Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2006 г.

Сервисы VoIP: куда движется рынок?

Андрей Шуклин
"Экспресс Электроника"

IP-телефония, пожалуй, является сегодня неотъемлемой частью любой строящейся телекоммуникационной инфраструктуры. Правда, каждый раз, когда принимается решение о внедрении VoIP, возникает вопрос: в каком качестве она должна быть представлена?

Использование VoIP позволяет компаниям решать многие коммуникационные задачи, используя один канал данных. Однако, как показывает практика, внедрение решений для телефонии, основанных на IP, не всегда несет безусловное преимущество, а иногда даже оказывается дороже использования традиционной телефонии или установки в офисе мини-АТС. Кстати говоря, с появлением новых реализаций технологии DSL сегодня можно подать в офис Интернет и телефон по одной линии или обеспечить передачу нескольких телефонных разговоров по одной медной паре, и заметьте, никакого IP. Так зачем же нужны эти голосовые сервисы на базе IP и в каких случаях их стоит внедрять?

Услуги операторов

Самыми активными адептами технологии VoIP во всех ее проявлениях следует считать крупных телекоммуникационных операторов, которые получают выгоду от предоставления услуг VoIP как в явном, так и в неявном виде. Одно уже появление многочисленных телефонных карт по низким ценам говорит о том, что IP-телефония пользуется спросом. Впрочем, то же самое делают операторы и в офисах. Например, можно настроить мини-АТС таким образом, чтобы совершать недорогие междугородные и международные звонки через пул оператора, звонок до которого проходит как обычный городской вызов и не тарифицируется. Впрочем, даже если телефонные компании перейдут на платные разговоры по городу, их стоимость в любом случае окажется ниже, чем тарифы на междугородную связь.

Другой вариант предоставления VoIP-услуг можно встретить у многих операторов, предлагающих подключение к сети Интернет со скоростями до 100 Мбит/с. В частности, у московской компании «Корбина Телеком» прямо на странице, где можно заказать подключение квартиры или офиса к сети Интернет, имеется заметная ссылка на возможность подключения вместе с этим одного или нескольких IP-телефонов. Как вы понимаете, здесь можно выделять городской номер для каждого из них или же использовать один телефон для входящих звонков, а остальные — для исходящих, что, конечно, экономит средства заказчика.

Офисные комплексы

Переходя к офисным зданиям, условно разделим их на три категории, рассуждая с позиций актуальности IP-телефонии. Первая категория — это помещения с проложенной СКС, которая содержит проводку для подсоединения компьютерной сети и телефонные провода, так что подключение традиционных телефонов не представляется сложным и IP-телефония вряд ли будет нужна внутри здания. Однако в данной ситуации подойдет вариант с использованием IP-услуг телефонной связи за пределами корпоративной сети.

Вторая категория зданий представлена теми помещениями, где проложена проводка только для компьютерной сети — соответственно, телефонные провода придется протягивать отдельно. В таком случае IP-телефония может использоваться как перманентное решение для связи с внешним миром либо как способ попасть на тот или иной коммутатор, принадлежащий не оператору, а самой компании, звонки с которого выходят в город напрямую через сети телефонных компаний.

Третья категория зданий отличается тем, что в них нет СКС и прокладка кабельной структуры затруднена. Для подобных комплексов логичнее всего будет использовать сети Wi-Fi, благо они обеспечивают в том числе возможность применения VoIP, причем как в проводном варианте, так и в беспроводном. Например, компания ZyXEL предлагает беспроводной телефон, работающий со шлюзами VoIP, имеющимися в сети, а также поддерживающий сервисы некоторых глобальных провайдеров. Как вы уже поняли, модель ZyXEL P-2000W EE является полноценным сетевым устройством и поддерживает стандарт 802.11g.

Использование открытых сервисов

В последнее время стала очень популярна программа Skype, которая, как утверждают ее сторонники, в будущем позволит всему миру говорить бесплатно. Это ПО оказывается действительно очень удобным для звонков между двумя «скайперами». Skype обладает сеткой тарифов, не случайно названной Skype Global: стоимость звонка в любую точку мира не зависит от того, где находится звонящий, и колеблется от $0,02 до $0,05 в среднем по миру. Для России актуальна такса $0,05.

Таким образом, логично предположить, что использование Skype и подобных сервисов приемлемо для небольших компаний, чтобы звонить, например, в свои представительства или просто совершать недорогие междугородные и международные звонки. Следует отметить, что Skype поддерживают сегодня многие производители аппаратных средств, и данным сервисом в наше время можно воспользоваться как с помощью проводных телефонов, подключающихся к USB-порту компьютера, так и беспроводнх аппаратов, работающих по Wi-Fi и Bluetooth. Более того, компания NETGEAR выпустила телефон, который «привязывается» к одному имени пользователя в сети Skype, и благодаря ему можно совершать звонки не только с конкретного компьютера или из конкретной сети, но и вообще из зоны действия любой открытой точки доступа.

