Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

2009 г.

Руководство командой разработчиков программного обеспечения
Прикладные мысли

С. Архипенков

Содержание

Предисловие
Для кого?
Что внутри?
Благодарности
Введение
В какое время мы работаем?
Изменение жизненной парадигмы
Почему прежние методы управления людьми не работают?
Глава 1. Профессиональные психологические особенности разработчиков ПО
Специфика разработки программного обеспечения
Тип личности и темперамент программистов
Глава 2. Личная эффективность
Ступени роста
Управляем своей жизнью
Эффективный программист
Глава 3. Эффективное взаимодействие
Думать и действовать в духе «выиграл/выиграл»
Коммуникации
Конфликты
Глава 4. Руководство командами
Группа и команда
Командные роли
Этапы формирования команды
Лидерство и управление
Роли и стратегии лидера
Проблемы неисполнения
Глава 5. Практики демотивации
Классификация антипаттернов руководства
Антипаттерны некомпетентности
Антипаттерны мнительности
Последствия применения антипаттернов
Глава 6. Мотивация
Гуманистическая теория мотивации
Мотивация и тип личности
Мотивация и опыт
Глава 7. Подбор и развитие команд
Набор сотрудников
Оценка и развитие
Сколько надо платить программисту?
Стандарт People CMM
Заключение или Что надо программисту для счастья?
Литература
Аннотация

Сегодня умение руководить людьми становятся ключом к конкурентному преимуществу. Это искусство решения сложных задач при помощи других людей. Известно, что производительность программистов может отличаться в десятки раз. Задача руководителя команды разработчиков — сделать воспроизводимой высокую продуктивность интеллектуальной деятельности. Эффективный руководитель проекта программной разработки — это, в первую очередь, лидер, который, получил от команды признание своей профессиональной компетентности и своих исключительных человеческих качеств. Основываясь на последних наработках в областях управления программными проектами, психологии, соционики, социологии и личном опыте, автор излагает принципы эффективного руководства командами разработчиков программного обеспечения. Рассматриваются вопросы индивидуальной эффективности программистов, эффективных коммуникаций, разрешения конфликтов, лидерства в командах разработчиков, оценки, развития и мотивации участников проекта.

Об авторе

Стаж в разработке ПО более 30 лет. Занимался созданием имитационных моделей сложных космических систем в Центре управления полетами. Руководил коммерческой разработкой ПО и проектами организационного развития в компаниях PriceWaterhouseCoopers, Luxoft, CBOSS. Выполнял проекты по заказу Европейского космического агентства (ESA), Даймлер-Бенц Аэроспейс (Германия), Боинг (США), ЦБ РФ, ОАО «Газпром». Является автором книг, статей и учебных курсов по информационным технологиям и управлению проектами разработки ПО. С автором можно связаться по e-mail:

Предисловие

Для кого?

Книга адресована, в первую очередь, менеджерам проектов и лидерам команд разработчиков программного обеспечения (ПО). Книга будет полезна руководителям отделов и служб ИТ, поскольку позволит им глубже понять особенности разработки программных систем и учесть эту специфику при построении эффективных производственных процессов в подразделении. Думаю, что изложенные мысли могут оказаться полезными в практике HR-служб, для грамотного руководства улучшениями в области подбора, оценки, развития и закрепления наиболее эффективных сотрудников. И, наконец, все остальные участники проектов разработки ПО смогут применить изложенные здесь принципы для повышения личной эффективности: адекватной постановки индивидуальных целей, стратегического планирования личного профессионального и карьерного развития, успешного решения своих задач на основе эффективного взаимодействия с другими участниками команды.

Что внутри?

Программирование – только один из видов творческой деятельности. Все изложенное в книге применимо и в других областях коллективного творчества. Правда, у разработки ПО, по сравнению, например, с кинематографом, театром, рекламой или другими отраслями коллективного творчества, есть свои законы и специфические особенности, которые еще мало изучены в силу молодости программной индустрии.

