2004 г.
Flash и CBuilder
Варибрус О.А
Вступление
Цель данной статьи продемонстрировать программистам, работающим на CBuilder или на Delphi, возможность интерактивного взаимодействия CBuilder (Delphi) и Flash. Хотя статья рассчитана в основном на программистов, работающих под CBuilder, она также будет полезна программирующим на Delphi.
От редакции CITForum.ru: Для любителей Delphi Олег Варибрус впоследствии написал аналогичную статью Flash и Delphi.
1. Установка компоненты
Чтобы иметь возможность работать с Flash роликом, необходимо импортировать компонент ActiveX для Flash. Естественно это возможно, если в операционной системе есть библиотека Flash.ocx или SWFlash.ocx. Эта библиотека устанавливается автоматически при установке пакета Flash или проигрывателя Flash. Последний распространяется компанией Macromedia бесплатно (http://www.macromedia.com/go/getflashplayer).
Итак, установим компоненту. Запустим CBuilder. Откроем меню Component>Import ActiveX Control появиться диалоговое окно (рис. 1).
Рис 1. Диалоговое окно Import ActiveX
Поле Palette page можно не менять, если вы не хотите поместить компонент на другую страницу палитры компонентов. Найдите и выберете в списке Shockwave, откроется кнопка Install…, нажмите её, появится окно (рис. 2)
Рис. 2 Выбор пакеджа в который будет помещаться компонент.
Рекомендуем поле File name не менять. Нажатие кнопки OK приведет к появлению окна (рис. 3)
Рис. 3. Запрос на переустановку пакеджа.
После подтверждения получаем информационное сообщение (рис. 4)
Рис. 4. Информационное сообщение
В результате всех этих манипуляций в палитре компонентов в разделе ActiveX появятся новая компонента
Рис. 5. Фрагмент линейки компонент.
Подготовительный этап завершён.
2. Проигрывание Flash ролика
Создаём на CBuilder новый проект с единственной формой Form1. Из палитры компонентов ActiveX помещаем на форму компоненту ShackwaveFlash. Заносим с помощью инспектора объектов или программно в свойство ShockwaveFlash1->Movie полный путь и имя файла Flash ролика (расширение файла swf). В примерах Flash ролик помещён в тот же каталог что и exe-файл, поэтому в них свойство удобно менять программно, размещая код в обработчике события создания формы:
void __fastcall TForm1::FormCreate(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->Movie = ExtractFilePath
(Application->ExeName) + "ball.swf";
}
Установите свойства ShockwaveFlash1->Loop и ShockwaveFlash1->Playing в true. Нажмем F9, чтобы провести промежуточную проверку приложения. На форме должен двигаться и деформироваться овал. Если вместо этого на форме просто белый квадрат, то скорее всего неправильно установлено свойство ShockwaveFlash1->Movie (файл ball.swf находится в Play.rar).
Отметим, что свойства, методы и поля класса TShockwaveFlash можно просмотреть в файле ShockwaveFlashObjects_OCX.h. Рекомендуем сделать это. Информацию о методах можно найти на сайте компании Macromedia, в описании и в Help пакета Flash.
Теперь модифицируем наше приложение так, чтобы продемонстрировать возможности управления ходом выполнения Flash ролика. Вид главной формы представлен на рис. 5. Кнопки Stop, Play, Back, Forward, Rewind вызывают одноименные методы ShockwaveFlash1:
-
Stop – останавливает выполнение ролика;
-
Play – инициирует выполнение ролика с текущего фрейма;
-
Back - переход на предыдущий фрейм;
-
Forward - переход на следующий фрейм;
-
Rewind - переход на следующий фрейм;
При нажатии кнопок Back, Forward, Rewind, если ролик проигрывается то, перед выполнением соответствующего метода производится остановка методом Stop.
Рис. 6. Вид формы
Кнопка "Перейти" совместно с CSpinEdit1 демонстрирует использование метода ShockwaveFlash1->GotoFrame – переход на произвольно заданный номер фрейма.
Кнопка "Загрузить новый Flash ролик" вызывает диалоговое окно и загружает новый swf файл. (См. поставляемый с примером square.swf)..
Отметим, что в программе используются:
-
свойство ShockwaveFlash1->TotalFrames для отображения общего количества фреймом во Flash ролике;
-
метод ShockwaveFlash1->IsPlaying. Возвращаемое им значение позволяет определить проигрывается ли в текущий момент ролик.
