XIV. Средства разработки
A. LAB – инструмент быстрой разработки приложений
LAB - средство быстрой разработки приложений (так называемая RAD – система), являющаяся объектно-ориентированной визуальной средой для программирования логики приложения, пользовательского интерфейса и взаимодействия с БД. Изначально система создавалась как средство разработки для СУБД ЛИНТЕР. В настоящее время возможна разработка для любых реляционных СУБД благодаря наличию компонентов для работы через ODBC.
Используя систему LAB, Вы получаете:
- возможность использования объектно-ориентированного компонентного подхода для быстрой разработки приложений (RAD) в среде Windows или Unix (совершенно идентичная интегрированная среда разработки);
- переносимость, то есть возможность использовать прикладные системы без каких-либо изменений в среде Windows или Unix-подобных системах;
- возможность быстро реализовать механизмы работы с базой данных (в случае СУБД ЛИНТЕР максимально эффективно используются возможности этой системы);
- мощный встроенный генератор графических отчетов;
- возможность приобрести лицензионно-чистый продукт и получить поддержку по невысоким ценам;
- возможность доработки и дополнения тех или иных функций по специальному соглашению.
Основу LAB составляют:
- расширяемая объектно-ориентированная библиотека компонентов для построения приложений;
- средства объектно-ориентированного языка программирования;
- интегрированная среда разработки;
- исполняющая подсистема, обеспечивающая работу скомпилированного приложения на требуемой программно-аппаратной платформе.
B. ЛАКУНА - case система СУБД ЛИНТЕР
Инструментальное средство ЛАКУНА предназначено для быстрой разработки клиент-серверных приложений, ориентированных на обработку данных с использованием СУБД ЛИНТЕР. Разработка приложений средствами ЛАКУНЫ выполняется в интерактивном режиме с хранением кода в служебных таблицах базы. В окончательном виде приложение представляет собой набор структур данных (документов) и правил (процедур) их обработки.
Проектирование приложений существенно упрощается за счет следующих отличительных особенностей инструментального средства ЛАКУНА:
- удобной интерактивной системы создания форм;
- использования 4GL-языка VisualScript;
- встроенных возможностей обработки стандартных действий пользователя (удаление, добавление, обновление, печать данных);
- мощной справочной системы, в подавляющем большинстве случаев не требующей от разработчика написания дополнительного кода;
- универсального генератора отчетов и других возможностей информационной системы.
ЛАКУНА позволяет формировать отчеты практически любой сложности, автоматически по заданной структуре документа поддерживает его отображение на таблицу базы данных и обеспечивает необходимые механизмы манипуляции данными (добавление, обновление, удаление, просмотр), поиск экземпляров документов, печать экземпляров документов и сводных отчетов по нескольким экземплярам.
Для совместимости ЛАКУНЫ с приложениями, спроектированными вне ее, имеется возможность построения структуры документов по готовым таблицам базы данных.
Для реализации нестандартных функций обработки документов предусмотрена возможность подключения к стандартным механизмам обработки данных пользовательских алгоритмов с привязкой их к заданным событиям. Алгоритмы описываются на специальном языке.
Часто используемые элементы алгоритмов могут оформляться в виде хранимых процедур с передаваемыми параметрами. Доступ к таким процедурам возможен из любого приложения, работающего с базой данных, в которой эти процедуры хранятся. Обращение к процедурам допустимо из любого места ЛАКУНЫ, где разрешено использование вычисляемых выражений (формул).
Именно благодаря возможности написания и хранения пользовательских алгоритмов обработки событий и процедур, дополняющих и расширяющих стандартные операции ЛАКУНЫ, разработка каждого следующего приложения может выполняться более эффективно.
Все описания, на которых основывается приложение (документы, алгоритмы их обработки, описание отчетов) создаются в интерактивном режиме и хранятся в базе данных, вследствие чего могут легко корректироваться на протяжении всего жизненного цикла разработки приложения.
Система ЛАКУНА обеспечивает разграничение доступа к различным элементам приложения и таблицам базы данных при помощи присвоения каждому пользователю имени и соответствующих прав доступа.
ЛАКУНА состоит из двух основных систем: системы разработки приложений и системы исполнения приложений (среда run-time).
Система разработки позволяет проектировать приложение и, не выходя из нее, выполнять приложение, например, с целью отладки. На этом уровне вся информация о приложении содержится в служебных таблицах базы данных, что облегчает манипуляции с ней, но замедляет скорость выполнения приложения.
Run-time система предназначена исключительно для эксплуатации готовых приложений, информация о которых хранится в специальным образом организованном файле данных (с тем, чтобы максимально ускорить выполнение приложений).
Как в системе разработки, так и в системе исполнения приложений имеются два вида подсказки для пользователя: статусные строки и контекстная помощь. Они предопределены для ЛАКУНЫ, однако разработчик приложения может настраивать статусные строки и систему контекстной помощи с помощью специальных функций.
C. 4GL-язык разработки приложений Intcom
Язык разработки приложений Intcom предназначен для создания прикладных информационных систем пользователя с применением возможностей, предоставляемых СУБД ЛИНТЕР и операционной системой.
Intcom зарекомендовал себя как очень эффективный и вместе с тем простой инструмент, позволяющий быстро и рационально реализовывать и отлаживать прикладные системы на базе ЛИНТЕР.
Средства этого языка позволяют конструировать разнообразные (в том числе и выпадающие) меню, окна, формы, сообщения, справки и другие интерфейсные объекты.
Интерфейсы, организованные при помощи Intcom-программ, ориентированы на стандарт CUA (Common User Access). Кроме стандартных интерфейсных элементов можно использовать и более современные объекты - таблицы (связанные с выборкой из базы данных, файла, массива).