4.4. Переход к практическому использованию CASE-средств
Процесс перехода к практическому использованию CASE-средств начинается с разработки и последующей реализации плана перехода. Этот план может отражать поэтапный подход к переходу, начиная с тщательно выбранного пилотного проекта до проектов с существенно возросшим разнообразием характеристик.
Разработка плана перехода
План перехода должен включать следующее:
- Информацию относительно целей, критериев оценки, графика и возможных рисков, связанных с реализацией плана.
- Информацию относительно приобретения, установки и настройки CASE-средств.
- Информацию относительно интеграции каждого средства с существующими средствами, включая как интеграцию CASE-средств друг с другом, так и их интеграцию в процессы разработки и эксплуатации ПО, существующие в организации.
- Ожидаемые потребности в обучении и ресурсы, используемые в течение и после завершения процесса перехода.
- Определение стандартных процедур использования средств.
Цели, критерии оценки, график и риски, связанные с планом перехода
Данная информация должна включать следующее:
- Типы проектов, в которых в конечном счете будет использоваться средство.
- График перехода к практическому использованию средства в отдельных проектах, который включает необходимую подготовку к его широкому использованию.
- График внедрения средства в терминах количества пользователей, включая необходимое обучение.
- Возможные риски и непредвиденные обстоятельства.
- Источники существующих (базовых) данных и метрики для оценки изменений, вызванных использованием средств.
В дополнение к сказанному, следует уделить особое внимание вопросам контроля изменений. Роли высшего руководства, субъектов и объектов изменений должны быть уточнены по сравнению с пилотным проектом, поскольку технология подлежит широкому распространению в организации.
Подразумевается, что план перехода успешно выполнен, когда не требуется больше специального планирования поддержки использования средства. В этот момент использование средства согласуется с тем, что от него ожидалось, и план работы с ним включается в общий план текущей поддержки ПО, существующий в организации.
Приобретение, установка и настройка средств
Приобретение, установка и настройка, выполненные в рамках пилотного проекта, могут потребоваться в более широком масштабе. При этом необходима следующая информация:
- Совокупность программных компонент, документации и обучения, которые необходимо приобретать для каждой отдельной платформы.
- Механизм получения новых версий.
- Настройка средства, необходимая для выполнения существующих в организации процедур и соглашений.
- Лицо или подразделение, ответственное за установку, интеграцию, настройку и эксплуатацию средства.
- План конвертирования данных и снятия старых средств с эксплуатации.
Задачи приобретения, установки и настройки должны быть как можно быстрее переданы из группы пилотного проекта в существующую службу системной поддержки ПО организации.
Интеграция средства с существующими средствами и процессами
Интеграция нового средства с существующими средствами и процессами является важным шагом в полномасштабном внедрении средства. В большинстве случаев такая интеграция в процессе пилотного проектирования не осуществляется, однако накапливаемая в этом процессе информация может помочь в разработке планов интеграции. Для планирования интеграции необходима следующая информация:
- Наименования и версии существующих средств, с которыми должно интегрироваться новое средство.
- Описания данных, которые должны совместно использоваться новым и существующими средствами, а также предварительная информация об источниках этих данных.
- Описания других взаимосвязей между новым и существующими средствами (таких, как связи по передаче управления и порядку использования), а также предварительная информация о механизмах поддержки этих взаимосвязей.
- Оценки затрат, сроков и рисков, связанных с интеграцией (и, возможно, переходом от существующих средств и данных).
- Определение способа внедрения данного средства в деятельность по совершенствованию существующих процессов.
- Ожидаемые изменения в существующих процессах и продуктах, являющиеся следствием использования нового средства и оцениваемые, по возможности, количественно.
Риск, связанный с интеграцией нового средства с существующими средствами и процессами, снижается, если потребности в интеграции учитываются в процессе оценки и выбора средства.
Обучение и ресурсы, используемые в течение и после завершения процесса перехода
Данная информация должна включать следующее:
- Персонал (включая пользователей, администраторов и интеграторов), нуждающийся в обучении использованию средства.
- Вид обучения, необходимого для каждой категории пользователей и обслуживающего персонала, с учетом особой важности обучения совместному использованию различных средств, а также методам и процессам, связанным с данными средствами.
- Вид обучения, необходимого для различных специалистов (например, для группы тестирования и независимой службы сертификации).
