2011 г.
Методическое руководство для подготовки к профессиональным экзаменам ISO 20000 Foundation / ISO 20000 Foundation Bridge
Лариса Будкова, Роман Журавлёв
Издание компании Cleverics
Редактор – Олег Скрынник
Назад Содержание Вперёд
3.3.18.Рекомендации и практики для процессов предоставления услуг
В этот раздел вошли рекомендации и практики в области трех процессов предоставления услуг: управления непрерывностью и доступностью услуг, управления мощностями и управления информационной безопасностью
Рекомендации и практики в области процесса управления непрерывностью и доступностью услуг
- Обязательства поставщика по обеспечению непрерывности и доступности услуг следует определять с учетом приоритетов бизнеса заказчика, Соглашений об уровне услуг и оценки рисков
- Поставщик услуг должен поддерживать достаточный уровень внутренних возможностей и иметь работоспособные планы для обеспечения доступности согласованных уровней услуг при любых условиях (от нормального функционирования услуги до полной остановки услуги)
- Поставщику услуг следует планировать рост и сокращение численности пользователей или объема данных, подлежащих хранению, ожидаемые пики и провалы загруженности, а также любые другие изменения условий предоставления услуг
- Обязательства поставщика услуг должны содержать не только параметры общей доступности услуг, но и детализацию до различных уровней доступа, отдельных компонентов услуг и параметров поддержки, влияющих на обеспечение доступности и непрерывности (например, учитывать время реакции)
- Для обеспечения предоставления согласованных уровней услуг управление доступностью и управление непрерывностью услуг должны планироваться и исполняться совместно
- В охват процессов управления доступностью и непрерывностью следует также включить те элементы предоставления услуг, которые находятся под контролем заказчика или других поставщиков услуг
Мониторинг доступности и другие виды деятельности по обеспечению доступности услуг
Следующие виды деятельности следует реализовать в рамках управления доступностью:
- мониторинг и регистрация значений параметров доступности услуги
- поддержание в актуальном состоянии исторических данных о доступности услуг и компонентов
- сопоставление фактически достигнутых значений параметров доступности со значениями, определенными в Соглашениях об уровне услуг, выявление несоответствий
- документирование и анализ выявленных несоответствий фактической и плановой доступности услуг и компонентов
- прогнозирование будущих требований к доступности
- прогнозирование вероятных проблем и возможных превентивных действий
Стратегия непрерывности услуг
Поставщику услуг следует разработать и поддерживать в актуальном состоянии стратегию, определяющую общий подход к выполнению обязательств по непрерывности услуг. Разработка стратегии должна включать в себя оценку рисков, определение согласованных часов предоставления услуги и периодов, критичных для бизнеса.
Для каждой группы заказчиков и каждой услуги поставщику следует согласовать параметры:
- максимально допустимую продолжительность незапланированного прекращения предоставления услуги
- максимально допустимую продолжительность предоставления услуги со сниженным качеством
- допустимый уровень понижения качества предоставления услуги во время её восстановления
Стратегию непрерывности услуг следует пересматривать через согласованные интервалы времени, но не реже одного раза в год.
Любые изменения в стратегии должны быть формально согласованы.
Планирование и тестирование непрерывности услуг
Поставщику услуг следует обеспечить, что:
- в планах обеспечения непрерывности услуг учитываются зависимости между услугами и компонентами услуг
- планы обеспечения непрерывности услуг и другие документы, необходимые для обеспечения непрерывности услуг, зарегистрированы и поддерживаются в актуальном состоянии
- ответственность за инициацию действий по выполнению планов обеспечения непрерывности услуг четко определена, распределена ответственность за выполнение действий по достижению каждой цели обеспечения непрерывности услуг
- резервные копии данных, документов и программных средств, а также любое оборудование и персонал, необходимые для восстановления услуг, будут готовы незамедлительно после того, как произошёл крупный сбой или авария
- по крайней мере, одна копия каждого документа по обеспечению непрерывности услуг хранится и поддерживается в актуальном состоянии в защищенном месте на расстоянии, обеспечивающим её безопасность, вместе с оборудованием, необходимым для исполнения планов по обеспечению непрерывности услуг
- сотрудники понимают свои роли в инициации и/или выполнении планов по обеспечению непрерывности услуг, а также имеют доступ к документам по обеспечению непрерывности услуг
Планы обеспечения непрерывности услуг и другие документы, имеющие отношение к планам (например, контракты), должны быть связаны с процессом управления изменениями и процессом управления договорами.
Тестирование готовности к выполнению планов по обеспечению непрерывности услуг, следует проводить с частотой, достаточной для обеспечения уверенности в том, что эти планы эффективны и останутся такими при изменении систем, процессов, персонала и потребностей заказчика. Такая проверка должна выполняться совместно заказчиком и поставщиком услуг, базируясь на согласованном наборе целей обеспечения непрерывности услуг.
