2003 г
"Естественный отбор" руководителя проекта
Гаврилов Н. Н., к.т.н., доц. РЭА им. Г.В. Плеханова
Козлов А. С., к.э.н., доц. ГУУ
Матвеев А. А., аспирант ИПУ РАН, сотрудник ПМСОФТ
Рост крупного бизнеса – результат естественного
отбора.
Джон Рокфеллер
Введение
Ступени
профессионального роста руководителя проектов круты и многочисленны.
Подъем по ним может быть долгим и трудным, а порой - и опасным.
Не все из начинающих восхождение достигают вершины, но достигшие
могут по праву считаться героями, ибо они с честью преодолели все
испытания трудного подъема и теперь сверху могут видеть больше и
помогать остальным.
Сегодня проектный подход все
шире проникает в управленческую практику. Все большее количество
организаций начинает рассматривать себя через призму проектно-ориентированной
деятельности. Потребность в профессиональных руководителях проектов
все более возрастает. Растет и дефицит этих специалистов. Поэтому,
наиболее актуальной становится проблема подготовки и отбора руководителей
проектов. В связи с этим возникают вопросы о возможности создания
системы, которая бы содействовала отбору и формированию профессионалов
в области проектного управления.
Если процесс отбора и формирования
функциональных руководителей высшего и среднего звена достаточно
ясен, то в сфере подготовки руководителей проектов пока остается
больше вопросов, чем ответов. Хотя этой проблеме и уделяется достаточно
внимания, однако на настоящий момент времени отсутствуют четкие
критерии отбора и подготовки руководителей проектов. Отчасти это
объясняется и тем, что управление проектами, сочетающее массу междисциплинарных
знаний и навыков, в России является относительно молодым направлением,
применяемым чуть более 10 лет.
Основные вопросы отбора
и формирования руководителей проектов
Основываясь на практическом
опыте можно сказать, что далеко не все люди (зачастую даже те, которые
занимают должность руководителя проекта) могут в полном объеме и
эффективно выполнять действия, необходимые для успешной реализации
проекта. Конечно же можно с уверенностью сказать, что руководителем
проекта может быть каждый сотрудник, который:
- Знает специфику организации, отрасли и т.д.;
- Достиг определенных профессиональных высот;
- Имеет администраторские способности;
- Имеет широкое мировоззрение, позитивный жизненный опыт, образован
и эрудирован.
Список этих качеств можно продолжать
и дальше, но возникает вопросы: является ли наличие перечисленных
качеств достаточным для руководителя проекта, какие качества являются
принципиальными, можно ли овладеть этими качествами, и если можно
– то как. Можно поставить два ключевых вопроса:
- Какими качествами должен обладать человек для того, чтобы,
при некотором стечении обстоятельств, быть в состоянии управлять
проектом, достигая поставленных целей проекта?
- Каким образом должен быть организован подбор персонала, его
подготовка, формирование команд, а также обеспечение деятельности
этих команд для того, чтобы содействовать эффективной реализации
проектов?
В докладе мы попытаемся дать
ответы на эти вопросы.
Качества, необходимые
руководителю проектом
Можно с уверенностью сказать,
что руководитель проекта должен, прежде всего, обладать основными
качествами руководителя. Рассмотрению основных качеств и требований
к руководителю посвящено множество работ. Для нас же гораздо больший
интерес представляет выявление специфических качеств, которые необходимы
управляющему проектом в связи со спецификой проектной деятельности.
В качестве «специфики» проектной деятельности будем, в соответствии
с PMBOK [3], рассматривать свойства временности и уникальности проектов.
С учетом временного характера
выполнения проекта руководитель проекта должен быть чрезвычайно
мобильным. При этом он,
- с одной стороны, не должен «цепляться» за свое место в проекте
и быть морально готовым по его завершении формально остаться без
работы (по крайней мере, до вступления в управление новым проектом);
- с другой стороны, руководитель проекта должен вкладывать все
свои силы и душу в выполнение текущего проекта и достижение поставленных
целей проекта.
