Несмотря на значительное
увеличение доли ноутбуков среди продаваемых на российском рынке компьютеров и постепенное
превращение мобильных ПК в массовое явление, они по-прежнему остаются продуктом
особым, в некотором роде даже элитным. И дело не в том, что средняя стоимость ноутбука
гораздо выше стоимости десктопа или что очень часто ноутбуками пользуются топ-менеджеры.
Такое положение обусловлено скорее применением в лэптопах наиболее прогрессивных
технологий и разработок, которые изначально «заточены» на использование именно в
ноутбуках. Причина этого проста: мир меняется, меняются и люди, их приоритеты, потребности,
вкусы. И особое преимущество мобильных устройств в том, что они лучше других соответствуют
требованиям времени.
Для того чтобы
понять, что это действительно так, достаточно вспомнить, например, о существовании
широкоформатных ноутбуков, которые получили такое название благодаря нестандартному
соотношению сторон ЖК-дисплея — 16:9. Мониторы с подобным форм-фактором впервые
появились в профессиональном сегменте, но именно благодаря мобильной технике они
стали по-настоящему распространенными, и это стало началом развития данного формата
и в других областях. Напомним, что впервые ноутбук с таким экраном выпустила на
рынок компания Apple — это был PowerBook
G4 с
размером матрицы 15 и 17 дюймов. Сегодня широкоформатные ноутбуки есть практически
у каждого производителя этих устройств (за редким исключением).
Вообще надо сказать,
что монитор с соотношением сторон 16:9 фактически открыл новую эпоху в развитии
устройств отображения, так как изначально в него была заложена идеология, отличная
от той, по которой создавались стандартные компьютерные мониторы с соотношением
сторон 4:3. Как было сказано выше, изменились вкусы людей, а вслед за ними поменялся
и подход к созданию компьютерных устройств. Конечно, одной лишь сменой вкусов ничего
не объяснишь, но человек определяет многое в развитии техники, и это очевидно.
Впоследствии широкоформатные
матрицы перекочевали и в сегмент сверхпортативной техники. Применение их позволило
решить проблему удобства эксплуатации таких специфических устройств, как субноутбуки.
Например, «удлинение» ноутбуков в горизонтальном направлении дало возможность сделать
их компактнее «в глубину», не уменьшив при этом размеров критичного в плане эргономики
элемента — клавиатуры. Кроме того благодаря экрану 16:9 у пользователя появилось
более эффективное поле восприятия информации.
Что касается причин
роста спроса на широкоформатные устройства, многие эксперты считают это следствием
бума на рынке DVD. Стоимость
дисководов и рекордеров подобного типа за последнее время сильно упала, сделав их
по-настоящему распространенными. Отчетливо данная тенденция проявилась и в секторе
портативных компьютеров. И это понятно: большая часть пользователей в поездке предпочитает
работе над отчетами и редактированию документов просмотр
DVD.
Портативные ПК
с широкоформатным экраном сегодня представляют собой вполне самостоятельный и быстрорастущий
сегмент. Создание на их основе небольшого домашнего кинотеатра — сегодня
обычное дело. Ноутбуки стали настоящим центом развлечений, предоставив пользователю
возможность не только создавать и записывать домашнее видео в формате
DVD, но и смотреть телепередачи
или проигрывать музыкальные диски без загрузки операционной системы (используя,
кстати, качественную встроенную акустику). При этом многие ноутбуки настолько приблизились
по своим потребительским характеристикам к бытовой электронике, что производители
посчитали уместным оснастить их пультом ДУ.
Чтобы понять, насколько
сегодня популярны такие мобильные медиацентры, достаточно сказать, что, например,
компания Toshiba создала целую линейку устройств, позволяющих организовать домашнюю
фото-, видео- или аудиостудию (Qosmio). Подобные решения есть и у других производителей.
Примечательно, что компания Microsoft тоже решила не оставлять этот быстроразвивающийся
сегмент без внимания — она представила особую редакцию ОС Windows XP — Media Center
Edition 2005, используя которую, можно с максимальным комфортом организовать досуг.