- Частота обучения.
- Виды и доступность поддержки.
Определение стандартов и процедур использования средств
План перехода должен определять следующие стандарты и процедуры использования средств:
- Руководства по моделированию и проектированию.
- Соглашения по присвоению имен.
- Процедуры контроля качества и процессов приемки, включая расписание экспертиз и используемые методологии.
- Процедуры резервного копирования, защиты мастер-копий и конфигурирования базы данных.
- Процедуры интеграции с существующими средствами и базами данных.
- Процедуры совместного использования данных и контроля целостности БД.
- Стандарты и процедуры обеспечения секретности.
- Стандарты документирования.
Стандарты использования CASE-средств, выработанные во время пилотного проекта, должны использоваться в качестве отправной точки для разработки более полного набора стандартов использования средств в данной организации (см. подраздел 1.3). При этом должен учитываться опыт участников пилотного проекта.
Реализация плана перехода
Реализация плана перехода требует постоянного мониторинга использования CASE-средств, обеспечения текущей поддержки, сопровождения и обновления средств по мере необходимости.
Периодические экспертизы
Достигнутые результаты должны периодически подвергаться экспертизе в соответствии с графиком, план перехода должен корректироваться при необходимости. Постоянное внимание должно уделяться степени удовлетворения потребностей организации и критериев успешного внедрения CASE-средств.
Периодические экспертизы должны продолжаться и после завершения процесса внедрения. Такие экспертизы могут анализировать метрики и другую информацию, получаемую в процессе работы с CASE-средствами, чтобы определять, насколько хорошо они продолжают выполнять требуемые функции. Такие экспертизы могут также указать на необходимость дополнительной модификации процессов.
Текущая поддержка
Текущая поддержка необходима для следующего:
- Ответов на вопросы, связанные с использованием средств.
- Передачи информации о достигнутых успехах и полученных уроках другим специалистам организации.
- Модификации и совершенствования стандартов, соглашений и процедур, связанных с использованием средства.
- Интеграции новых средств с существующими и сопровождение интегрированных средств по мере появления новых версий.
- Помощи новым сотрудникам в освоении средств и связанных с ними процедур.
- Планирования и контроля обновления версий.
- Планирования внедрения новых возможностей средств в организационные процессы.
Действия, выполняемые в процессе перехода
Для поддержки процесса перехода к практическому использованию средств желательно выполнение следующих действий:
- Поддержка текущего обучения.
Потребность в обучении может возникать периодически вследствие появления новых версий средств или вовлечения в проект новых сотрудников.
- Поддержка ролевых функций, связанных с процессом внедрения
. Поскольку внедрение CASE-средств приводит к изменениям в культуре организации, необходимо в процессе внедрения выделить ряд ключевых ролей (такие, как руководство высшего уровня, проектная группа и целевые группы).
- Методики управления обновлением версий.
Эти методики могут быть связаны с обновлением версий, процедурами установки, процедурами контроля качества для оценки новых версий, процедурами обновления базы данных, конфигурацией версий и средой поддержки (другие средства, операционная система и т.д.).
- Свободный доступ к информации
. Должны быть определены механизмы, обеспечивающие свободный доступ к информации об опыте внедрения и извлеченных из этого уроках, включая доски объявлений, информационные бюллетени, пользовательские группы, семинары и публикации.
- Налаживание тесного рабочего взаимодействия с поставщиком
. Такое взаимодействие позволяет организации быть в курсе планов поставщика и обеспечивать оперативное удовлетворение своих требований.
Для успешного внедрения CASE-средств в организации существенно важной является последовательность в их применении. Поскольку большинство систем разрабатываются коллективно, необходимо определить характер будущего использования средств как отдельными разработчиками, так и группами. Использование стандартных процедур позволит обеспечить плавный переход между отдельными стадиями ЖЦ ПО.
Как правило, все понимают, что обучение является центральным звеном, обеспечивающим нормальное использование CASE-средств в организации. Тем не менее, довольно распространенная ошибка заключается в том, что производится начальное обучение для группы неподготовленных пользователей, а затем все ограничивается минимальным текущим обучением. Участники пилотного проекта, получившие начальное обучение, могут быть высоко квалифицированными энтузиастами новой технологии, стремящимися использовать ее во что бы то ни стало. С другой стороны, для разработчиков, которые будут участвовать в проекте в дальнейшем, может потребоваться более интенсивное и глубокое обучение, а также текущая поддержка в использовании средства.
