Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
VPS в 21 локации

От 104 рублей в месяц

Безлимитный трафик. Защита от ДДоС.

🔥 VPS до 5.7 ГГц под любые задачи с AntiDDoS в 7 локациях

💸 Гифткод CITFORUM (250р на баланс) и попробуйте уже сейчас!

🛒 Скидка 15% на первый платеж (в течение 24ч)

Скидка до 20% на услуги дата-центра. Аренда серверной стойки. Colocation от 1U!

Миграция в облако #SotelCloud. Виртуальный сервер в облаке. Выбрать конфигурацию на сайте!

Виртуальная АТС для вашего бизнеса. Приветственные бонусы для новых клиентов!

Виртуальные VPS серверы в РФ и ЕС

Dedicated серверы в РФ и ЕС

По промокоду CITFORUM скидка 30% на заказ VPS\VDS

2004 г

Заметки о Linux-консоли

Алексей Федорчук, UNIX4all
Обновления материалов Алексея Федорчука публикуются на http://unix.ginras.ru

содержание

6. Украшение консоли

Версия 1.1.
Автор выражает свою признательность товарищу Kot'у, критический отзыв которого в форуме Linuxshop'а позволил внести в эту заметку ряд важных уточнений.

По мне так текстовая консоль Linux прекрасна сама по себе, в первозданном виде по умолчанию: белые или светло-серые буквы на радикально черном фоне строги, но элегантны. Разумеется, при одном непременном условии - выборе подходящего шрифта.

Кажется, одна из причин того, что многие пользователи пренебрегают консольным режимом, именно в шрифтах и кроется. Действительно, тот, с позволения сказать, шрифт, который обычно устанавливается в консоли по умолчанию при ее кириллизации, - отнюдь не верх эстетического совершенства. Однако ограничиваться "умолчальным" шрифтом никто не заставляет.

Благо, экранных шрифтов для консоли в современных Linux-дистрибутивах обычно много. В этом можно убедиться, просмотрев каталог типа /usr/share/kbd/consolefonts или тот, где они содержатся в конкретном дистрибутиве (точное местоположение легко определить командой find со значением consolefonts для опции -name). Вывод команды ls для этого каталога займет уж точно пару экранов. И шрифтовые файлы, которые в нем можно увидеть, обычно (хотя и не обязательно) имеют вид *.psf.gz (то есть использующие сигнатуру psf и сжатые утилитой компрессии gzip, хотя последнее не всегда применяется). Кроме этого, в последнее время в дистрибутивах всречается все больше шрифтов вида *.psfu (psfu.gz). А иногда можно обнаружить и файлы без всякого суфикса (типа alt8x16).

В чем различие между ними? Файлы без суфикса - это шрифты в т.н. raw-формате, то есть содержашие только собственно данные о шрифте, без всякой дополнительной информации (именно такие шрифты используются в консоли FreeBSD). Файлы же с суфиксом psf, кроме шрифтовых данных, содержат еще т.н. psf-сигнатуру, в которой описываются свойства шрифта. И, наконец, в файлы вида psfu дополнительно вкючается еще и таблица screen font map (sfm), преобразующую внутренние коды символов в коды экранного шрифта.

Почему так сложно? Дело в том, что консольный драйвер Linux (в оличие от syscons той же FreeBSD, способен функционировать в двух режимах - 8- и 16-битном. В первом, как можно догадаться из названия, все символы, как на вводе, так и на выводе, передаются в восьмиразрядном виде - это те самые навязшие в зубах кодировки Великого и Могучего. И, соответственно, каждый вводимый (с клавиатуры или из файла) символ напрямую транслируется в свое экранное представление.

В 16-битном режиме консольный драйвер внутри себя оперирует 16-ти же разрядным представлением символов, то есть кодировкой Unicode. И здесь возможны два варианта: а) 16-битное представление ввода и вывода (т.н. собственно Unicode-режим) и преобразование ввода во внутреннюю кодировку драйвера и вывода - в обратном направлении.

