2003 г
Web-сервисы на службе у Business Intelligence
Дата: Май 2003 года
Автор: Дэн Эверет (Dan Everett)
Перевод: Intersoft Lab
Внедрение Web-технологий в Business Intelligence – идея не новая: уже много лет компании пользуются языком
HTML (hypertext markup
language – язык разметки гипертекстовых файлов)
в качестве недорогого и относительно простого способа распространения статической
информации в виде постоянного формата отчетности. Однако при этом возникают
сложности, связанные с особенностями протокола (HTTP) передачи HTML-файлов, который не предусматривает запоминания предшествующих
состояний и не поддерживает постоянных соединений, что необходимо для нерегламентируемого
анализа.
Для решения этой проблемы,
производители BI-инструментов обратились
к технологиям Java и ActiveX, позволяющим существенно расширить
функции HTML.
Это, с одной стороны, позволило обеспечить более сложные возможности интерактивного
анализа. Но с другой стороны, из-за существенного увеличения объема информации,
загружаемой Web-браузером,
остро встал вопрос о пропускной способности сети и скорости соединения. Кроме
того, эти технологии поддерживают не все платформы и браузеры.
Сейчас появляются более функциональные
и надежные подходы к реализации BI в Web. Предлагается использовать
программные компоненты на основе технологий DCOM (Distributed Common
Object Model - Распределенная модель компонентных
объектов) и .NET фирмы Microsoft, а также архитектуры CORBA Common Object
Request Broker Architecture – Обобщенная архитектура обработчика
объектных запросов) и технологии EJB (Enterprise Java Beans),
реализованной на платформе J2EE (Java 2 Enterprise Edition). Эти компоненты применяются при создании
Web-сервисов промежуточного уровня (middle-tier) между HTTP-сервером и базой данных, управляют
обработкой соединений с базой и логикой приложения, устраняя необходимость загрузки
и обработки кода на клиенте.
Также важно отметить, что
программный компонент промежуточного уровня - это не просто звено, а часть многоуровневой
архитектуры приложения. Использование такой архитектуры сокращает временные
и материальные затраты, необходимые для распространения приложений и балансировки
нагрузки между новыми серверами по мере роста количества пользователей. Для
конечных пользователей эта технология обеспечивает более быстрый, согласованный
и надежный доступ к необходимой информации.
Что такое Web-сервисы?
Появление Web-сервисов вызвало большое оживление на рынке. Они широко разрекламированы,
но что это такое, каковы их функции и почему они играют столь важную роль именно
в Business Intelligence – из рекламы практически не ясно. При описании Web-сервисов
очень часто упоминаются многократно используемые программные компоненты, которые
динамически взаимодействуют друг с другом с помощью стандартных протоколов в
Internet.
Здесь речь идет:
- об использовании
функциональности одного приложения в других за счет предоставления его программного
интерфейса (Application Programming Interface - API);
- о форматировании
сообщений с помощью языка XML;
- об активизации
сервисов средствами простого протокола доступа к объектам (Simple Object
Access Protocol - SOAP);
- о публикации
сервисов на языке WSDL (Web Services Description Language);
- о локализации
сервисов с помощью универсального стандарта предметного описания и интеграции
(Universal Description Discovery and Integration
- UDDI).
Почему нужно использовать
Web-сервисы
в BI?
Чтобы лучше понять, каким образом и где можно применять Web-сервисы в BI, рассмотрим
тенденции, формирующие современный рынок BI-продуктов. Надо сказать, что в последнее
время на рынке происходят некоторые коренные перемены, связанные с новым понятием,
которое аналитическая корпорация Gartner Group называет управлением корпоративной
эффективностью (CPM – Corporate Performance
Management), ее конкуренты IDC (International
Data Center) и META Group - управлением
эффективностью бизнеса BPM – Business Performance
Management), а независимая аналитическая фирма AMR Research–
управлением коммерческой деятельностью предприятия (ECM –Enterprise
Commerce Management). Вне зависимости от того,
какой термин используется, важно понимать, что это не просто новые названия,
а существенный сдвиг в отношении к Business Intelligence как к средству
повышения эффективности деятельности компании.
По прогнозам IDC, среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR,
Compound Annual Growth Rate) на рынке BI составит 29,6% и к 2005 году достигнет 11, 8 млн. долл.
Перечислим основные факторы,
обуславливающие этот рост:
- BI-средства играют все более важную стратегическую роль на
предприятии. По мере того как компании все больше сосредотачивают
свои усилия на повышении доходности, расширяются и обязанности главных финансовых
директоров[1] и директоров
по информатизации[2].
Им необходимо вырабатывать стратегические директивы, позволяющие более эффективно
оценивать производительность и повышать доходность. Многие компании раздумывают
над тем, как использовать BI не только внутри отделов, когда анализируется
деятельность предприятия в прошлом, но и для всего предприятия в целом - для
поиска путей повышения эффективности в будущем.