В дополнение к этому следует отметить, что каждая категория персонала (например, администраторы средств, служба поддержки рабочих мест, интеграторы средств, служба сопровождения и разработчики приложений) нуждается в различном обучении.
Обучение не должно замыкаться только на пользователях CASE-средств, обучаться должны также те сотрудники организации, на деятельность которых так или иначе оказывает влияние использование CASE-средств.
В процессе дальнейшего использования средств в организации обучение должно стать частью процесса ориентации при найме новых сотрудников и привлечении сотрудников к проектам, в которых используются CASE-средства. Обучение должно стать неотъемлемой составной частью нормативных материалов, касающихся деятельности организации, которые предлагаются новым сотрудникам.
Одна общая ошибка, которая делается в процессе перехода, заключается в недооценке ресурсов, необходимых для поддержки постоянного использования сложных CASE-средств. Рост необходимых ресурсов вызывается тремя причинами:
- Сложностью средств,
- Частотой появления новых версий,
- Взаимодействием между средствами и внешней средой.
Сложность средств приводит к возрастанию потребностей в тщательном и продуманном обучении. Кроме того, многие CASE-средства могут использоваться только квалифицированными специалистами, умеющими сопровождать проектные базы данных и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Высокая частота обновления версий средств может привести к возникновению нетривиальных проблем, которые зачастую упускаются из виду. Такие обновления обычно пагубно отражаются на жестких планах и графиках работы. Взаимодействие между средствами и внешней по отношению к ним средой также может иногда порождать некоторые проблемы. Имеется в виду тот факт, что хотя многие средства достигли уровня минимальной несовместимости данных между отдельными версиями, проблемы обеспечения совместимости с другими элементами внешней среды остаются в силе.
Оценка результатов перехода
Программа постоянной оценки качества и продуктивности ПО имеет важное значение для следующего:
- Определения степени совершенствования процессов,
- Упреждения возможных стратегических просчетов,
- Своевременного отказа от использования устаревшей технологии.
Чтобы определить, насколько эффективно новое CASE-средство повышает продуктивность и/или качество, организация должна опираться на некоторые базовые данные. К сожалению, лишь немногие организации в настоящее время накапливают данные для реализации программы текущей количественной оценки и усовершенствования процессов. Для доказательства эффективности CASE-средств и их возможностей улучшать продуктивность необходимы такие базовые метрические данные, как:
- Использованное время,
- Время, выделенное персонально для конкретных специалистов,
- Размер, сложность и качество ПО,
- Удобство сопровождения.
Метрическая оценка должна начинаться с реальной оценки текущего состояния среды еще до начала внедрения CASE-средств и поддерживать процедуры постоянного накопления данных.
Период времени, в течение которого выполняется количественная оценка воздействия, оказываемого внедрением CASE-средств, является весьма значимой величиной с точки зрения определения степени успешности перехода. Некоторые организации, успешно внедрившие в конечном счете CASE-средства, столкнулись с кратковременными негативными эффектами в начале процесса. Другие, успешно начав, недооценили долговременные затраты на сопровождение и обучение. Вследствие этого, наиболее приемлемый временной интервал для оценки степени успешности внедрения должен быть достаточно большим, чтобы преодолеть любые негативные эффекты на начальном этапе, а также смоделировать будущие долговременные затраты. С другой стороны, данный интервал должен соответствовать целям организации и ожидаемым результатам.
В конечном счете, опыт, полученный при внедрении CASE-средств, может отчасти изменить цели организации и ожидания, возлагаемые на CASE-средства. Например, организация может сделать вывод, что средства целесообразно использовать для большего или меньшего круга пользователей и процессов в цикле создания и сопровождения ПО. Такие изменения в ожиданиях зачастую могут дать положительные результаты, но могут также привести к внесению соответствующих корректив в определение степени успешного внедрения CASE-средств в данной организации.
Результатом данного этапа является внедрение CASE-средств в повседневную практику организации, при этом больше не требуется какого-либо специального планирования. Кроме того, поддержка CASE-средств включается в план текущей поддержки ПО в данной организации.
Назад | Содержание | Вперед