О собственно Unicode-режиме я говорить не буду: он пока еще не прижился окончательно и, насколько мне известно, ни одно из существующих консольных приложений не в состоянии нормально работать с Unicode. Интересующиеся могут почитать об этом в статьях Тимофея Королева на этом сайте или Виктора Вислобокова - на сайте Пермской LUG.

Шестнадцатибитный же режим с трансляцией является основным для Linux-консоли (8-битный режим, именуемый иначе trivial, ныне им лишь эмулируется). В этом случае ввод и вывод осуществляются в традиционных 8-битных кодировках. Причем кодировка ввода транслируется во внутреннее 16-битное представление посредством специальной таблицы соответствия, именуемой в kbd unimap (unicode console map, живут в каталоге /usr/share/kbd/unicode) или, в console-tools, acm (application character map). Выводимые же символы испытывают обратную трансформацию в 8-битное представление с помощью таблицы sfm (screen font map, штатное место для этих таблиц - /usr/share/kbd/consoletrans).

Так вот, именно эта таблица, sfm, и встраивается в шрифтовой файл, которому присваивается суфикс *.psfu (это - правило номенклатуры, имеющее, как обычно, и исключения, о чем скажу чуть ниже). Делается это потому, что, в отличие от кодовых таблиц, порядок символов в шрифтовом файле никем и ничем не регламентируется, и, в общем случае, может быть любым. А значит, для однозначного вывода в заказанной 8-битной кодировке очень желательно, чтобы нужная таблица соответствия была составной частью шрифтового файла.

Тут я хотел бы еще раз поблагодарить вышеупомянутого Kot'а - раньше я как-то не отдавал себе отчета в том, что набор символов в шифтовом файле - штука абслютно произвольная. Именно это позволяет изготавливать шрифты не только для различных кодировок кириллицы, но и ращличающиеся наборами вспомогательных символов, начиная с буквы "ё" (как известно, в кодировках DOS и KOI8 ее от природы не было) и кончая специфичными для украинского языка знаками (типа "г с чубом"). А в 16-битном режиме в один шрифтовой файл умудряются втиснуть символы для нескольких национальных алфавитов (например, упомянутое ниже семейство LatArCyrHeb). Правда, использовать все теоретическое богатство 16-битных кодировок не удается даже в чистом Unicode-режиме, так как размер консольного шрифта ограничен 512 символами (это связано с каким-то аппаратными ограничениями - точнее сказать не могу). И потому встречающееся обозгачение консольных шрифтов как "юникодовских" (грешен, сам им пользовался до недавнего времени) - не более чем жаргонизм: речь идет о шрифтах с несколькими наборами алфавитных символов и встроенной таблицей sfm.

Как легко догадаться, далеко не все шрифты из штатного комплекта любого дистрибутива содержат символы кириллицы. Однако и таких обнаружится десятка три. Если нет - их можно позаимствовать (прямым копирование в должный каталог) из какого-либо Linux-дистрибутива отчественного производства (типа Altlinux или ASPLinux). Или - из пакета console-tools-cyrillic, собранного и периодически обновляемого Виктором Вагнером.

Полная коллекция кириллических экранных шрифтов включает наборы для всех традиционных кодировок Великого и Могучего, получивших распространение на родных просторах - DOS, Windows, KOI8, ISO8859, которые опознаются по именам шрифтовых файлов. Шрифты в DOS-кодировке имеют имена типа alt*, Cyr*, cp866* или просто 866* (имена одних и тех же шрифтов в разных дистрибутивах могут варьировать; хотя в принципе шрифты с префиксами alt и Cyr несколько различаются по наборам символов). Шрифты KOI8 (как R, так и U) именуются прозрачно - koi8r и koi8u, соответственно. Шрифты для Win-кодировки имеют в своем имени слово win или цифры 1251. ISO'шные шрифты опознаются по символам iso5 или слову sun (поскольку именно на Sparc'ах главным образом и используются).

