Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
2004 г.

Иконки в трейбаре? Проще чем кажется!

Михаил Продан, "Комиздат"

Во многих форумах с завидной систематичностью выплывают вопросы об иконках в трее и многие программеры с недовольством отвечают: "Это же так просто, почитай документацию". Да, действительно просто - но лучше все посмотреть на практике, в человеческом, так сказать, изложении. Эта статья как раз и предназначена для заполнения некоторого "информационного вакуума" сложившегося по данной теме и расскажет о некоторых приемах работы с треем в Delphi.

Определения

Итак, tray - это область рабочего стола Explorer'а, которая находится в одном из углов экрана, "там где часы". Вся информация, которую можно "почерпнуть" из трея, представлена в виде возможно изменяющихся иконок, отражающих состояние программы, и всплывающих подсказок. К числу активных действий над иконкой в трее можно отнести щелчок левой кнопкой и вызов контекстного меню правой.

С чего начать

Для операций с иконками трея используется только одна функция Windows - Shell_NotifyIconData, определение которой "звучит" следующим образом:

function Shell_NotifyIcon (dwMessage: DWORD; lpData: PNotifyIconData): BOOL; stdcall;

И в качестве параметров функция воспринимает:

  • dwMessage - идентификатор сообщения, которое посылается иконке в трее. Может принимать значения NIM_ADD,NIM_DELETE,NIM_MODIFY;
  • lpData - указатель на структуру TNotifyIconData, в которой помещена информация о параметрах иконки;
  • возвращаемое значение - принимает true при успешном завершении операции или false в противном случае.

Как видно, сам синтаксис функции не сказал нам ничего нового о том, как реализована работа с треем. Эта функция только изменяет состояние иконки в зависимости от значения параметра dwMessage - а это значит, что вся нужная нам информация находится в структуре TNotifyIconData. Давайте теперь рассмотрим ее более детально…

Параметр - тип

CbSize  - DWORD
Wnd - HWND
UID - UINT
UFlags - UINT
UCallbackMessage - UINT
Icon - HICON
SzTip - Array [0..64] of AnsiChar

Описание параметров:

  • cbSize - как и одноименные параметры из других системных структур, задает размер структуры TnotifyIconData;
  • Wnd - идентификатор окна, которое будет реагировать на сообщения нашей иконки;
  • UID - идентификатор, по которому Wnd определяет нашу иконку;
  • UFlags - флаги, которые могут принимать значения NIF_ICON, NIF_MESSAGE, NIF_TIP;
  • Icon - идентификатор иконки, которая будет размещена в трее;
  • SzTip - строка всплывающей подсказки.

Tray в чистом виде

А теперь приступим к собственно выводу иконки в трей. Для начала создадим форму, где все это разместим:

type
TForm1 = class (TForm)
Button1: TButton;
procedure Button1Click (Sender: TObject);
procedure FormDestroy (Sender: TObject);
private
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
{Private declarations}
public
Data:TNotifyIconData;
{Public declarations}
end;

потом - кнопку TButton, в которой запишем:

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
var H:THandle;
begin
H:=AllocateHWnd (TrayHandler);
FillChar (S,SizeOf (S),#0);
Data.cbSize:=SizeOf (S);
Data.Wnd:=H;
Data.uCallbackMessage:=WM_TRAYICON;
Data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE;
Data.hIcon:=Application.Icon.Handle;
StrPCopy (data.szTip,Application.Title);
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data);
end;

Небольшие пояснения. Во-первых, мы создаем постое окно с дескриптором H, которое будет реагировать на сообщения иконки. После этого очищаем предопределенную структуру Data типа TNotifyIconData, затем заполняем необходимые поля. Значение поля uFlags представляют собой уведомление системы о том, что ей надо использовать. Так, использование значения NIF_ICON уведомляет систему о том, что в поле hIcon присутствует непустое значение, которое надо вывести в виде иконки; использование значения NIF_TIP говорит о наличии текста всплывающей подсказки в поле szTip; значение NIF_MESSAGE - о том, что в поле Wnd присутствует дескриптор окна, которому передается управление при возникновении того или иного сообщения у иконки.

После заполнения всех необходимых полей вызывается функция Shell_NotifyIcon со значением NIM_ADD - добавление иконки в трей.

Теперь рассмотрим реакцию иконки на сообщения:

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
begin
if Message.Msg=WM_TRAYICON then
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then
begin
ShowMessage ('Left Button Down');
end;
end;

Как видно из текста, здесь в качестве реакции реализован простой вывод уведомления о нажатии левой кнопки мыши на иконке. Идентификатор WM_TRAYICON, используемый здесь, определен нами в модуле главной формы следующим образом:

const WM_TRAYICON = WM_USER + 1;

такое определение необходимо для того, чтобы сообщения системы не перекрывались.

После того как мы убедились в наличии реакции и хотим закрыть приложение, нам надо удалить нашу иконку из трея, так как, если мы этого не сделаем, то она останется лежать там до следующей перегрузки Explorer'а.

Удаление иконки реализуется таким кодом:

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject);
begin
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data);
end;

Здесь нам даже не потребовалось никаких вмешательств в структуру data - мы просто вызвали Shell_NotifyIcon с необходимым параметром, как показано ниже:

unit Unit1;

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

const UWM_TRAYICON = WM_USER+1;
const ID_TRAYICON = 1;
type
TForm1 = class (TForm)
Button1: TButton;
procedure Button1Click (Sender: TObject);
procedure FormDestroy (Sender: TObject);
private
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
{Private declarations}
public
data:TNotifyIconData;
{Public declarations}
end;

var
Form1: TForm1;

implementation
Uses ShellApi;
{$R *.dfm}

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
begin
if Message.Msg=UWM_TRAYICON then
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then
begin
ShowMessage ('Left Button Down');
end;
end;

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
var H:THandle;
begin
H:=AllocateHWnd (Self.TrayDefaultHandler);
FillChar (S,SizeOf (S),#0);
data.cbSize:=SizeOf (S);
data.Wnd:=H;
data.uCallbackMessage:=UWM_TRAYICON;
data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE;
data.hIcon:=Application.Icon.Handle;
StrPCopy (data.szTip,Application.Title);
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data);
end;

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject);
begin
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data);
end;

end.

Заключение

Эта небольшая заметка лишь слегка приоткрывает занавес над таким обширным полем для деятельности, как иконки в трейбаре. Вообще же в этой области создано немало чудных вещей - например, компоненты с возможностью анимации (как в The Bat!) и прочими "вкусностями".

Кроме того, на иконку, как правило, навешивается меню по правой кнопке - для краткости примера здесь не показано, как это сделать, но, надеюсь, это и так ясно. Как говорится, "нет предела совершенству" - так что дерзайте!

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...