Ошибки, выявленные при проведении проверки, следует задокументировать и оценить целесообразность включения действий по их устранению в план улучшения услуг.
Рекомендации и практики в области управления мощностями
- Прогнозы развития бизнеса заказчиков и предварительные оценки рабочей нагрузки следует преобразовать в конкретные требования к услугам и документировать.
- Результат отклонений от согласованной рабочей нагрузки или изменений в окружающей среде должен быть предсказуем, поэтому необходимо регулярно собирать и анализировать данные о ресурсах
- Процесс управления мощностями должен быть центром, координирующим решение всех вопросов в области производительности и мощности предоставляемых услуг
- Процесс управления мощностями должен содействовать созданию новых и внесению изменений в существующие услуги посредством предоставления сведений об объемах (производительности) услуг и моделирования услуг
- В Плане мощностей документируются сведения о фактической производительности инфраструктуры и ожидаемых требований к производительности. Поставщику услуг следует составлять (актуализировать) план мощностей с периодичностью, соответствующей темпу изменений в предоставляемых услугах, объемам предоставляемых услуг, информации, содержащейся в отчетах управления изменениями, а также соответствующей темпу изменений бизнеса заказчика
- План мощностей следует разрабатывать не реже одного раза в год. Документ должен содержать оценку затрат на выполнение бизнес-требований заказчика услуг и предлагаемые решения, обеспечивающие достижение согласованных целевых показателей уровней услуг, определенных в Соглашениях об уровне услуг
- Организации следует иметь четкое понимание своей технической инфраструктуры, а также её текущих и прогнозируемых потенциальных возможностей
Рекомендации и практики в области управления информационной безопасностью
Информационная безопасность – это результат реализации комплекса политик и процедур, созданных для идентификации, контроля и защиты информации, а также любого оборудования, используемого для хранения, передачи и обработки информации.
Всему персоналу поставщика услуг и, в первую очередь, специалистам по обеспечению информационной безопасности, следует быть хорошо знакомыми с ISO/IEC 17799, Сводом практик для управления информационной безопасностью».
Идентификация и классификация информационных активов
Поставщику услуг следует:
- поддерживать в актуальном состоянии инвентаризационные данные об информационных активах (например, о компьютерах, средствах связи, окружающем оборудовании, документации и др.), необходимых для предоставления услуг
- классифицировать каждый актив в соответствии с его критичностью для предоставления услуги и требуемым уровнем защиты, а также назначить владельца актива
- ответственность за защиту информационного актива возложить на владельца этого актива
Меры по оценке рисков в области безопасности
Оценка рисков в области безопасности должна:
- проводиться с согласованной периодичностью
- записываться
- актуализироваться при изменениях (потребностей бизнеса, процессов и конфигураций)
- способствовать пониманию того, что может повлиять на услугу, находящуюся под управлением
- предоставлять информацию для принятия решений о том, какие виды управления необходимо использовать.
Риски, связанные с информационными активами
Риски, связанные с информационными активами, следует оценивать с учетом:
- их природы (например, сбой программного обеспечения, ошибки эксплуатации, отказ средств связи и др.)
- вероятности
- потенциального влияния на бизнес
- накопленного опыта
Безопасность и доступность информации
При оценке рисков особое внимание следует уделить следующим вопросам:
- возможности получения конфиденциальной информации сторонами, не имеющими на это прав
- неточности, неполноте или недостоверности информации
- недоступности информации для использования (например, из-за нарушения энергоснабжения)
- физическому повреждению или уничтожению оборудования, необходимого для предоставления услуг
Также необходимо учесть цели политики информационной безопасности, необходимость выполнения особых требований заказчика услуг в области информационной безопасности (например, к уровню доступности информации) и установленные законодательством или регулирующими органами требования по обеспечению информационной безопасности.
Средства управления и контроля
Дополнительно к другим средствам управления, применение которых может быть оправдано, и к советам, содержащимся в других разделах настоящего стандарта, поставщику услуг в качестве хорошей практики управления информационной безопасностью следует применять следующее:
- высшему руководству необходимо определить свою политику информационной безопасности, довести её до сведения персонала и до заказчиков услуг и осуществлять деятельность, гарантирующую её эффективное исполнение
- роли и ответственности в управлении информационной безопасностью должны быть определены и назначены на соответствующих сотрудников поставщика услуг
- группа ответственных представителей руководства (роль может быть закреплена за сотрудником, исполняющим роль ответственного руководителя) должна осуществлять мониторинг и поддерживать эффективность политики информационной безопасности
- персонал, исполняющий важные роли по обеспечению информационной безопасности, должен проходить соответствующую подготовку
- весь персонал должен быть ознакомлен с политикой информационной безопасности
- для оценки рисков и внедрения средств управления и контроля информационной безопасности должна быть предусмотрена возможность привлечения экспертов
- эффективность работы средств управления и контроля информационной безопасности не должна понижаться при проведении каких-либо изменений
- об инцидентах в сфере информационной безопасности должно быть сообщено согласно процедурам управления инцидентами, а также должна быть инициирована обратная связь
Документы и записи
Записи в области информационной безопасности следует периодически анализировать для предоставления руководству сведений:
- об эффективности политики информационной безопасности
- о выявленных тенденциях в части инцидентов в области информационной безопасности
- о входной информации для актуализации плана улучшения услуг
- о контроле доступа к информации, активам и устройствам
Система управления информационной безопасностью, должна быть корректно документирована.