По причинам, которые будут рассмотрены в заметке о русификации, практическое значение для экранного вывода в наших условиях имеют почти исключительно шрифты для кодировки DOS. Вне зависимости от того, как их называют, в любом дистрибутиве Linux (за исключением уж совсем американских) можно обнаружить минимум три таких "гарнитуры" (если этот термин в данном случае уместен), именуемые как-нибудь вроде cp866*, cp866-b* и cp866-c*. Они несколько отличаются своим обликом и расположением некоторых редко используемых специальных символов. Впрочем, все три внешне выглядят вполне скверно (особенно при плотности символов, отличной от стандартной).

В отечественных дистрибутивах (и в пакете console-tools-cyrillic) можно найти еще несколько кириллических шрифтов для DOS-кодировки. Например, alt-antiq, стилизованный под старину, или t866, имеющий как бы рукописный облик. Однако и они не вполне подходят для постоянного использования (хотя могут придать вашей консоли вполне оригинальный вид).

И потому очень рекомендую обратить внимание на семейство шрифтов UniCyr*.psf(.gz). Вопреки приведенному выше правилу, эти шрифты содержат в себе таблицу sfm - то самое исключение, поминаемое выше. Среди них можно обнаружить как курьерообразные разновидности, так и вполне честные шрифты Sans Serife (а на мой взгляд, именно шрифты без засечек наиболее подходят для экранного вывода в консоли). Таковых - два, UniCyr-lenta-8x16 и UniCyr-sans-8x16. Их дополнительное достоинство - слабая подверженность деформации при нестандартной плотности символов (напомню, что в консоли мы всегда имеем дело с растровыми шрифтами, и потому их искажение при масштабировании неизбежно). Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет, и потому подходящий шрифт каждый может выбрать для себя методом ползучего эпмиризма.

С некоторого времени в дистрибутивах Linux, претендующих на интернациональность, можно видеть шрифты вида *.psfu.gz или *.psfu. Например, семейство гарнитур, именуемое LatArCyrHeb-* (с высотами матрицы 8, 14, 16 и 19 пикселей). Как легко понять из названия, любой из них пригоден для вывода на экран символов латиницы, кириллицы, арабского и еврейского алфавитов, нужно только указать, какого точно (как - скажу чуть ниже).

Для смены экранного шрифта в текущем сеансе работы служит команда setfont из пакета kbd (в пакете console-tools ей соовтетствует команда consolechars). Дается она с указанием имени шрифта в качестве аргумента, например:

$ setfont UniCyr-sans

что приводит к мгновенной смене экранного шрифта на всех виртуальных консолях. Если шрифты расположены в стандартном для данного дистрибутива каталоге (например, /usr/share/kbd/consolefonts), не требуется ни указания полного пути к имени шрифтового файла, ни его суффикса (вида *.psf.gz). Необходимость и в том, и в другом возникнет, если шрифты берутся из необычного места (например, домашнего каталога пользователя).

В команде consolechars загружаемый шрифт значением опции -f, каковое подчиняется тем же правилам, что и аргумент команды setfont.

Указанной команды достаточно, если мы работаем в режиме trivial, и притом только с одной и той же кодировкой ввода и вывода. На практике же в наших условиях такого почти не бывает - для вывода используется кодировка DOS, для ввода - обычно KOI8-R (или CP1251). И потому необходимо обеспечить загрузку так называемой карты соответствия (mapscreen, то есть таблицы перекодирования набора символов клавиатурного ввода в таковой экранного вывода). Что достигается указанием опции -m, значением которой и выступает имя файла таблицы (они произрастают в том же каталоге /usr/share/kbd/consoletrans, что и sfm-таблицы, хотя вещи это разные). Подробнее об этом будет говориться в аметке о русификации, пока же - лишь несколько соображений рецептурного характера.

Первое - если после исполнения команды setfont имя_шрифта вместо русского текста на экране наблюдаются всякого рода безобразия, команду следует повторит в виде

$ setfont UniCyr-sans -m koi2alt

где значение опции -m указывает на имя mapscreen. В особо тяжелых случаях (при нерусифицированной системе, или при открытии новой виртуальной консоли в соответствии с ранее описанными методами), возможно, придется этот самый mapscreen еще и активизировать вручную вводом т.н. "магической последовательности"

$ echo -ne '(K'

Без этого русские буквы будут видны только на той консоли, ск оторой была дана команда setfont (она автоматически активизирует нужную кодировку, но только - на текущей консоли).

