2012 г.
Наука предпринимательства
Сергей Кузнецов
Обзор апрельского, 2011 г. номера журнала Computer (IEEE Computer Society, V. 44, No 4, April 2011)
Авторская редакция.
Также обзор опубликован в журнале «Открытые системы»
Темой апрельского номера в этом году является «Предпринимательство и инновации» («Entrepreneurship and Innovation»). В тематической подборке четыре статьи, приглашенный редактор отсутствует. Первая статья подборки называется «Развитие технологии как альтернатива традиционных моделей передачи технологии» («Technology Development as an Alternative to Traditional Technology Transfer Models») и представлена Стивеном Фонтаной (Steven A. Fontana, University of North Carolina Wilmington).
В литературных источниках значительное внимание уделяется роли, которую играют американские и международные учреждения высшего образования в коммерциализации технических инноваций и результирующем влиянии на региональное, национальное и мировое экономическое развитие. В публикациях часто упоминается противоречие между традиционными ценностями и целями таких институтов, с одной стороны, и их углубляющейся ролью в налаживании процесса передачи технологий и соответствующим стремлением к получению экономической и социальной выгоды, с другой стороны.
Эта проблема не нова для многих высших учебных заведений, в которых функции преподавателя и исследователя слились с функцией предпринимателя. Например, первый в США офис передачи технологий (Technology Transfer Office, TTO) был образован в 1925 г. в университете Висконсин-Мэдисон, за которым последовали университет штата Айова в 1935 г. и Массачусетский технологический институт в 1940 г. С тех пор TTO были образованы в большинстве ВУЗ’ов, нанимающихся исследовательской работой, в особенности после принятия в 1980-м г. Акта о внесении поправок в законы о патентах и товарных знаках (Patent and Trademark Law Amendments Act), который принято называть Актом Бея-Доула (Bayh-Dole Act).
В существующих TTO постоянно совершенствуются бизнес-методы, развиваются связи с индустрией, перенимается опыт других TTO и т.д. В некоторых из этих офисов используется термин «развитие технологии» (technology development) вместе с традиционным термином «передача технологии» (technology transfer) или вместо него, что подчеркивает их ориентацию на разработку новых технологий. К числу примеров относятся офис развития технологий Гарвардского университета, офис передачи технологий и развития предприятий университета Вандербильт, офис передачи технологий и развития интеллектуальной собственности Тулейнского университета, офис развития и передачи технологии Висконсинского университета и офис развития технологии университета Северной Каролины в Чапел Хилл.
Однако передача технологии сравнительно редко производится в развивающихся TTO (Developing TTO – DTTO). DTTO обычно образуются в традиционных учебных колледжах, не самых передовых институтах государственной университетской системы и тех институтах, для которых идеи передачи технологии или экономического развития представляют собственный интерес или навязываются вышестоящими инстанциями. По сравнению с TTO в DTTO обычно отсутствуют достаточные финансовые ресурсы и подготовленный персонал. Их работники недостаточно знакомы с общей бизнес-практикой, законами, регулирующими интеллектуальную собственность, процессами развития бизнеса.
Например, может существовать DTTO всего с двумя сотрудниками без технической или научной подготовки: директором, специализирующимся на раскрутке продуктов с ограниченным опытом лицензирования, и экспертом в области маркетинга. Из-за экономического спада головная организация прекратила финансировать патентную деятельность этого DTTO. Кроме того, общей культуре данного института чужды принципы коммерциализации, и проявляется недостаточный интерес к выполнению дополнительных действий, направленных на удовлетворение потенциальных потребностей владельцев патентов и их покупателей.
В этих условиях DTTO требует от патентодержателей только предоставление формы, раскрывающей суть изобретения, а также законченного приложения и предложения цены. Эта политика основывается на той предпосылке, что в данном DTTO отсутствует квалификация, требуемая для оценки коммерческого успеха, и имеется недостаток в средствах для ведения собственной патентной деятельности. После регистрации заявки на патент DTTO, возможно, с помощью изобретателя начинает маркетинговую деятельность, используя свой Web-сайт и привлекая потенциально заинтересованные компании.