-
метод ShockwaveFlash1->CurrentFrame для отображения номера текущего фрейма при остановках.
Исходный код программы находится в архиве Play.rar.
Текст основного модуля из архива Play.rar
#include < vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit1.h"
//---------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma link "ShockwaveFlashObjects_OCX"
#pragma link "CSPIN"
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//-------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1
(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
}
//---------------------------------
void TForm1::ShowCurFrame(void) //
показать номер текущего фрейма
{
Label2->Caption = IntToStr
(ShockwaveFlash1->CurrentFrame()); // номер текущего фрейма
Label2->Visible = true;
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::FormCreate(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->Movie =
ExtractFilePath(Application->ExeName) + "ball.swf";
Label4->Caption = IntToStr
(ShockwaveFlash1->TotalFrames); // Общее число фреймов
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button2Click(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->Stop();
ShowCurFrame();
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button3Click(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->Play();
Label2->Visible = false;
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button4Click(TObject *Sender)
{
if (ShockwaveFlash1->IsPlaying())
ShockwaveFlash1->Stop();
// если проигрывается, то остановим
ShockwaveFlash1->Back();
// на предыдущий фрейм
ShowCurFrame();
}
//---------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button5Click(TObject *Sender)
{
if (ShockwaveFlash1->IsPlaying())
ShockwaveFlash1->Stop();
// если проигрывается, то остановим
ShockwaveFlash1->Forward();
// на следующий фрейм
ShowCurFrame();
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button6Click(TObject *Sender)
{
if (ShockwaveFlash1->IsPlaying())
ShockwaveFlash1->Stop(); //
если проигрывается, то остановим
ShockwaveFlash1->Rewind(); //
на 1-й фрейм
ShowCurFrame();
}
//--------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button7Click(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->GotoFrame
(StrToInt(CSpinEdit1->Text)); // на введенный фрейм
ShowCurFrame();
}
//---------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button8Click(TObject *Sender)
{
if (OpenDialog1->Execute())
{
if (ShockwaveFlash1->IsPlaying())
ShockwaveFlash1->Stop(); //
если проигрывается, то остановим
ShockwaveFlash1->Movie =
OpenDialog1->FileName;
Label4->Caption = IntToStr
(ShockwaveFlash1->TotalFrames); // Общее число фреймов
ShockwaveFlash1->Play();
Label2->Visible = false;
}
}
//-------------------------------
3. Команда fsCommand и событие onFSCommand
Flash ролик может инициировать событие CBuilder, а наоборот –CBuilder во Flash, к сожалению, нет. Команда скрипта fsCommand, написанная во Flash, вызывает событие onFSCommand для объекта типа TSockwaveFlash в CBuilder и передаёт два параметра:
-
BSTR command – наименование команды;
-
BSTR args – параметры.
Значение этих параметров устанавливается командой fsCommand во Flash и, в нашем случае, могут иметь произвольные значения, которые можно использовать для обмена данными.
Приведём простой пример (см. FlashToBCB.rar).
Запустим macromedia Flash и создадим ролик следующим образом.
Поместим в единственный фрейм сцены кнопку "Oval bottons - blue" из общей библиотеки (см. рис. 7).
Рис. 7. Создание кнопки.
Теперь напишем обработчик события Release для этой кнопки в котором разместим команду fscommand ("Click"). В данном примере передача второй параметр в команде fscommand не используется.
Это показано на рис. 8.
Рис. 8. Обработчик события нажатия кнопки.
Выбор текста "Click" в качестве первого параметра данном случае произволен.
Сохраним ролик под именем botton.fla в том же каталоге, в котором будем размещать создаваемый на CBuilder проект. Нажмем Alt+Ctrl+Enter, чтобы получить botton.swf.
Создадим новый проект на CBuilder. На форму поместим компонент Flash под именем ShockwaveFlash1. Сделаем программную загрузку файла botton.swf и обработку события onFSCommand как показано ниже в тексте модуля.
#include < vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit1.h"
//------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma link "ShockwaveFlashObjects_OCX"
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//-----------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1
(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
}
//-----------------------------------
void __fastcall TForm1::Shockwave
Flash1FSCommand(TObject *Sender,
BSTR command, BSTR args)
{
AnsiString x(command); //
преобразование BSTR AnsiString
if (x == "Click")
Form1->Color = Form1->Color==
clWhite?clBtnFace:clWhite;
}
//------------------------------------
void __fastcall TForm1::
FormCreate(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->Movie =
ExtractFilePath(Application->ExeName) + "button.swf";
}
//------------------------------------
Обратите внимание, что перед использованием параметр command типа BSTR преобразуются в тип AnsiString (переменная x). Если значение переменной x равно "Click", то форма меняет свой цвет.