Соответствующие модели появились и в линейках российских компаний.
Другой пример особого
отношения разработчиков и инженеров к ноутбукам — платформа Intel Centrino. Важно,
что Centrino — это платформа,
в которую входит не только микропроцессор, чипсет, но и адаптер беспроводной связи.
Появление и развитие данной платформы (в начале 2005 года корпорация
Intel выпустила
новое поколение Centrino
— Sonoma,
с более широкими возможностями) подтолкнуло не только развитие рынка ноутбуков (пользователь
получил недоступный ранее функционал), но и услуг доступа в Интернет, так как при
помощи терминала со встроенным адаптером
Wi-Fi
> получить такой доступ стало проще.
Поэтому неудивительно,
что ноутбуки начали серьезно теснить настольные компьютеры по объемам продаж. На
рынке США их доля превысила объемы продаж настольных ПК еще летом прошлого года.
В Европе наблюдаются аналогичные тенденции: по мнению аналитиков IDC, 2005 год станет
годом мобильности. Так, в настоящее время Европа занимает первое место в мире по
темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий — в регионе действуют
25 тыс. общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов). Согласно прогнозу
IDC, к 2008 году их количество возрастет до 110 тыс., а число провайдеров беспроводных
услуг увеличится до 50 тыс. Также, по данным IDC, в нынешнем году регион EMEA сохранит
лидерство и в скорости распространения мобильных решений: объем продаж ноутбуков
возрастет на 19,9% относительно показателей прошлого года. Для сравнения: в минувшем
году в Западной Европе рост рынка ноутбуков составил 29,8%, что более чем вдвое
превышает аналогичный показатель для рынка настольных ПК (10,6%).
Российский рынок
мобильных ПК, по данным исследовательской компании Dataquest, в 2004 году был удвоен:
рост продаж составил порядка 100%. При этом, если в 2003 году доля ноутбуков в общих
продажах ПК на отечественном рынке составляла 7,6%, то к концу прошлого года она
выросла до 13,7%. Аналогичные данные приводит и аналитическая компания ITResearch.
Согласно результатам ее исследования, около 81,2% продаж компьютеров в натуральном
выражении пришлось на настольные ПК, тогда как 12,6% — на ноутбуки. При этом в наступившем
году, по прогнозам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн
штук. Самой популярной мобильной платформой в 2004 году была Centrino — на ее базе
был произведен каждый третий ноутбук, проданный в России. Совокупная же доля ноутбуков
на базе архитектуры Intel на конец прошлого года в нашей стране составляла около
92%.
Серьезно выросший
в течение 2003–2004 годов спрос на ноутбуки в России, по мнению представителей рынка,
вызван прежде всего тем, что продукты этой категории преодолели «психологическую»
отметку — $700–1000. А некоторые компании опустили цены на свои продукты и того
ниже. К примеру, ряд национальных брендов неоднократно запускал акции по продаже
ноутбуков по супернизким ценам, что приводит к взрывообразному росту спроса на ноутбуки.
Принято считать, что цена в $695 за ноутбук является самым нижним пределом — продавать
дешевле просто нет смысла. Кстати, сегодня в этом ценовом диапазоне многие отечественные
производители предлагают решения на базе процессоров VIA (C3) или Transmeta (Efficeon).
И, по их словам, эти решения весьма популярны.
Но не бюджетные
модели будут задавать тон на рынке. По мнению участников российского рынка, наиболее
продаваемыми ноутбуками в 2005 году станут модели стоимостью $1000–$1500. В этом
сегменте прочно обосновались тонкие и легкие ноутбуки со встроенным оптическим приводом;
именно в нем, по мнению аналитиков Silicon Strategies, в следующем году мы и будем
наблюдать бум продаж. Исследователи объясняют это все большей популярностью
таких моделей среди опытных мобильных пользователей.
Все обладатели
лэптопов делятся на две группы: в первую в основном входят те, кто приобрел ноутбук
как замену настольной системе. Они прежде всего обращают внимание на стоимость,
а иногда и на производительность. Поэтому появление недорогих ноутбуков в России
вызвало столь бурный ажиотаж.