Такая практика широко распространена в реальных DTTO. Однако при внедрении динамичного интерактивного процесса развития технологии, дополняющего культуру и политику головного института, DTTO может перейти к использованию более рентабельной бизнес-модели, приносящей больше пользы институту, поддерживающей выход на рынок коммерчески ценных технологий, поддерживающей экономическое развитие соответствующего региона и потенциально обеспечивающей финансовую возможность поддержки будущих проектов.
Следующая статья тематической подборки под названием «Инженерия и инновации: впечатляющий начальный опыт» («Engineering and Innovation: An Immersive Start-up Experience») написана Томасом Миллером, Стивеном Уолшем, Сетом Холларом, Элен Райдаут и Берил Питтман (Thomas K. Miller III, Stephen J. Walsh, Seth Hollar, Elaine C. Rideout, Beryl C. Pittman, North Carolina State University).
Сейчас, когда такие влиятельные организации, как Национальная академия инженерных наук (National Academy of Engineering), называют инновацию главной движущей силой экономики США в обозримом будущем, колледжи и университеты все больше интересуются подходами к интеграции принципов инновации и предпринимательства в инженерные курсы. В отчете Национальной академии инженерии «Инженер в 2020 г.: видение инженерии в новом веке» (The Engineer of 2020: Visions of Engineering in the New Century) описывается, каких инженеров должна породить такая интеграция: «… они разносторонне образованы, воспринимают себя гражданами мира, способны руководить в бизнесе, государственной службе, науке и разработке … [обладают] сильными аналитическими, творческими и лидерские способностями, изобретательностью и профессионализмом …».
К 2004 году, когда писался этот отчет, университет Северной Каролины (North Carolina State University) выпускал таких специалистов по своей Инженерно-предпринимательской программе (Engineering Entrepreneurs Program, EEP) уже более десяти лет. Некоторые выпускники успели поучаствовать в создании таких успешных компаний, как Red Hat и PeopleClick (компания SaaS).
Эта программа выросла из неформальных консультативных встреч и стала высоко интегрированной серией курсов, которые университет предлагает каждый семестр. С 2008 года число студентов, принимающих участие в EEP каждое лето, выросло примерно в два раза, и команда преподавателей EEP выросла от одного адъюнкт-профессора до мультидисциплинарной группы, включающей профессоров из областей инженерии, бизнеса, психологии и т.д. Изначально EEP ориентировалась только на студентов, которые не очень вписывались в более традиционные курсы, но преподавательская команда вскоре поняла, что студенты из других колледжей университета тоже хотели бы чего-то большего, чем то, что могла предложить традиционная программа. Эти студенты хотели понять принципы предпринимательства, а также требуемые тактики и стратегии.
В июле 2008 года EEP стала партнером Программы предпринимательской инициативы (Entrepreneurship Initiative), которая подталкивает к мультидисциплинарному объединению на всех уровнях: факультетов, преподавателей, индустрии и, что самое важное, студентов. Предпринимательская инициатива поддерживает индивидуальные предпринимательские проекты и программы по всему штату, обеспечивающие студентам унифицированные ресурсы и возможности развивать их предпринимательские способности и расширять круг общения.
Статья «Развитие предпринимательского мышления с помощью студенческих секций IEEE-CS Student Chapters» («Cultivating Entrepreneurial Thinking through IEEE-CS Student Chapters») написана Энн Гейтс, Родриго Ромеро, Мигелем Алонзо, Фанни Клетт, Дж. Фернандо Наведой и Диной Реквена (Ann Q. Gates, Rodrigo Romero, University of Texas at El Paso, Miguel Alonso Jr., Miami Dade College, Fanny Klett, German Workforce Advanced Distributed Learning Partnership Laboratory, J. Fernando Naveda, Rochester Institute of Technology, Dina Requena, IBM Systems and Technology Group).