Параметр arg здесь не используется, но его можно применить, чтобы передать в CBuilder какую-либо информацию. Для нормальной работы не забудьте преобразовать его в AnsiString , так, как мы сделали это с переменной command.
4. Использование методов SetVariable и GetVariable для передачи данных между Flash и CBuider
Демонстрации методов SetVariable и GetVariable приведена в проекте, который находится в файле BcbToFlash.rar.
Методы объявлены в SockwaveFlashObjects_OCX.h. следующим образом:
void __fastcall SetVariable(BSTR name/*[in]*/, BSTR
value/*[in]*/);
BSTR __fastcall GetVariable(BSTR name/*[in]*/);
Параметр name определяет полное имя переменной, значение которой устанавливается методом SetVariable или запрашивается методом GetVariable. Для метода SetVariable параметр value содержит устанавливаемое значение. Возврат значения переменной в методе GetVariable производится через имя метода.
Обратите внимание, что все параметры и возвращаемое значение имеет тип BSTR.
Итак, пример использования SetVariable и GetVariable
Во Flash создаем ролик, (см. рис. 9) в котором располагаем статический текст и динамический тексты.
Рис. 9. Flash ролик для демонстрации SetVariable и GetVariable
В динамическом тексте меняем его имя на CBuilderText и имя переменной на BcbText (см. рис. 10)
Рис. 10. Свойства динамического текста
Сохраняем Flash ролик под именем BcbToFlash.fla (и BcbToFlash.swf) и приступаем к созданию проекта на CBuilder (см. рис. 11).
Этот проект будет передавать во Flash ролик текст, который будет отображаться в поле динамического текста (имя этого компонента CBuilderText), меняя переменную под именем BcbText. Изменение будет происходить при нажатии на кнопку "Передать" (вызов метода SetVariable).
С помощью ComboBox1 будем менять цвет бордюра вокруг текста. Изменение будет происходить при любой модификации значения в ComboBox1. (опять же метод SetVariable).
Рис. 11. Форма для демонстрации методов SetVariable и GetVariable
И, наконец, демонстрация метода GetVariable с помощью кнопки "Запросить цвет бордюра из Flash ролика" и метки с именем Label3. При нажатии на кнопку в Label3 отобразится значение кода цвета бордюра.
Обратите внимание, что задавать цвет надо в 16-ричном виде, а возвращается он в десятичном. И, естественно, надо не забывать, что все параметры передаются и возвращаются в переменных типа BSTR. Для преобразования можно использовать функцию StringToOleStr и не забывать указывать L перед текстовыми константами.
Текст модуля для демонстрации методов SetVariable и GetVariable
//------------------------------------
#include < vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit1.h"
//-----------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma link "ShockwaveFlashObjects_OCX"
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//-----------------------------------
__fastcall TForm1::
TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
ShockwaveFlash1->Movie =
ExtractFilePath(Application->ExeName) + "BcbToFlash.swf";
Label3->Caption = ShockwaveFlash1->
GetVariable (L"CBuilderText.borderColor");
}
//-------------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button1Click(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->SetVariable
(L"BcbText", StringToOleStr(Edit1->Text));
}
//--------------------------------------
void __fastcall TForm1::
ComboBox1Change(TObject *Sender)
{
ShockwaveFlash1->SetVariable
(L"CBuilderText.borderColor", StringToOleStr(ComboBox1->Text));
}
//---------------------------------------
void __fastcall TForm1::
Button2Click(TObject *Sender)
{
Label3->Caption = ShockwaveFlash1->
GetVariable (L"CBuilderText.borderColor");
}
//--------------------------------------
Заключение
Все примеры в данной статье приведены для CBuilder, однако без существенных изменений всё вышесказанное можно отнести и к Delphi.
Возможности работы с Flash роликом через CBuilder отнюдь не ограничиваются теми инструментами, которые рассматривались в статье. В частности, существуют ряд методов, позволяющих работать с отдельными "мувиками", а не со всем роликом в целом. Это может дать уникальные возможности по программному управлению отдельными частями Flash ролика в ходе его выполнения.