Если принято решение использовать для вывода шрифты в кодировке KOI8, отпадает требование не только вывода "магической последовательности", но и опции -m в команде setfont. Оно и понятно - ведь при этом в случае 8-битного режима и для ввода, и для вывода используется один и тот же набор символов.

В 16-битном режиме необходимо выполнить две трансляции символов - сначала из кодировки ввода в Unicode-представление, а затем - в кодировку вывода. Первая осуществляется той же опцией -m, которая теперь приобретает значение имени unimap-файла, вторая же - опцией -u, в качестве значения которой задается имя sfm-таблицы:

$ setfont cp866-8x16 -m koi8-r_to_uni -u cp866

Если загружаемый шрифт уже содержит встроенную sfm-таблицу, опцию -u задавть не нужно (точнее - нельзя), опция же -m потребуется в любом случае, например:

$ setfont LatArCyrHeb-16 -m koi8-r_to_uni

Подчеркну, что в этом случае, в отличие от 8-разрядного режима, опция -m обеспечивает перекодирование символов ввода не прямо в их экранное воплощение (то есть кодировку шрифта), а во внутреннюю кодировку Unicode.

Режим с 16-битным внутренним представлением теоретически является более гибким и более прогрессивным (особенно - в Unicode-варианте). Однако 8-битный режим отнбдь не потерял своего значения - и не только обратной совместимости ради. Дело в том, что, как будет показано в соответствующей заметке, русификация консоли в нем осуществляется простым, отработанным и абсолютно предсказуемым комплексом мер, применимых к любому произвольному дистрибутиву Linux. Тогда как русификация 16-битного режима более дистрибутиво-зависима и не всегда предсказуема. Примером чему может выступить тот же Suse версии 8.1 (как нибудь соберусь с силами и напишу об этом подробнее).

Рано или поздно упражнения со шрифтами заканчиваются достижением идеального (или, по меньшей мере, оптимального) варианта. Который хотелось бы увековечить как загружаемый по умолчанию при старте системы. Сделать это не очень-то и трудно, сложнее дать однозначные рекомендации, как именно. Поскольку метод загрузки "умолчального" шрифта очень зависит от системы инициализации, принятой в конкретном дистрибутиве.

В клонах Red Hat, наколько я помню, это достигается изменением значения строки SYSFONT в конфигурационном файле /etc/sysconfig/i18n. В других дистрибутивах "умолчальный" шрифт может изменяться в других конфигах из каталога /etc и его подкаталогов - сверяйтесь с документацией. А в почти любых неясных случаях самое место для подгрузки шрифта - файл /etc/rc.local, куда можно поместить строку вида

setfont UniCyr-sans -m koi2alt

Не забыв сопроводить ее сценарием инициализации mapscreen на всех открываемых при старте витруальных консолях, о чем подробно будет сказано в заметке о русификации.

Теоретически рассуждая, шрифт, загружаемый по умолчанию, можно вкомпилировать в ядро системы (во FreeBSD такая возможность предусмотрена в штатной документации). Преимущество этого метода - доступ к кириллическим шрифтам при всякого рода аварийных загрузках (например, при подмене штатного процесса init командной оболочкой путем передачи ядру параметра init=/bin/shell_name). Это позволит для исполнения ремонтно-спасательных действий прибегнуть к подсказкам из русскоязычной документации. Однако сам я такую процедуру не проделывал. Могу только предполагать, что она потребует изменения исходников файлов типа /usr/src/linux/drivers/char/console*. За любые соображения по сему предмету буду благодарен.

На мой взгляд, подбора подходящего шрифта довольно для придания консоли презентабельного вида. Однако при желании можно заняться и ее расцвечиванием (хотя, повторяю, монохромный стиль консоли столь же естественен, как и черно-белая гамма козинцевского "Короля Лира").

Правда, расцвечивание консоли может иметь и практический смысл - для визуального распознавания виртуальных консолей. Пэтому уделим некоторое внимание этому вопросу.