Разработчики Skype как раз трудятся над созданием продукта, который может быть использован в небольших компаниях, где не так принципиальны четкая телефонная структура и сохранение разговоров в тайне от кого бы то ни было.

Коммерческая тайна и филиальная сеть

Компаниям, обладающим множеством филиалов, казалось бы, может подойти концепция Skype для связи между городами, но, увы, в некоторых случаях тематика и содержание разговоров являются принципиально важной информацией, которую нельзя разглашать ни под каким предлогом. К тому же использование открытых сервисов не позволяет навести порядок в корпоративной инфраструктуре, скажем, путем унификации всех номеров и создания единой сети для входящих и исходящих звонков. В таких случаях применяются коммуникационные шлюзы различных масштабов. Причем сегодня они могут быть представлены как дорогостоящими системами, поддерживающими несколько тысяч телефонных аппаратов, так и небольшими продуктами (к примеру, Avaya IP Office), сочетающими функциональность и доступность. Той же компанией Avaya планируется вывод на российский рынок специального продукта One-X Quick Edition. Он представляет собой IP-телефоны, работающие без коммуникационного сервера: аппараты сами находят друг друга по сети и делят между собой IP-адреса. Такой подход удобен, когда IP-телефония востребована десятком-другим сотрудников.

Однако каким бы ни был «железный» подход, он подразумевает использование собственной аппаратуры. А это предоставляет возможность шифрования данных, организации межрегиональной телефонии по защищенным каналам (кстати, междугородная связь тоже получится бесплатной для компании) и внутрикорпоративных сервисов, таких как голосовая почта или даже call-центр.

От VoIP к мультимедиа

Но компании, которые уже выбрали IP-телефонию как основное средство корпоративной коммуникации, сегодня могут двигаться дальше и совершенствовать свой подход к использованию цифровых сервисов. Идея состоит в том, чтобы консолидировать все возможности коммуникаций на одном мультимедийном сервере. Образец процесса интеграции покажем на примере сотовых операторов — сегодня вы можете отправить запрос оператору электронной почтой, просто позвонить в call-центр или запросить информацию через SMS. В принципе, ничто не мешает провести такую интеграцию на базе корпоративной инфраструктуры, конечно, если у компании имеется такая потребность, а также средства для ее реализации.

При интеграции электронной почты, клиента быстрых сообщений и телефонии можно предоставить сотрудникам множество возможностей, вплоть до того, что звонки, поступающие на телефон сотрудника, находящегося в командировке, будут переправляться на IP-телефон, установленный на его ноутбуке, а затем — на сотовый телефон. И если тот не отвечает, человеку может быть принесено автоматическое «извинение» сервером, а сотруднику направлен e-mail с телефоном звонившего и, например, ссылкой на голосовое сообщение. Интеграция видеосвязи в единую сеть позволяет совершать видеозвонки любому абоненту корпоративной сети, а интеграция с системой быстрых сообщений — параллельно с видео передавать какие-то цитаты или сведения. Здесь следует отметить продукцию компании Nortel, которая давно занимается вопросами мультимедийных коммуникационных серверов. В их решениях на базе аппаратной платформы Sun создается именно такая инфраструктура, объединяющая e-mail, instant messaging, телефонию и видеоконференции. На форумах можно нередко видеть, как сотрудники Nortel разговаривают со своими ноутбуками.

1.jpg

Продуктами Skype будут пользоваться маленькие фирмы, телефонные разговоры которых не содержат коммерческой тайны

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что подход к IP-решениям не как к технологиям, а как к сервисам, пожалуй, сегодня наиболее адекватен, поскольку сервисы могут предоставляться как собственной IT-службой, так и провайдером или даже бесплатным клиентом Skype, а выбор способа предоставления сервисов зависит от потребностей компании и специфики ее деятельности. Именно поэтому все рассмотренные подходы будут продолжать развиваться в ближайшие годы, причем каждый из способов реализации сервисов будет привлекать к себе определенные группы клиентов. Так, мультимедийные серверы будут востребованы крупными компаниями, решения на базе IP Office и подобных систем — средними, ну а продуктами Skype будут пользоваться маленькие фирмы, телефонные разговоры которых не содержат коммерческой тайны.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (6)
Пятница 17.11, 16:12
Apple запустила Pay Cash (2)
Четверг 09.11, 21:15
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...