3.3.19.Рекомендации и практики для процессов поддержки услуг
В этой части рассматриваются рекомендации и практики в области управления инцидентами и проблемами.
Общие рекомендации для процессов разрешения
Управление инцидентами и управление проблемами являются отдельными процессами, но они тесно взаимосвязаны. В рамках управления инцидентами принимаются меры по восстановлению услуги, а в рамках управления проблемами – по выявлению и устранению причин инцидентов.
Установление приоритетов
- Целевые значения параметров услуг для устранения инцидентов или решения проблем должны быть основаны на приоритетах
- Приоритет следует определять на основе учёта степени влияния и срочности
- Степень влияния следует определять на основании размера фактического или потенциального ущерба от инцидента или проблемы для бизнеса
- Срочность следует определять на основании времени от момента обнаружения инцидента или проблемы до момента, начиная с которого инцидент или проблема начнет оказывать существенное отрицательное влияние на бизнес
При определении порядка устранения инцидентов или решения проблем, необходимо обращать внимание на следующее:
- приоритет
- доступность сотрудников соответствующей квалификации
- конкурирующие между собой требования на использование ресурсов
- эффективность/стоимость реализуемого способа решения
- величину общего времени, затрачиваемого на реализацию выбранного решения
Примечание: понятие «приоритет» используется практически во всех процессах управления услугами, но своё основное применение приоритет находит в процессах управления инцидентами и управления проблемами
Обходные решения
- В рамках процесса управления проблемами должен происходить поиск новых и актуализация существующих обходных решений для содействия процессу управления инцидентами в восстановлении услуги самостоятельно пользователями или с помощью сотрудников поставщика услуг
- Известную ошибку следует закрывать только тогда, когда изменение для устранения этой ошибки успешно произведено, или когда ошибка больше не актуальна (например, услуга больше не используется заказчиком)
- Процесс управления проблемами должен иметь доступ к информации о бизнес-аспектах работы заказчиков, находящихся под влиянием проблем
- Информацию об обходных решениях необходимо хранить в базе знаний
- Информацию о применимости и эффективности обходных решений следует сохранять и поддерживать в актуальном состоянии
Рекомендации и практики в области управления инцидентами
Примечание 1:
Процесс управления инцидентами может быть реализован с помощью Службы Сервис-деск, которая действует как точка ежедневного контакта с пользователями.
Примечание 2:
Процесс управления инцидентами следует организовать таким образом, чтобы он был как проактивным, так и реактивным процессом, реагирующим на инциденты, которые влияют или потенциально могут повлиять на услугу и её предоставление, и ориентированным на восстановление предоставления заказчику согласованной услуги, а не на выявление причин инцидентов.
Значительные инциденты
- Следует четко определить, что является значительным инцидентом и кто имеет право изменить обычный порядок реализации процессов управления инцидентами и управления проблемами
- Для любого момента времени следует четко определить руководителя, отвечающего за устранение значительных инцидентов
- Руководителю, отвечающему за устранение значительных инцидентов, следует предоставить персональные полномочия, позволяющие ему координировать управление всеми аспектами устранения значительных инцидентов
- Этот руководитель должен так же отвечать за эффективность эскалации и обмена информацией по всем вопросам, связанным с устранением значительных инцидентов, со всеми сторонами, вовлеченными в решение инцидента, а также с заказчиками, попавшими под влияние этого инцидента
Примечание: такой уровень полномочий руководителя, отвечающего за устранение значительных инцидентов, может быть временным и действовать только в период решения значительных инцидентов.
- Процесс управления инцидентами должен включать в себя процедуру по проведению анализа значительных инцидентов. Результаты анализа должны использоваться в качестве входной информации для формирования плана улучшения услуг
Рекомендации и практики в области управления проблемами
Процесс должен быть направлен на исследование причин, лежащих в основе появления инцидентов.
- В рамках процесса управления проблемами следует осуществлять предупреждение повторений инцидентов и известных ошибок. При этом необходимо руководствоваться требованиями бизнеса.
