3. White- и yellow- поиск.
3.1. Формальное отличие.
Для целей дальнейшего изложения следует различать White-поиск и
Yellow-поиск. Понимание того, что является исходными данными и что -
результатом, весьма полезно как само по себе, так и для орентации
среди многочисленных поисковых средств Internet-а.
Под White-поиском понимается поиск адреса одного конкретного
адресата по его достаточно определенному имени (человека - по фамилии,
организации - по названию). "Достаточно определенное имя" означает,
что объект поиска заранее известен: есть уверенность в его существовании
и предлагаемое для поиска его имя вполне уникально. Поэтому
есть некоторая вероятность, что искомые данные будут найдены на первом
же шаге поиска. White pages в обычных телефонных справочниках -
это просто перечни людей или организаций по алфавиту. Если поиск сразу
не удался, то сразу возникает предположение, что в исходных данных
ошибка, и можно поробовать Yellow-поиск.
Yellow-поиск важен, прежде всего, сам по себе, а не как продолжение
неудачного White-поиска. Он позволяет искать адресатов не только
и не сколько по их собственному имени, но по иным признакам, охваченных
какой-либо классификацией. Формально говоря, под Yellow-поиском
понимается поиск адреса одного или нескольких адресатов (какого-нибудь
из некоторой группы адресатов) по недостаточно определенному
или вообще неопределенному его имени. "Недостаточно определенное
имя" означает неполное, неоднозначное или в чем-то неверное имя, не
позволяющее найти абонента средствами White-поиска. "Неопределенное
имя" означает либо просто отсутствие какого-либо конкретного имени,
либо такое его значение, которое позволяет лишь отнести обозначаемого
им абонента к какому-то весьма широкой группе абонентов (например,
задача найти адрес "какого-нибудь госпиталя в США").
Кратко сформулировать разницу между этими двумя видами поиска
можно так:
White-поиск ищет адрес конкретного, заранее известного адресата
- ИЩЕТСЯ АДРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ по одному, но очень важному признаку -
ПО СОБСТВЕННОМУ ИМЕНИ АДРЕСАТА. Этот признак - первичный, персонифицирующий.
У человека или организации могут поменяться почтовый адрес,
номер телефона, но собственное имя остается неизменным.
Yellow-поиск ищет адрес заранее неизвестного адресата или группы
адресатов - СПЕРВА ИЩЕТСЯ СОБСТВЕННОЕ ИМЯ (ИМЕНА) ПО КАКИМ-ТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ПРИЗНАКАМ (по роду деятельности, по географиескому признаку),
А ЗАТЕМ УЖЕ ПО НАЙДЕННОМУ СОБСТВЕННОМУ ИМЕНИ уже можно отыскать И АДРЕСНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ.
3.2. На самом деле.
Обычно Yellow Pages системы фактически сразу включают в себя и
White Pages - у найденного адресата сразу видны его телефон и почтовый
адрес. Кроме того, некоторые Yellow Pages позволяют искать просто
в алфавитном списке своих абонентов (white-поиск).
С другой стороны, White pages также содержат элементы yellow-поиска
- кроме задания собственного имени они обычно позволяют указать
название города, штата и другие, сужающие поиск, данные (что необходимо
в случае многих однофамильцев). Возможно, именно поэтому многие
on-line телефонные справочники, выполняющие, фактически white-поиск,
называют себя Yellow pages.
3.3. Yellow-поиск по иерархическому классификатору и по ключевым
словам.
Перед помещением в свой каталог, Yellow Pages система предлагает
адресату заполнить карточку, где кроме полей с адресной информации
ему надо заполнить поля, соответствующие тем признакам, по которым
рассклассифицирован каталог (например, поля "вид деятельности", "выпускаемая
продукция"). При этом возможны два похода: адресат может
выбрать готовое значение признака из предлагаемого списка (например,
из классификатора отраслей), либо он может написать это значение
произвольно, "своими словами". В первом случае последующий поиск будет
проводиться по тому же самому классификатору (обычно иерархического
типа), во втором случае поиск будет проводиться по "ключевым словам",
которые будут сравниваться (необязательно до полного совпадения) с
теми, которыми характеризовал себя адресат.
Поиск по иерархическому классификатору происходит до точного
совпадения образца с каким-либо из содержащихся там значений, поиск
же по ключевым словам может проводиться до разной степени совпадения.
Обычно условие совпадения бывает "мягким" - достаточно, чтобы предлагаемый
образец оказался фрагментом в сравниваемом тексте, однако
иногда поисковые системы позволяют усиливать это условие.
Обычно поиск по признаку "отрасль промышленности" проводится в
иерархическом классификаторе (либо в стандартном, используемом статистическими
службами, либо в "самодельном", меньшим по размерам, но
более удобном), а поиск по признаку "выпускаемая продукция" происходит
по ключевым словам, хотя реально для этого используется тоже
иерархический классификатор (обычно стандартный кодификатор продукции
и товаров).
В отличии от Yellow pages организаций, которые могут быть
собраны без опроса самих адресатов (по отраслевым спискам или по спискам
государственных статистических органов), Yellow pages по частным лицам
малочисленны и не являются исчерпывающими. Включение в такие базы
данных является делом сугубо добровольным, при заполнении карточки
предлагается возможность заполнить на выбор по желанию поля типа
"место работы" профессия", "хобби и интересы", "место учебы", "прежнее
место жительства" и т.п.
3.4. Обратный white- и yellow- поиск.
Некоторые телефонные White pages имеют возможность обратного
поиска - нахождения адресата по заданному телефонному номеру. Yellow
pages также имеют похожую возможность - для адресата, найденного по
ключевым словам или по иерархии значений признака, приводятся и значения
признаков из других иерархий (найдя, нпаример, изготовителя
алюминиевой фольги, можно тут же увидеть, что это - предприятие авиационной
промышленности).
Назад |
Содержание |
Вперед