Уникальность проекта диктует
необходимость владения междисциплинарными знаниями и навыками, в
отличие от руководителей функциональных организаций, который может
являться профессионалом только в одной области.
Для иллюстрации такой ситуации
введем качественные показатели «требования проекта» и «квалификация
руководителя проекта». Под понятием «требования проекта»
будем понимать совокупный уровень знаний и навыков, необходимых
для успешной реализации проекта. Под понятием «квалификация
руководителя проекта» будем понимать совокупный уровень знаний
и навыков, которыми обладает руководитель проекта на определенный
момент времени. Требования проекта и квалификация руководителя проекта
– это динамичные характеристики.
Графическая иллюстрация понятий
«требования проекта» и «квалификация руководителя проекта»
приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Качественные соотношения динамики
требований проекта и квалификации руководителя проекта
Введем предположение, что по
мере выполнения проекта его требования сначала возрастают за счет
постоянного уточнения и детализации требований к продукту, услуге,
цели проекта. Затем, достигнув максимального уровня, состав и уровень
требований стабилизируется и некоторое время может оставаться неизменным,
определяясь требованиями к качеству проекта. Далее, при завершении
проекта, его требования естественным образом снижаются (в принципе,
до нулевого уровня к завершению проекта). Вместе с тем, с развитием
технологий, требования каждого следующего проекта больше, чем у
предыдущих подобных ему проектов в той же прикладной области. Введенное
предположение верно не для всех проектов - требования к проекту
могут уменьшаться или оставаться постоянной величиной.
Квалификация же руководителя
проекта в большей степени определяется личностными характеристиками.
В каждый конкретный момент своей жизни, руководитель проектов должен
принимать решение: либо повышать свою квалификацию, либо остаться
на прежнем уровне. В принципе, может существовать и третья альтернатива
- деградация, но такие ситуации мы рассматривать не будем. Однако
важно принимать во внимание, что, при современных темпах развития
технологий, оставаясь на прежнем уровне развития, человек в каком-то
смысле деградирует в своем профессиональном развитии.
При «входе» в проект квалификация
руководителя проекта должна быть не ниже требований проекта на момент
вхождения. В ходе реализации проекта, квалификация руководителя
проекта должна все время соответствовать требованиям проекта. Если
по каким-либо причинам на некотором интервале времени требования
проекта превышают квалификацию руководителя проекта, то можно утверждать,
что данный проект с данным руководителем будет, либо выполняться
не эффективно и потребуется заменить руководителя проектом, либо
вообще проект потерпит фиаско. Для дальнейшего продолжения карьеры
в качестве руководителя проектов, по завершении очередного проекта,
квалификация его руководителя должна соответствовать требованиям
следующего проекта.
Исходя из всего сказанного,
можно сказать, что понятия «требования проекта» и «квалификация
руководителя проекта» естественным образом взаимосвязаны. Для того
чтобы быть руководителем проекта, необходимо иметь соответствующую
квалификацию и постоянно ее повышать. С другой стороны, для управления
конкретным проектом необходим профессионал соответствующей квалификации.
Так как для выполнения конкретных
проектов требуются вполне определенные предметные и междисциплинарные
знания и навыки. И, естественным образом, возникает вопрос: «Сколь
глубокими и широкими должны быть знания и умения руководителя проекта?».
Очевидно, что для сложных проектов требования достаточно высоки
и разнообразны. Один человек вряд ли может быть профессионалам во
всех областях. Решением этой проблемы является формирование команды
проекта, состоящей из профессионалов в различных предметных областях,
на которые распространяются требования проекта. При этом руководитель
проекта должен реализовывать интегрирующие и синергетические функции.
Сама же команда проекта, помимо реализации задач управления проектом,
должна выполнять функции «инкубатора» будущих руководителей проектом
и включаться в систему «естественного отбора».