- Выход средств
BI
в Intranet и Extranet существенно расширяет круг пользователей как внутри, так и
за пределами предприятия. Ответственность за эффективность деятельности
компании распределяется на все внутренние уровни, а также на все звенья расширенной
цепочки начисления стоимости. Web обеспечивает общую платформу для распределения
информации, в результате чего доступ к данным, необходимым для принятия решения,
становится проще и быстрее. Это касается всех участников бизнеса - сотрудников,
клиентов и деловых партнеров.
- Повышение спроса на аналитические
приложения стимулирует спрос на базовые корпоративные BI-инструменты.
Разработчики предлагают широкий набор аналитических приложений для решения различных
пользовательских проблем. Например, руководителям требуются сбалансированные
карты показателей, приложения для бизнес-моделирования и управления на основе
стоимости. С помощью этих программных инструментов они оценивают эффективность
деятельности, вырабатывают корпоративную стратегию и разъясняют ее другим сотрудникам.
Для распределения ресурсов и функций по всему предприятию оперативному руководству
требуются программы бюджетирования, планирования, прогнозирования и оценки доходности.
Высококвалифицированным аналитикам необходимы приложения, способствующие реализации
правильной корпоративной стратегии в торговле, маркетинге, финансах, производстве
и управлении человеческими ресурсами.
По мере перехода компаний
к управлению эффективностью бизнеса, перед ними встают три основных проблемы,
которые призваны решать Web-сервисы.
1. BI-интеграция.
Большинство корпораций уже вложили средства в BI-инструменты, технологии и
приложения. К сожалению, решения о покупке часто принимались на уровне департаментов
и подразделений, т.е. в ущерб более тщательной аналитической стратегии и тактике
на уровне всего предприятия. В результате в подразделениях одной компании могут
использоваться инструменты, технологии и приложения различных поставщиков, в
которых задействованы различные модели данных, механизмы хранения, а также методы
обмена информацией для анализа, осуществляемые с помощью различных входных и
выходных интерфейсов.
По данным Gartner Group, эффективность вложений (ROI) и интегрированность в 2-3 раза
выше у компаний, реализующих проекты Business Intelligence
с использованием BI-оболочки.
Форматы и механизмы обмена
данными и метаданными определяются с помощью следующих стандартов:
- XML for Analysis
(XML для анализа),
- Java OLAP API
(JOLAP),
- общая
метамодель хранилища (CWM – Common Warehouse Metamodel)
- расширяемый
язык бизнес-отчетности (XRBL – eXtensible Reporting Business Language).
BI Web-сервисы, построенные
на основе этих стандартов, упрощают интеграцию ERP/CRM/SCM систем, ETL-инструментов, Хранилищ
данных, OLAP-серверов, а также
средств создания отчетов и запросов.
2. Быстрое предоставление аналитических средств.
По мере увеличения спроса на BI-инструменты IT-компании вынуждены его удовлетворять,
создавая все новые и новые отчеты и аналитические приложения. Необходимы средства
для создания централизованной BI-инфраструктуры, которая будет управляться и
поддерживаться техническим персоналом таким образом, чтобы удовлетворить аналитическим
потребностям бизнес-пользователей всех уровней.
Согласно исследованию консалтинговой организации Patricia Seybold Group мы
находимся в начале нового этапа, на котором разработка и поставка программ станет
более эффективной, так как Web-сервисы позволят организациям быстро компоновать
приложения, комбинируя J2EE- и .NET-компоненты довольно простым и безболезненным
способом.
При разработке приложений
с помощью Web-сервисов
существует несколько методов. Например, некоторые производители уже опубликовали
программные интерфейсы приложений (API) (которые передают
функциональность через XML и SOAP), остальные же – пока еще только разрабатывают
такие интерфейсы. На более высоком уровне предоставляются наборы инструментальных
средств разработки ПО (Software Development
Kits - SDK) и интегрированные
среды разработки (Integrated Development
Environments - IDE), которые обеспечивают
полный набор компонентов для дизайна, разработки, тестирования, отладки, сборки
и поддержки BI Web-сервисов.
Библиотеки компонентов Web-сервисов,
такие как ETL-процедуры
для транзакционных ERP-,
CRM- и SCM-систем, а также
предопределенные шаблоны для моделей приложений и пользовательские отчеты для
различных бизнес-отраслей должны ускорить процесс анализа и могут применяться
бизнес-пользователями для быстрой сборки BI-решений. Наконец, Web-сервисы позволяют
поставщикам Business Intelligence
быстро обеспечивать нужную функциональность для каждой конкретной BI-функции, например для тонкого клиента
или для доступа к информации через электронную таблицу, созданную на базе Web.