Жизнь сложилась так, что большую ее часть я занимаюсь разработкой программ, а последние 20 лет, в основном, руковожу этим процессом. Все эти годы мне приходилось искать ответы на множество вопросов, начинающихся со слова «почему». Почему сверхвысокого IQ недостаточно для того, чтобы эффективно руководить программистами? Почему только менее 20% проектов разработки ПО завершаются в срок и укладываются в бюджет, а почти треть проектов аннулируется до их завершения [1]? Почему одни программисты могут быть на порядок, а порой и на два порядка эффективнее других? Почему сотрудники не выполняют мои поручения? Почему правильно подобранные «лебедь, рак и щука» могут оказаться гораздо эффективнее «родственных душ»? И много других. В результате у меня сложилось собственное представление («карта мира») о правильном подходе при поиске ответов на эти вопросы. Оказалось, что использование лучших языков и технологий программирования, самых совершенных инструментов разработки и систем качества не гарантируют успешность программного проекта. «Именно человеческие качества обеспечивают успех тому или иному проекту, именно они являются фактором первостепенной важности, основываясь на котором надо строить прогнозы о проекте» [2].

Произошел сдвиг парадигмы, заставивший меня увидеть на новой карте мира множество белых пятен, которые пришлось заполнять, используя самообразование и переосмысление приобретенного опыта. Белые пятна находились, в основном, в области гуманитарных знаний: философии, прикладной психологии, социологии и соционики, и не были связаны с информационными технологиями. Полученные знания оформлялись и оттачивались в ходе практической работы, в многочисленных дискуссиях по поводу публикаций, а также на лекциях и семинарах, в которых мне приходилось отстаивать свои взгляды. Результатами этой работы я и хотел бы поделиться с коллегами по ремеслу. Буду рад, если мои мысли окажутся для кого-то практически полезными.

Адекватная картина мира — правильные ответы на вопросы, начинающиеся со слова «почему», а не со слов «что» и «как», дает нам принципы и критерии выбора верного решения в постоянно меняющихся условиях, вместо попыток запастись рекомендациями на все случаи жизни. Чтобы иллюстрировать излагаемые мысли я использовал ряд «историй», которые почти все основаны на реальных наблюдениях.

Первая и главная мысль, которою мне хотелось бы донести до читателя, состоит в том, что творческими командами разработчиков ПО невозможно управлять, их можно только направлять и вести. А для этого недостаточно быть эффективным управленцем, необходимо еще получить признание от команды в качестве лидера. Ответ на вопрос, почему прежние методы управления людьми не работают, дан во Введении.

Следующая моя мысль о том, что все люди разные, требуются терпимость и умение принимать людей такими, какие они есть. Недостатки людей — это, как правило, оборотная сторона их достоинств. Следует эти достоинства разглядеть и постараться использовать их с максимальной отдачей для общего дела. В главе 1, на основе последних наработок в типологии Майерс-Бриггс и соционики, обсуждаются профессиональные психологические особенности разработчиков ПО, которые необходимо учитывать при формировании команд, организации их деятельности и их мотивации на достижение общего успеха.

Лидер — это, главным образом, состоявшаяся личность, поэтому глава 2 посвящена личностному росту и развитию эмоционального интеллекта. В главе 3 рассмотрены вопросы эффективного межличностного взаимодействия и конструктивного разрешения производственных конфликтов на основе доверия и взаимовыгоды, без которых не бывает эффективных команд.

Для российского менталитета командная работа достаточно органичный вид коллективной деятельности. Сельская община, профессиональные артели, рабочие бригады, временные научные творческие коллективы — все это страницы нашей истории. Что такое команда, ее отличие от рабочей группы, динамика ее становления, командные роли участников и стратегии руководителя на разных этапах развития команды — все это обсуждается в главе 4.