Инициация управления проблемами
- Для определения проблем, инциденты следует классифицировать. Классификация инцидентов может быть связана с существующими проблемами и изменениями
Примечание: на начальной стадии регистрации инцидентов в качестве оснований для классификации могут использоваться предоставляемые услуги, области бизнеса заказчика, оказавшиеся под влиянием инцидента, а также сообщенные пользователем признаки проявления инцидента.
Известные ошибки
- Если определена корневая причина инцидента и установлен способ устранения этого инцидента, проблему следует классифицировать как известную ошибку
- Все известные ошибки следует зарегистрировать с указанием услуг, которые оказались или могут оказаться под влиянием ошибки, и конфигурационной единицы, которая, как предполагается, является причиной сбоя
- Информацию об известных ошибках, относящихся к действующим услугам, следует передать в управление услугами и зарегистрировать в базе знаний совместно с обходными решениями
- Известная ошибка не может быть закрыта раньше её успешного устранения
Примечание:
Заказчик или поставщик услуг могут прийти к выводу, что решение слишком дорого или не несет выгоды для бизнеса. В таком случае этот факт следует четко документировать. Запись об известной ошибке следует оставлять открытой, так как могут произойти последующие инциденты и/или могут потребоваться обходные решения и/или потребуется пересмотр установленного способа решения проблемы.
Решение проблемы
После того, как корневая причина инцидента определена и для её устранения определено решение, выполнение этого решения должно быть проведено через процесс управления изменениями.
Обмен информацией
Информацию об обходных и об постоянных решениях проблем, а также о ходе решения проблем, следует доводить до сведения тех сотрудников заказчиков услуг, которые оказались под влиянием этих инцидентов и проблем.
Данную информацию следует доводить до сведения тех сотрудников поставщика услуг, которым она необходима для обеспечения предоставления услуг, находящихся под влиянием таких инцидентов и проблем.
Отслеживание и эскалация
Закрытие инцидента и проблемы
Процедура закрытия инцидента и проблемы должна включать в себя проверку, обеспечивающую что:
- точно зафиксированы сведения о способе разрешения
- выполнена категоризация причины – для облегчения последующего анализа
- при необходимости, заказчик услуги и персонал, обеспечивающий её предоставление, осведомлены о разрешении проблемы
- заказчик подтверждает успешное разрешение проблемы
- если решения проблемы нет или оно не может быть выполнено, то заказчик проинформирован об этом
Анализ проблем
Поставщику услуг следует осуществлять анализ нерешенных и необычных проблем, а также проблем с высоким влиянием.
Анализ проблем предназначен для совершенствования процесса управления проблемами и предупреждения повторения инцидентов и ошибок.
Как правило, анализ проблем включает:
- оценку отдельных инцидентов и статусов связанных с ними проблем
- совещания руководства для определения тех проблем, которые требуют безотлагательных действий по их решению
- совещания руководства для проведения анализа тенденций и передачи результатов анализа в другие процессы управления услугами, например, передачи информации о необходимости соответствующего обучения и подготовки пользователей
Задачи анализа проблем
Анализ проблем должен включать:
- определение тенденций
- выявление повторений проблем с конкретным компонентом услуги или инфраструктуры или компонентами с конкретным месторасположением
- выявление нехватки ресурсов, недостаточной подготовки персонала или некорректной документации
- выявление нарушений стандартов, политик и законов
- выявление известных ошибок в запланированных релизах
- определение готовности сотрудников поставщика услуг к работе по устранению инцидентов и решению проблем
- выявление повторений ранее устранённых инцидентов и решённых проблем
Предложенные улучшения в услугах или в процессе управления проблемами следует зарегистрировать и использовать в качестве входной информации для формирования плана улучшения услуг.
Необходимая информация должна быть добавлена в базу знаний процесса управления проблемами.
Вся соответствующая документация должна быть обновлена, например, руководство пользователя, системная документация и т.д.
Предупреждение проблем
Проактивное управление проблемами должно вести к сокращению количества инцидентов и проблем.
Проактивное управление проблемами должно опираться на информацию, способствующую проведению анализа, такую как:
- информацию об активах и конфигурациях
- информацию процесса управления изменениями
- информацию об известных ошибках и обходных решениях, полученную от поставщиков
- информацию о подобных проблемах, существовавших раньше
Предупреждение проблем должно охватывать различные аспекты, начиная с предупреждения отдельных инцидентов и заканчивая стратегическими решениями. Последнее может потребовать больших затрат на реализацию решения, например, такого, как создание сети обмена данными с большей пропускной способностью. На этом уровне проактивное управление проблемами начинает объединяться с процессом управления доступностью.
В проактивное управление проблемами также следует включать предоставление информации пользователям или проведение обучения с целью уменьшения количества обращений пользователей, а также с целью предупреждения инцидентов, вызванных недостатком знаний или навыков пользователей.
Назад Содержание Вперёд