Что такое электронная коммерция?
В. Завалеев, Центр Информационных Технологий
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию
доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного
обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную
инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование
Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев"
и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает
любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира.
Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный",
почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги
или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены
через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить
в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не
только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные
магазины", использующие иные коммуникационные среды - BBS,
VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией
из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр.,
могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции.
Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической
базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие
коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения
параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы
и через электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством
при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену
выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги
(digital cash), микроплатежи и электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line
транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо
включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых
исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка
связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота
и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным
понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну
из составляющих.
Рынок электронной коммерции: сегодня
и завтра
Одним из "измерений", характеризующих многомерный
мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции.
Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных ("физических"
- в отечественной терминологии) лиц, сильно отличаются от требований,
возникающих при работе с корпоративными клиентами - фирмами и
компаниями. Корпоративные клиенты - бизнес-партнеры - должны быть
определены заблаговременно, расширение их круга - достаточно деликатный
процесс. (Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной
на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется
термин business-to-business, в отличие сектора business-to-consumer,
ориентированного на работу с частными лицами). В то же время целесообразность
увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений - чем больше,
тем лучше (конечно, в разумных пределах). Так, электронный книжный
магазин без каких-либо предварительных условий должен принимать
заказы от любого, кто способен заплатить.
Каков же объем рынка для электронной коммерции сегодня
и какие прогнозы можно сделать на ближайшее будущее? Наиболее
сдержанные оценки дают значения в 500 млн. долларов для 1996 г.
и 6,6 млрд. долларов - в 2000 г. Несмотря на то, что эти объемы
составляют сравнительно небольшую часть от общего объема розничного
рынка, составляющего 2 трлн. долларов, их абсолютные значения
служат достаточным основанием для инвестиций в электронную коммерцию.
По оценкам компании Computer Intelligence (Калифорния, США) уже
к сегодняшнему дню около 2,7 млн. человек сделали on-line покупки.
Какие же типы товаров продаются сегодня через Web?
Мы не сделаем открытия, сказав, что заметную часть в этом списке
занимают программные продукты и средства вычислительной техники.
Действительно, WWW основывается на компьютерных технологиях, и
для полнокровной работы с мультимедийными Web-разделами необходимы
наиболее современные программные и технические средства. Более
неожиданным представляется взлет других секторов рынка, особенно
таких, как путешествия и финансовые услуги. Таблица 1 иллюстрирует
ранжирование секторов рынка в соответствии с двумя различными
критериями: объемом продаж в денежном выражении и количеством
проданных экземпляров того или иного товара (или обслуженных клиентов).
Таблица 1. Распределение мест секторов рынка электронной
коммерции
Место | Ранжирование по денежному объему | Ранжирование по количеству продаж |
1 | недвижимость
| программное обеспечение
|
2 | компьютеры и комплектующие
| звуковоспроизводящая аппаратура
|
3 | программное обеспечение
| разное |
4 | туристическое обслуживание
| компьютеры и комплектующие
|
5 | звуковоспроизводящая аппаратура
| туристическое обслуживание
|
6 | финансовые услуги
| финансовые услуги |
Отметим, что упомянутый в таблице сектор программного обеспечения
составляют главным образом не средства, ориентированные на обычного
пользователя, а высокотехнологичные системы: комплексы САПР, программы
для медицины и промышленности, средства разработки программного
обеспечения.
Что же ждет нас в будущем? Исследования, проведенные Mentis Corporation
(Северная Каролина, США) дают следующую (ожидаемую) картину продаж,
связанных с Internet (таблица 2).
Таблица 2. Оценки для рынка электронной коммерции в 2000 г
Характеристика рынка | Оценка |
Общий объем Internet-продаж
| $4,5 млрд - $6 млрд |
Объем продаж на одного покупателя
| $600 - $800 |
Средний размер Internet-транзакции
| $25 - $30 |
Общее количество Internet-транзакций
| 130 млн - 200 млн |
Доля продаж on-line товаров
| 60% - 70% |
Доля продаж доставляемых покупателю товаров
| 30% - 40% |
Использование Web для привлечения
покупателей
Рассмотрев сегменты рынка электронной коммерции,
попытаемся выяснить, каким образом компании собираются использовать
Internet для привлечения покупателей. Таблица 3 (источник: Forrester
Research) иллюстрирует соответствующие намерения корпораций по
использованию Internet. Большинство (76% в 1997 г.) планирует
сделать доступной в on-line режиме торговую информацию, и около
половины предполагают начать прием on-line заказов.
Таблица 3. Планы компаний по использованию Internet
для привлечения покупателей
Способ использования | 1995 | 1997 |
торговая информация | 57%
| 76% |
сотрудничество | 20%
| 45% |
прием заказов | 13%
| 48% |
электронный обмен данными |
8% | 39%
|
прочее | 18%
| 17% |
не собираются использовать
| 46% | 1%
|
Результаты других исследований рисуют менее радужную картину проникновения
электронной коммерции на рынок. Недавний опрос 375 случайно выбранных
подписчиков Datamation показал, что 60% представленных в опросе
компаний не занимаются электронной коммерцией и не планируют этого
в течении ближайших трех лет. Около 35% респондентов уже ввели
электронную коммерцию в свою практику, а 5% предполагают сделать
это в течение трех ближайших лет.
Интересно, что у компаний, внедривших электронную коммерцию, связи
с поставщиками несколько преобладали над связями с потребителями
- соответственно 91% и 87%. Это свидетельствует о том, что, внедряя
электронную коммерцию, компании ориентируются при этом не только
на розничный рынок, но и на торговые взаимоотношения business-to-business.