Чтобы быть успешным предпринимателем, человек должен быть творческим, уметь предлагать инновационные решения, принимать обоснованные решения, оценивать возможности с различных точек, обладать способностью работать в команде и рисковать. Хотя от системы высшего образования требуется подготовка технических специалистов, способных к предпринимательской деятельности, в должной мере такая подготовка часто не обеспечивается.
В нынешнем экономическом климате очень важно, чтобы выпускники высших учебных заведений, организующие собственный бизнес или поступающие на работу в существующие компании, понимали потребности своих клиентов с глобальной точки зрения и умели быстро адаптироваться к изменяющимся приоритетам. Некоторые новые учебные программы направлены на то, чтобы выпускники были готовы к превратностям собственной бизнес-деятельности и успешно пользовались возможностями инновационной творческой активности. К сожалению, чаще всего такая подготовка не входит в текущие программы обучения, особенно в технических институтах.
Для развития предпринимательского образа мышления требуется далеко не только изучение основ бизнеса и анализ конкретных примеров; необходимо обучение на практике. Для поддержки активного участия студентов в предпринимательских активностях вне учебных аудиторий Образовательный комитет Совета по внешним активностям (Educational Activity Board’s Committee of Diversity and External Activities – CDEA) IEEE-CS предложил студенческим секциям Computer Society модель Лидерства, Предпренимательства и Профессионального развития (Leadership, Entrepreneurship, and Professional Development – LEAD). Эта модель активности студенческих секций направлена на привлечение студентов к мероприятиям, помогающим им понять особенности предпринимательское мышления и получить практический опыт, который способствует развитию профессиональных навыков, полезных в будущей карьере в компьютерной области. Другой важной характеристикой модели LEAD является ее ориентация на решения социальных проблем.
Последняя статья тематической подборки называется «Предпринимательская инновация в Google». Авторы статьи Альберто Савойа и Патрик Коуплэнд (Alberto Savoia, Patrick Copeland, Google).
В статье идет речь о том, что Google поощряет своих работников, работающих над проектами, не входящими в их прямую сферу ответственности. Ведь у таких больших компаний, как Google, есть гигантский потенциал в области инноваций и соразмерные ресурсы. Но количество инноваций, находящих свой путь в проекты, несоразмерно мало по сравнению с этим потенциалом. Чтобы максимизировать инновации и избежать известных проблем, связанных с размерами компании, Google совмещает проверенную временем инновацию «сверху-вниз» и собственную «предпринимательскую инновацию».
Суть в том, что каждому сотруднику предлагается открыть свой собственный стартап, и если он становится успешным, сотрудник имеет возможность получить как денежную, так и почетную награду. Причем денежная награда может достигать миллионов долларов. Этому помогает «правило двадцати процентов»: каждый сотрудник может 20% своего рабочего времени, т.е. примерно день в неделю, тратить не на рабочие обязанности, а на свой проект. При этом он имеет доступ ко всей системе Google, коду и т.п. Кто-то пользуются этим правом больше, кто-то меньше. Можно, например, накопить свободные дни и потратить целую неделю на свой проект.
Некоторые сотрудники начинают свои стартапы и нанимают сотрудников прямо из своих же отделов. Если проекты оказываются успешными, они могут стать официальными проектами Google – можно считать, что стартап получил финансирование большой компании. Примерно половина текущих проектов Google являются «двадцатипроцентными», в том числе, News и Gmail. Такая политика требует больших затрат и инвестиций. Например, суммарная стоимость годовой оплаты 20% времени, когда сотрудники на самом деле не занимаются своими обязанностями, равняется сотням миллионов долларов. Но как видно, эта модель работает, и сложно вообще представить без нее Google.
Вне тематической подборки опубликованы две большие статьи. Авторами статьи «Закрытие бреши мобильного компьютинга: платформы и системы поддержки времени исполнения» («Arching over the Mobile Computing Chasm: Platforms and Runtimes») являются Сасу Таркома и Эмиль Лагерспец (Sasu Tarkoma, Eemil Lagerspetz, University of Helsinki).