3. BI-сотрудничество.
Для повышения эффективности использования BI, компаниям необходимо организовать
тесное сотрудничество с клиентами, поставщиками и партнерами, привлекая к принятию
решений пользователей на всех уровнях. Однако такое взаимодействие не ограничивается
обычным совместным использованием информации с помощью Web-интерфейсов. Оно
подразумевает интеграцию систем по всем бизнес-процессам и требует более динамичного
и гибкого участия сотрудников различных компаний в процесс принятия решений.
Web-сервисы отделяют уровень представления от уровня логики приложения, поэтому
BI можно встроить в обычные бизнес-процессы. Следовательно, управлять BI-процессом
и последовательностью выполнения операций можно на основе бизнес-правил и событий.
Для этого события поставляют контекст, состоящий из значений переключающих правил.
Web-сервисы могут передавать этот контекст напрямую в другие процессы и другим
пользователям в потоке операций, применяя форматы и механизмы передачи, наиболее
удобные для каждого из них.
Пример BI Web-сервисов
Рассмотрим, как BI Web-сервисы могут принести существенную пользу для бизнеса.
Правильная оценка спроса особенно
важна для сохранения рентабельности в розничной торговле и в продаже потребительских
товаров. Согласно исследованию AMR, выигрыш за счет сбора информации
о спросе в торговых точках и последующего ее использования при управлении цепочкой
поставок может сократить недостаток или избыток складских запасов на 50%.
Одна из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются компании, работающие
в сфере развлечений и распространяющих видеокассеты в точках розничной торговли,
состоит в необходимости точного планирования продаж и управления складскими
запасами на уровне отдельных розничных магазинов. По оценкам одной из компаний,
50% продаж видеокассет приходится на первые четыре недели после выпуска и 80%
– на первые десять недель. Соответственно, минимизировав недостаток товаров,
можно максимально повысить доход от продаж новых выпусков. Но заниматься массовым
выпуском и продажей продукции видео фирмы не могут, так как их доходы резко
сокращаются от перезагруженности складов и расходов на распространение.
В этом примере компания использует
BI-инструменты,
чтобы оценить эффективность влияния различных маркетинговых программ на продажу
видео и лучше выявить закономерности спроса, их связь с продуктами и их продвижением.
Фирма анализирует статистику влияния рекламных акций на продажу видео-продукции
в зависимости от различных параметров, как-то: категория (комедия, драма, детские
фильмы), язык/география, тип носителя (VHS, DVD). Затем на основе
этой информации определяют, какие маркетинговые мероприятия необходимо провести
в том или ином сегменте рынка для новых выпусков. Зная влияние программ продвижения
на продажи, можно точнее прогнозировать спрос.
На этом основные задачи компании, казалось бы, исчерпаны, однако работа найдется
и для Web-сервисов. Например, пока еще непросто осуществлять заблаговременный
сбор данных в согласованном формате о материальных запасах со всех точек розничной
торговли (для того чтобы осталось достаточно времени на выпуск и распространение
продукции для пополнения складов). В данном случае очевидна ценность BI Web-сервиса,
который сможет выступать в качестве интеллектуального агента, выполняющего мониторинг
бизнес-операций на уровне розничного магазина, преобразующего данные в стандартный
формат и посылающего предупреждения о выполнении заданных условий или достижении
пороговых значений.
Просмотрев последний черновик
этой статьи, автор задумался: а не попал ли он на рекламную удочку? Тогда было
решено проконсультироваться у коллег - инженеров и обслуживающего персонала,
сведущих в вопросах практического применения BI. Вопрос стоял так: «Обоснованно ли
я описываю потенциал Web-сервисов
или предлагаю вымышленную BI-панацею?»
Коллеги подтвердили, что представленная
здесь точка зрения вполне обоснована, но с той оговоркой, что прежде, чем мечта
станет реальностью, нужно решить еще несколько вопросов. Например, для успеха
BI Web-сервисов
ключевую рoль играют отраслевые стандарты, но в настоящее время лишь немногие
производители гарантируют соответствие своих продуктов таким стандартам, как
CWM, XML for
Analysis, JOLAP и XRBL. Более того, Microsoft и Oracle до сих пор не
могут принять соглашение по единому OLAP API,
что могло бы ускорить широкое распространение BI и развитие управления
эффективностью бизнеса.
Один из коллег провел такую
аналогию. До сегодняшнего дня компании использовали Web-средства Business Intelligence
для создания аналитической инфраструктуры, являющейся основой управления эффективностью
бизнеса. Однако построения такой инфраструктуры недостаточно – это все равно,
что сделать машину без зажигания. У нее будет и мотор, и колеса, и руль, но
с места она не сдвинется. Таким образом, Web-сервисы дают ключ к старту механизма
управления эффективностью бизнеса, который поможет быстрее повысить доходность.
[1]Chief Financial Officer CFO
[2]Chief Information Officer