Вторую группу формируют
пользователи, уже имеющие портативный ПК и планирующие заменить устаревшую модель
более современной (Число последних в России все больше растет, так как происходит
постепенная смена поколений устройств). Ожидается, что в ближайшем будущем именно
такие пользователи будут диктовать условия в индустрии, отдавая предпочтение более
легким и долгоживущим устройствам, которые способны обеспечить максимальную мобильность.
Очевидно, наиболее
популярными портативными ПК в 2005 году станут тонкие и легкие устройства со встроенным
мультиформатным DVD-приводом,
возможно с широкоформатным экраном, а благодаря платформе
Sonoma, еще и с высокой производительностью
и широкими мультимедийными возможностями.
Мнения экспертов
Иван Пудонин, менеджер по развитию
партнерской сети компании Acer CIS:
Мне кажется,
что рост рынка есть смысл оценивать в рамках какого-то достаточно
продолжительного периода. В прошлом, 2004 году рынок вырос более чем на 100% в
сравнении с 2003 годом. По нашим оценкам, в I квартале 2005 года в России не было продано ноутбуков в два
раза больше чем в течение аналогичного периода прошлого года (мы говорим о
рынке в целом, рост продаж ноутбуков Acer — куда более существенный), и
предполагаем, что в нынешнем году рынок вырастет на 60%. Это меньше, чем в
прошлом году, но Российский рынок мобильных ПК по-прежнему остается
быстрорастущим.
Что касается
наиболее популярных на рынке России моделей, то, отвечая на этот вопрос, стоит
учитывать насколько подробно мы сегментируем рынок. Если оценивать объемы
продаж в штуках, лидером является ценовой диапазон $1000–$1300 (предполагая,
что мы также выделяем два сегмента: до $849 и $850–$999).
При этом,
согласно нашим оценкам, более 80% рынка мобильных ПК в России — потребительский
сегмент и предприятия малого бизнеса. Крупный бизнес, промышленные предприятия,
государственные учреждения и образование пока не готовы нести премиальные
расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией мобильных ПК, даже принимая
во внимание преимущества, которые дает их применение в определенных областях.
Основная причина — недостаточно высокий уровень заработной платы и
эффективности труда.
Григорий Давыдов, менеджер по продажам мобильных
систем, IBM EE/A:
Все нововведения
новой платформы Sonoma,
на мой взгляд, оправданы и востребованы рынком. Да и процессор не стал «прожорливым».
Продолжительность работы от батарей на новой платформе практически не изменилась.
А вот производительность выросла. Габариты наших компьютеров остались теми же.
Отвечая на вопрос,
не снижаются ли темпы роста сегмента ноутбуков в России, скажу, что, напротив, этот
сегмент рынка ПК все еще продолжает активно расти. Судя по прогнозам роста рынка
на нынешний год, темпы роста популярности ноутбуков не ослабеют. По оценкам наших
экспертов, ноутбуки начального ценового диапазона превалируют в продажах. IBM —
корпоративно-ориентированный производитель и спросом пользуются главным образом
ноутбуки с повышенной производительностью. Их цена составляет примерно $1500–2500.
Основной покупатель
ноутбуков в России — корпоративный рынок. Такой пользователь наиболее требователен
к надежности и производительности оборудования. Заявленная возможность гарантийного
обслуживания в течение трех лет практически в любой точке мира — также очень важный
фактор. Ноутбуки от IBM, безусловно, отвечают таким высоким требованиям. По итогам
прошлого года, рост продаж ноутбуков IBM ThinkPad в бизнес-сегменте достиг 88% (согласно
данным IDC), что еще раз демонстрирует приверженность корпоративного рынка к нашему
бренду.
Что же до отличий
российского рынка от мирового, они заключаются в том, что «там» оборудование выбирают
прежде всего по функциональной и сервисной составляющим. У «нас» пока по цене.
И порой не задумываясь, а что делать дальше.