Для изменения цветовой гаммы используется неоднократно поминавшаяся ранее команда setterm (из пакета ulil-linux), для чего в ней имеются опции -foreground [цвет] и -background [цвет], изменяющие цвет текста и фона, соответственно. Значения обеих задаваются в 8-цветной палитре - black, blue, green, cyan, red, magenta, yellow. Кроме того, с помощью опции -reverce можно поменять цвет текста и фона, сделать текст мигающим (посредством опции -blink), выделенным (с опцией -bold) или, наоборот, "приглушенным" (с опцией -half-bright). Все опции, определенные для команды setterm (подробности см. в man (1) setterm), имеют силу только для текущей виртуальной консоли (почему цвет и используется для их различения; хотя, на мой взгляд, это проще и эффективнее сделать средствами командной оболочки zsh).

При манипуляциях с цветом консоли следует иметь ввиду следующие обстоятельства. Во-первых, реальное воплощение цветовых значений на экране зависит от монитора и (или) видеокарты, и может быть весьма неожиданным. И, определив для опции -foreground значение yellow, можно спокойно получить темно-горчичный цвет на черном фоне, что отнюдь не способствует читабельности текста.

Во-вторых, развитые командные оболочки имеют собственные средства манипуляции цветами, которые (для /bin/bash, например) задействуются по умолчанию во многих дистрибутивах. А сочетание изменений цветов через setterm и командную оболочку может привести к совершенно непредсказуемым эффектам, вплоть до полной нечитаемости текста.

И в третьих, многие программы (например, всенародно любимый Midnight Commander) сами по себе изменяют свойства терминала, сбивая настройки setterm после выхода из них. Чтобы этого не происходило, команду setterm следует давать с дополнительной опцией -store, сохраняющей в качестве умолчаний уставновленный ею набор терминальных атрибутов.

Тем не менее, если результаты цветовых экспериментов показались удачными, измененные цвета фона и текста можно сделать постоянными. Для этого достаточно включить команду setterm с требуемыми значениями опций в один из стартовых файлов (например, в тот же /etc/sysconfig/i18n в Red Hat клонах или в /etc/rc.local - во многих дистрибутивах, использующих BSD-стиль инициализации).

И последнее, что я хотел бы сказать о цветах. Консольный драйвер FreeBSD (syscons) позволяет менять цвет не только текста и фона, но и бордюра экрана отдельно для каждой виртуальной консоли. Что такое бордюр, помнят, пожалуй, только пользователи старых четырнадцатидюймовиков без средств цифрового управления: это та самая черно-серая кайма между изображением пластмассой окаемки дисплея. В старых DOS-русификаторах, помнится, изменение ее цвета использовалось для индикации текущей раскладки клавиатуры (латиницы или кириллицы). Однако на любом современном мониторе бордюр обычно сводят под ноль. Тем не менее, и его можно использовать в мирных целях (например, придав бордюру root-консоли тревожный красный цвет).

В Linux'е штатного средства для этого не имеется. Однако на сайте винницкой фирмы Крон я обнаружил патч к ядру, как будто бы позволяющий менять цвет бордюра аналогично тому, как это делается во FreeBSD. К сожалению, патч этот предназначен для достаточно старой версии ядра, и в современных ядрах работосопособность его гарантировать нельзя.

В общем, про экранный вывод можно заканчивать. Пора переходить к не менее важной составляющей работы в консоли - настройке клавиатурного ввода.

содержание       назад       вперед

VPS/VDS серверы. 30 локаций на выбор

Серверы VPS/VDS с большим диском

Хорошие условия для реселлеров

4VPS.SU - VPS в 17-ти странах

2Gbit/s безлимит

Современное железо!

Бесплатный конструктор сайтов и Landing Page

Хостинг с DDoS защитой от 2.5$ + Бесплатный SSL и Домен

SSD VPS в Нидерландах под различные задачи от 2.6$

✅ Дешевый VPS-хостинг на AMD EPYC: 1vCore, 3GB DDR4, 15GB NVMe всего за €3,50!

🔥 Anti-DDoS защита 12 Тбит/с!

Новости мира IT:

Архив новостей

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 495 7861149
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2019 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...