Главная проблема успешного командообразования — это создание и сохранение высокой степени мотивации ее участников на общий успех. Но не может быть эффективной мотивации, если руководитель не исключил из своего управленческого арсенала демотивирующие практики. В глава 5 приведен обзор наиболее часто используемых антипаттернов руководства командами, которые приводят к фатальной демотивации исполнителей и делают невозможным создание самоорганизуемой и самоуправляемой команды. Работники приходят в компанию, как правило, не потому, что привержены ее миссии. И не для того, чтобы заработать еще больше денег для владельцев бизнеса. Работая в конкретной компании, участвуя в конкретном проекте, каждый работник стремится к достижению своих индивидуальных целей. «Лучшей заботой о компании будет вовремя сданный проект» – анонимный пост на rsdn.ru. Поэтому в главе 6 рассмотрены вопросы мотивации участников команды на достижение общего успеха в совместной работе, на основе достижения личных целей каждого.

Создание и закрепление эффективной команды — это стратегическое приобретение компании, поэтому последняя глава 7 посвящена вопросам подбора, развития и сохранения эффективных команд.

Мои мысли, надеюсь, принесут вам пользу. Но это произойдет только в том случае, если у вас самих уже возникли аналогичные вопросы «почему». Потому что если вопрос поставлен правильно, то это половина решения проблемы. А если таких вопросов у вас нет, то мои ответы вам вряд ли удастся куда-либо приложить.

И еще. Бесполезно пытаться узнать у шахматиста его лучшие ходы. Если вы хотите найти в этой книге набор «приемчиков», освоение которых обеспечит вам эффективность в руководстве командой разработчиков, то разочарую вас — их здесь нет. Все психологические уловки и приемчики легко будут распознаны любым зрелым человеком, а большинство программистов относятся именно к этой категории. Их применение будет воспринято как попытка манипулирования с вашей стороны и навсегда подорвет доверие команды к вам. По словам У.Д. Джордана (цитируется по [3]): «Человек постоянно излучает свою сущность — то, каков он есть, а не то, каким он хочет казаться». Чтобы изменить свою жизнь, стать эффективным руководителем, надо изменить себя изнутри, изменить свое видение мира.

И последнее. Представленная мной картина мира не есть истина в последней инстанции. Вы видите мир по-другому? Это естественно. Все люди разные. И это хорошо! Поскольку сопряжение разных взглядов на один и тот же объект обеспечивает стереоскопичность зрения, позволяет увидеть в изучаемом объекте дополнительное измерение, а следовательно, и новые возможности.

Благодарности

Безусловно, все, что написано в книге, отражает мое личное видение проблем программостроения. Многочисленные цитаты приводятся лишь для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что высказанные мысли это не только мое личное мнение. Вместе с тем, моя картина мира формировалась не столько на основе изучения трудов авторитетных предшественников, сколько непосредственно путем анализа долгого опыта работы в области информационных технологий. Поэтому не могу не высказать благодарности, в первую очередь, своим старшим коллегам, работникам ЦУПа, у которых мне посчастливилось учиться. Также хочу поблагодарить многочисленных собратьев по ремеслу, совместно с которыми (на которых?) я набирал свой опыт, решая непростые задачи разработки программных систем. Поименно хочу поблагодарить тех из них, кто непосредственно принял участие в создании данной книги и взял на себя труд найти время, прочесть черновик рукописи и высказать свои замечания и предложения по ее улучшению, которые я с постарался учесть в окончательном варианте. Хочу выразить искреннюю благодарность менеджеру проектов компании EPAM Systems Владимиру Аркадову, руководителю направления ИТМиВТ РАН Владу Балину, руководителю направления компании «Verysell Проекты» Игорю Гундареву, разработчику ПО компании «jNetX» Кириллу Заборскому, начальнику отдела компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) Александру Лебедеву, менеджеру проектов компании «Intel, Inc.» Александру Орлову.

Особая благодарность членам сообщества RSDN.ru, в первую очередь, господам под никами bkat, Gaperton, Spidola, Курилка. Мысли и статьи участников я регулярно и с большим интересом изучаю, творчески переосмысливаю и стараюсь использовать в своей работе.

Содержание Вперёд

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

VPS в России, Европе и США

Бесплатная поддержка и администрирование

Оплата российскими и международными картами

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...