2007 г.
Архитектуры для государственных ведомств. Примеры
Лекция из курса «ИТ-стратегия»
Данилин Александр Валентинович, Слюсаренко Андрей Иванович
Интернет-Университет Информационных Технологий, INTUIT.ru
Назад Оглавление Вперёд
В частности, предложена четырехуровневая модель государственных прикладных систем, включающая следующие уровни:
- клиент;
- презентационный уровень;
- промежуточный уровень (включая компоненты интеграции);
- бэк-энд (системы заднего плана, унаследованные системы).
Клиентский уровень обеспечивает различные каналы доступа (Web-доступ, Мобильный доступ, доступ для внешних систем). Презентационный уровень отвечает за представление информации и взаимодействие систем с различными клиентами. Промежуточный слой является основным с точки зрения реализации логики приложений и интеграции с другими компонентами систем.
В том числе, этот уровень отвечает за использование государственными информационными системами ведомств централизованно созданных и поддерживаемых базовых компонент. Уровень бэк-энда обеспечивает средства хранения данных. Этот уровень включает функциональность операционных систем, баз данных, а также специфических приложений, таких как ERP-системы, унаследованные системы, которые не покрываются принципами, описанными в архитектуре SAGA.
Рис. 8.4. Эталонная модель прикладных систем SAGA
Проектировочное представление описывает компоненты инфраструктуры, такие как компьютеры, коммуникационная инфраструктура, программные платформы для распределенных вычислений, на которых реально происходит работа компонент систем, описанных на уровне вычислительного представления. Оно также включает примеры решений в области защиты систем (например, разделение центров обработки данных на зоны, такие как зона обработки данных, зона управления, зона резервирования данных и т.д.).
Технологическое представление описывает конкретные технологии и стандарты, выбранные для реализации систем. В частности, описываются выбранные стандарты на продукты и инструменты для таких областей как:
- моделирование процессов;
- моделирование данных;
- архитектура приложений;
- клиентская часть;
- презентация данных;
- коммуникации (протоколы промежуточного слоя, сетевые протоколы, протоколы прикладного уровня, сервисы каталогов);
- методы доступа к унаследованным системам;
- стандарты в области безопасности данных.
Мы уже отмечали, какая важная роль отводится в Архитектуре электронного правительства Германии базовым компонентам. Их функционал, сценарии использования, интерфейсы подробно описаны в SAGA. Там же приводятся примеры модельных прикладных систем, которые используют общие базовые компоненты вместо частных решений. Например, многие государственные прикладные системы при взаимодействии с ними граждан и хозяйствующих субъектов должны обеспечивать возможности заполнения стандартных электронных "бланков" документов. Вместо того чтобы каждая система реализовывала этот функционал самостоятельно, его обеспечивает единый сервер электронных форм.
Существенную экономию обеспечивает также реализация так называемых сервисов типа "один на всех": подбор кандидатов и прием на работу, электронные закупки, подготовка политических решений, законов и нормативных документов и ряд других. Для этих систем характерны повторяющиеся, стандартные для всех ведомств процессы, поэтому возможна их централизованная разработка и эксплуатация в интересах большого количества ведомств.
Ну и, наконец, последним немаловажным элементом концепции и архитектуры электронного правительства Германии являются центры компетенции по таким технологиям как электронные платежи, безопасность данных, управление контентом, управление и моделирование процессов и потоков работ, которые, как правило, создаются на базе ведомств, имеющих максимальную экспертизу в данной конкретной области.
Таким образом, механизмы централизованного управления и децентрализованной реализации в случае немецкой программы BundOnline 2005 включают в себя общее управление, надзор и мониторинг проекта через реализацию общих (базовых) компонент, создание центров компетенции по этим базовым технологиям и централизованную координацию – так, как это показано на рис. 8.5.
Рис. 8.5. Механизмы централизованного управления и децентрализованной реализации архитектуры электронного правительства Германии
Назад Оглавление Вперёд