Чтобы мобильные устройства могли удовлетворять возрастающие потребности пользователей, они должны оснащаться надежным программным обеспечением. Для разработки программного обеспечения в этой операционной среде требуется много вспомогательных служб, которые, главным образом, обеспечиваются на уровне промежуточного программного обеспечения. Этот уровень позволяет разработчикам приложений экономить трудозатраты за счет использовать стандартизованных или хорошо документированных интерфейсов.
При разработке мобильных приложений и сервисов трудозатраты традиционно велики, поскольку этим программным средствам приходится функционировать в более сложной среде, чем типичная фиксированная сеть. Беспроводная и мобильная среда менее стабильна, обладает высокой задержкой, ограниченной пропускной способностью, и должна поддерживать много типов оконечных устройств. Поэтому трудно добиться применимости любой отдельной реализации программного средства на всех разновидностях мобильных устройств, имеющихся на рынке.
Чтобы сократить трудозатраты разработки мобильных приложений, справиться с проблемами беспроводных сетей и обеспечить мобильность устройств, производители этих устройств стремятся создать промежуточное программное обеспечение, облегчающее разработку и позволяющее обеспечить качество приложений, которое удовлетворяет потребности пользователей.
Последнюю большую статью апрельского номера – «Комоделирование: от требований к интегрированной модели программного обеспечения и аппаратуры» («Comodeling: From Requirements to an Integrated Software/Hardware Model») – представили Тоби Майерс, Джефф Дроми и Питер Фрицсон (Toby Myers, R. Geoff Dromey, Griffith University, Brisbane, Australia, Peter Fritzson, Linköping University, Sweden).
В функциональных требованиях к интегрированной программно-аппаратной системе часто не отражаются сложные взаимозависимости программных и аппаратных компонентов. Комоделирование – это стратегия разработки, направленная на решение этой проблемы. Прежде всего, разработчики формализуют и интегрируют исходные требования, представленные на естественном языке, для получения исполняемой спецификации. Затем они используют эту спецификацию совместно с моделью аппаратуры и внешней среды для разработки интегрированной исполняемой модели программных и аппаратных средств. В заключение эта модель применяется для выявления отсутствующей информации, требуемой для успешной реализации реальной системы.
При совместной разработке функциональные требования отображаются в программно-аппаратную платформу
При комоделировании функциональные требования отображаются в виртуальную среду, включающую аппаратные и программные компоненты, исполняемые на аппаратной платформе
Как показывают рисунки, при комоделировании на более ранней стадии разработки и на более абстрактном уровне применяются установившиеся принципы. Это позволяет раньше и с меньшими затратами выявить и устранить проблемы интеграции программного обеспечения и аппаратуры. При комоделировании применяется технология выработки требований, обеспечивающая ранее выявление дефектов в требованиях и построение системы, основанной на требованиях, а не просто удовлетворяющей этим требованиям. Кроме того, этот подход облегчает верификацию и валидацию разрабатываемых программно-аппаратных систем.
Комоделирование преследует две основные цели. Первая цели состоит в раскрытии на уровне формального представления требований дополнительной информации об интеграции программных и аппаратных средств, позволяющей решать проблемы несогласованности, неполноты и неточности. В результате в требованиях выражаются ограничения на интеграцию программных и аппаратных компонентов. Вторая цель – исследование взаимодействий различных комбинаций программных и аппаратных компонентов со средой системы. Для этого используется гибридная симуляция, позволяющая выявить влияние различных видов разделения программных и аппаратных средств на временные характеристики, производительность и сложность индивидуальных компонентов, а также на поведение интегрированной системы в целом. Кроме того, это способствует обнаружению комбинации программных и аппаратных компонентов, обеспечивающей наиболее важные характеристики создаваемой системы.
Напомню, что сейчас можно оформить подписку на второе полугодие 2011 г. на членство и периодические издания IEEE Computer Society. С уважением, Сергей Кузнецов.