется взаимодействовать со всей сложной сетевой инфраструктурой и обрабатывать огромное количество не относящейся собственно к биллингу информации. Поскольку Mediation-системы разрабатывались специально для решения этой задачи, они наилучшим образом с ней справляются.
Как было замечено ранее, начало процесса "посредничества", или Mediation-процесса, заключается в сборе информации от элементов сети, обычно поступающей в разнообразных форматах или форматах, определенных производителями оборудования. Mediation-система конвертирует данные в форматы, поддерживаемые системами, находящимися за ней. Этот процесс предусматривает проверку правильности снимаемой информации, переформатирование, добавление служебных данных, фильтрацию, агрегацию и корреляцию сырых данных. Такие функции снижают нагрузку на системы BSS (под которыми в основном подразумеваются системы биллинга) путем создания уровня предобработки информации. Другими словами, одно из предназначений Mediation-системы - предбиллинг. Поэтому в России Mediation-системы часто называют системами предбиллинга.
Ранее "посредничество" ассоциировалось в основном с IP-технологиями, благодаря желанию провайдеров использовать новую IP-инфраструктуру. Сервис-провайдеры хотят предоставлять новые услуги, чтобы увеличить свои прибыли и привлекательность для конечного пользователя. Однако предоставление подобных услуг требует использования биллинга на основе информации об использовании сети, для того чтобы разделить услуги, потребляемые пользователем, например, по выделенному каналу. Настоящее "посредничество", таким образом, должно охватывать все типы сетей, предполагая конвергентный подход к процессу слияния различных технологий. В конвергентных сетях Mediation-система должна осуществлять коррекцию данных, основанную на сложном механизме причинно-следственного анализа, и гарантировать прибыльность для всех предоставляемых услуг. Особенно это касается процессов, выполняемых в реальном времени или близко к нему.
Уровень приближения к реальному времени зависит от возможности проводить потоковый анализ. Это жизненно важно для предоплаченных сервисов, когда необходимо без задержки во времени отслеживать тип потребляемой услуги и ее стоимость. Кроме того, обрабатывая данные в режиме близком к реальному времени, Mediation-система создает возможность анализа использования сети в общем виде, независимо от специализированных протоколов, форматов данных и разнородного оборудования. Для некоторых услуг, таких, например, как IP-телефония (VoIP), Mediation-система может стать единственным источником эталонной информации о трафике.
Основные сегменты рынка Mediation-систем
На развивающемся рынке Mediation-систем вендоры предлагают масштабируемые продуктовые решения, имеющие широкие возможности. Существует три основных рыночных сегмента, в которых работают производители Mediation-систем:
- простые mediation-системы, ориентированные на IP-сети. Вендоры, производящие данные системы, - новички на этом рынке, они предлагают системы с ограниченным функционалом. Такие системы ориентированы исключительно на IP-сервисы сети.
- комплексные Mediation-системы для коммутируемых сетей. Эти системы могут быть совместимы с пакетными сетями. Более опытные производители Mediation-систем предлагают комплексное решение, включающее возможность работы со множеством протоколов. Обычно такие вендоры начинают с систем, изначально ориентированных на унаследованные сети, и затем дорабатывают продукт в соответствии с требованиями заказчика.
- комплексные Mediation-системы с функционалом OSS (Operation Support System). Некоторые вендоры производят Mediation-системы с элементами биллинговых и OSS-систем. Вендоры, обладающие достаточным опытом разработки таких систем, находят возможность применения своих продуктов не только на телекоммуникационном, но и на других отраслевых рынках.