Таким образом, необходимо учитывать
еще одну специфическую особенность проектной деятельности – командную
работу. Проект реализуется «временной» командой исполнителей, собираемых
только для реализации целей каждого конкретного проекта и руководитель
проекта должен эффективно выполнять функцию управления таким «временным»
образованием – это еще одно существенное отличие руководителя проекта
от функционального руководителя.
Совокупность свойств временности
и уникальности проектной деятельности, а также необходимость командной
работы, с одной стороны обуславливают требования к организации работы
временных коллективов, а с другой – к необходимости объективного
и непрерывного оценивания деятельности специалистов различного профиля.
С точки зрения командной работы
в проекте, команду управления проектом можно сравнить с симфоническим
оркестром, а руководителя проекта – с дирижером. В оркестре выделяются
первая скрипка, другие солисты. При этом, не обязательно, чтобы
все музыканты были виртуозами, а дирижер может и не уметь сам виртуозно
играть на всех музыкальных инструментах. Но все музыканты должны
играть по одной партитуре, вступать в требуемые моменты времени,
а дирижер должен слышать и координировать всех музыкантов во время
исполнения музыкального произведения. В то же время, в характере
и стиле исполнения музыкального произведения симфоническим оркестром
отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального
произведения, возможности исполнителей.
С учетом всех особенностей
проектной деятельности, руководитель проекта должен уметь:
- решать проблемы, которые не могут быть полностью предоставлены
другим предметным специалистам;
- в процессе управления проектами учитывать множество факторов
со сложными взаимосвязями, оценивать совместимость, непротиворечивость
отдельных решений, регулировать связи между целями проекта и способами
их достижения;
- корректировать конкретные подцели и нормы на определенный период,
а также предлагать сценарии возможных направлений развития и рекомендации
для других уровней управления;
- перестраивать сети взаимосвязей между представителями высшего
руководства, менеджерами и специалистами в различных подразделениях,
участвующих или привлекаемых в конкретные моменты времени к участию
в проекте;
- работать и договариваться со всеми заинтересованными в проекте
сторонами;
- брать на себя ответственность, принимать нетривиальные решения
и, при случае, терпеть неудачу;
- и обладать массой других качеств.
Подготовка и отбор руководителей
проектов.
После рассмотрения специфических
особенностей, характерных для управления проектами, давайте рассмотрим
систему подготовки и отбора руководителей проектов. По нашему мнению,
можно выделить следующие основные формы подготовки специалистов
по управлению проектами:
- официальные – обучение специалистов в ВУЗ-ах и на специальных
курсах, завершение которых удостоверяется соответствующим документом.
К слушателям этой формы подготовки предъявляются обязательные
требования, как при начале, так и при завершении обучения, а в
ряде случаев, и по ходу самого обучения;
- полуофициальные – прохождение насыщенной программы обучения
на краткосрочных курсах (продолжительностью от нескольких дней
до нескольких месяцев), посещение популярных лекций и практических
занятий. К слушателям этой формы подготовки не предъявляются какие-либо
обязательные требования, и они не получают специальных удостоверений
об их окончании;
- неофициальные – участие в конференциях, симпозиумах, региональных
семинарах, собраниях профессиональных обществ, а также ознакомление
с соответствующей литературой;
- обучение в процессе работы – это обучение на рабочем месте
при выполнении конкретного проекта, а также самообразование.
Приведенные уровни подготовки,
как правило, последовательно следуют друг за другом (сначала обучение
в вузе, затем повышение квалификации, получение дополнительного
образования и обучение в процессе работы), но могут налагаться и
пересекаться. Схематически этот процесс представлен на рисунке
2.