Рынок электронной коммерции: сектор
business-to-business
Хотя, по прогнозам, розничный рынок электронной коммерции
должен достичь к началу следующего тысячелетия объемов в несколько
миллиардов долларов, ожидаемые объемы, связанные с рынком business-to-business,
в 100 раз больше. В то время как розничные покупки обычно не связаны
с какими-либо ограничениями и могут происходить в любой форме,
компании осуществляют закупки у поставщиков и бизнес-партнеров
в объемах, позволяющих им получать экономию за счет контроля за
процессом закупок, возможного при использовании Web.
Идея организации закупок у поставщиков с использованием
технологий компьютерных коммуникаций не нова. Компания по розничной
торговле WalMart реализовала обмен информацией в режиме реального
времени по сетям связи между своими компьютерами и компьютерами
поставщиков, обеспечив немедленное выполнение получаемых ею заказов,
что привело к радикальному увеличению доходов WalMart.
Даже такая обычная деятельность, как заказ офисных
принадлежностей и канцелярских товаров, может стать причиной финансовых
потерь, если служащие компании выходят за рамки соответствующих
статей расходов или осуществляют закупки у незапланированных поставщиков.
Для того, чтобы предотвратить возникновение этих проблем, Питер
Роден (Peter Roden) - сотрудник Массачусетского Технологического
Института - разработал программное обеспечение для осуществления
подобных закупок. Служащие делают заказы, используя любой Web
браузер. Программа проверяет, не вызывает ли заказ превышения
расходных статей бюджета, уполномочен ли сотрудник, делающий заказ,
на совершение таких операций и адресован ли заказ кому-либо из
поставщиков, пользующихся предпочтением. К ним относятся поставщики,
предоставляющие скидки и обеспечивающие непосредственную доставку.
Для продвижения разработанной им системы на рынок Роден основал
компанию SupplyWorks (дословно - Поставка Работает). Поскольку
такие заказы "на собственные нужды" могут составлять
40% - 60% внутренних расходов компаний, ряд компаний из числа
Fortune 500, включая такие, как American Express, IBM, Chase Manhattan
Bank, рассматривают возможность приобретения систем такого типа.
Из технологий, на которых может базироваться электронная
коммерция, наиболее отработанной на сегодняшний день является
электронный обмен данными - EDI (Electronic Data Interchange).
Этот метод кодировки последовательных транзакций и их обработки
в on-line режиме используется уже 25 лет и представляет собой
индустрию объемом в 45 млрд. долларов. Согласно данным Giga
Information Group, только лишь компании США осуществляют в электронном
режиме закупок на сумму до 500 млрд. долларов в год.
EDI избавляет от необходимости обработки, почтовой
пересылки и повторного ввода в компьютеры бумажных документов
- процесса, который не только весьма неэффективен, но может также
порождать и ошибки. Так, в компании Campbell Soups, 60% всех поступающих
заявок на поставку продукции содержали ошибки именно такого происхождения.
По оценкам, до 40% рабочего времени менеджеров по продажам этой
компании тратилось на ликвидацию последствий этих ошибок. Компания
надеется существенным образом нормализовать ситуацию путем перехода
на электронный документооборот - EDI. Кроме того, использование
EDI позволит уменьшить время обработки поступающих заявок с 48
до 18 часов.
Уменьшение издержек - наиболее впечатляющий результат
внедрения EDI. Обработка заявки, поступившей в форме бумажного
документа, обходится в $150, использование же EDI уменьшает эту
цифру до $25. EDI существенно уменьшает себестоимость, однако
начальные вложения в специализированные коммерческие сети (VAN)
и программное обеспечение, осуществляющее преобразование данных
в EDI-формат и обратно, достаточно велики. Поэтому лишь крупные
корпорации смогли воспользоваться выгодами от внедрения технологии
EDI. Однако использование Internet в качестве коммуникационной
основы для EDI позволяет устранить ценовой барьер и открывает
небольшим компаниям пути к использованию этой технологии.
Отметим, что компании, занимающиеся электронной коммерцией,
все в большей степени ассоциируют EDI с Internet, а не с VAN.
По результатам опроса журнала Datamation, упомянутом выше, 54,6%
компаний-респондентов внедрили EDI, но лишь 17,7% из них используют
VAN. Тиски сетей VAN, сжимающие рынок EDI, слабеют по мере того,
как все больше компаний делают выбор в пользу Internet, что обеспечивает
снижение затрат и уменьшение времени отклика. И хотя Internet
не может обеспечить такого же уровня гарантированной доставки
информации, как VAN, программные средства позволяют компенсировать
это посредством обработки сообщений в режиме двойного контроля
и ретрансляции в конце делового дня искаженных или утерянных сообщений.
(продолжение следует. С 23 по 25 июня 1997 в Центре
Информационных Технологий будет читаться курс "Электронная
коммерция: методы и технологии" ССЫЛКА)
Словарь
Электронная коммерция
- такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров
осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем
и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов
и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров
(или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Маркетинговые исследования
- в англо-американской литературе различают два понятия. Market
research - сбор и анализ информации о конкретном
рынке и marketing research
- исследование всех элементов комплекса маркетинга (товарной политики,
ценовой политики, системы продвижения товара, системы управления
персоналом, коммуникационной политики). В российской литературе
по маркетингу и рекламе термин употребляют и в том, и в другом
значении, проводя различия в основном в зависимости от применяемых
методов исследования: количественные и качественные маркетинговые
исследования.
Источники:
- Курс ЦИТ "Internet-технологии в проектах
с пластиковыми карточками". В. Завалеев, Центр Информационных
Технологий
- Теория и практика рекламы в России. И. Крылов,
"Центр", 1996