Рисунок
2. Структура системы подготовки и отбора руководителей проектов
Абитуриенты отбираются вузом
по ряду критериев. Поступив в высшее учебное заведение, он может
еще и не вполне осознавать своего будущего. Отобранные вузом студенты
овладевают базовыми знаниями и приобретают основные навыки, получают
опыт решения учебных задач. Все это позволят им более или менее
успешно начать самостоятельную трудовую деятельность и определяться
в своей специализации. Далее, если специалист отбирается для участия
в управлении проектом, то для обеспечения его успешной работы может
потребоваться овладение новыми знаниями и навыками. Продолжая работать
в команде управления проектом, специалист получает практический
опыт. Работая в уникальных по своей сути проектах, специалист должен
постоянно совершенствоваться и стремиться к получению новых знаний
и навыков. Соответствующее обучение специалистов команды проекта
может организовываться, либо в форме получения второго высшего образования,
либо в форме повышения квалификации. В ряде случаев специалисту
может потребоваться пройти специализированные курсы для овладения
специальными навыками и изучения опыта в специализированных областях.
И, наконец, для достижения высших ступеней мастерства руководителю
проектов требуется обмен опытом на специализированных семинарах
или при более неформальном общении с коллегами в профессиональных
клубах управляющих проектами.
Официальное обучение рассматривается
как базисная предпосылка успешной профессиональной деятельности,
полуофициальная форма оказывается полезной в ее начале, а неофициальная
учеба специалиста по управлению проектами продолжается в течение
всей его работы.
Процесс подготовки руководителей
проектов включает как прохождение профессиональной подготовки и
обучение, так и получение практических навыков в процессе работы
в составе команд проектов. Схематически структура отбора и подготовки
руководителей проектов представлена на рисунке 3.
Рисунок
3. Структура системы отбора и формирования управляющих и команды
проекта
Итак, процесс «естественного
отбора» руководителей проектов можно определить, как самоопределение
и прохождение через ступени социального, профессионального и прочих
отборов со стороны внешнего окружения и команды проекта, а также
постоянное самосовершенствование и повышение квалификации.
Привлечение кадров в
сферу управления проектами
Сейчас, все больше и больше
компаний начинают вести активную деятельность, направленную на то,
чтобы привлечь внимание, как своих действующих сотрудников, так
и будущих (студентов), к управлению проектами как к области профессиональной
специализации. Ими устраиваются семинары, оказывается содействие
при подготовке учебных программ, организуются круглые столы, формируются
элементы проектно ориентированных организационных и т.д.
Каждый специалист по управлению
проектами должен быть заинтересован в притоке новых, хорошо подготовленных
и способных кадров. Он может содействовать этому следующим образом:
- Консультируя молодых сотрудников из круга знакомых.
- Помогая молодым коллегам из своей организации осознать перспективность
специализации в управлении проектами.
- Побуждая руководство своей организации привлекать к работе
на летний период студентов, специализирующихся в области управления
проектами.
- Содействуя участию своей организации в программах практического
обучения методам управления проектами.
- Показывая своим примером преимущества управления проектами
как области профессиональной деятельности.
Содействие специалиста в привлечении
кадров оказывается более эффективным, если он сам хорошо осведомлен
о последних достижениях в области управления проектами.
Выводы
Любую деятельность человека,
равно как и всю его жизнь можно рассматривать, как проект. Следовательно,
принципы, законы и механизмы естественного отбора, действующие в
жизни, могут быть перенесены на вопросы отбора руководителей проектом.
Причем этот отбор должен происходить, как с учетом специфических
требований проектной деятельности, так и с учетом требований успешности
работы в команде.
Успешные руководители организаций,
а также руководители проектов и члены команд проектов должны быть
заинтересованы в создании эффективной и гармоничной системы «естественного
отбора» профессионалов в области проектной деятельности, ибо это
среда их «обитания».
В систему «естественного отбора»
должны органично войти учебные заведения, а также государственные
структуры контроля, лицензирования и социального обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
- Исследование операций: В 2-х томах. Пер. с англ./Под ред. Дж.
Моудера, С. Элмаграби. – М.: Мир, 1981. Т.1. 712 с., ил.
- Ч.Дарвин. О происхождении видов путем естественного отбора
или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Сочинения,
т.3. Изд-во АН СССР, Москва, 1939 г.
- PMBOK guide – 2000 ed.