Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2004 г.

META-теги — инструмент хорошего сайта?

Александр Кириллин, "Web Otdel"

META-теги - это необязательные атрибуты, размещенные в заголовке страницы, которые могут содержать ее описание, ключевые слова к ней, информацию об авторе, управляющие команды для броузера и поисковых роботов, и прочую служебную информацию, не предназначенную для посетителей. Многие из поисковых систем на сегодняшний день активно используют META-теги. Использование META-тегов позволит поисковому роботу правильно и качественно проиндексировать Ваш сайт...

Предыдущие слова были написаны мной в 1999 году для сайта одной из компаний где я тогда работал. С тех пор в мире интернета многое изменилось, изменилась и реальная значимость многих конструкций языка на которых написаны страницы сайтов. Можно попытаться разобраться - насколько эффективно сейчас использование тех или иных META-тегов при построении сайтов, действительно ли зря большинство начинающих web-мастеров и web-дизайнеров не уделяют им особого внимания, и может ли правильное их использование позволить значительно увеличить посещаемость сайта.

1.

META-теги - это конструкции, которые размещаются в заголовке страницы и выглядят они примерно следующим образом:

<meta name="атрибут" content="набор слов">
<meta http-equiv="атрибут" content="действие">

Поле name (имя) определяет, за что именно данный тег отвечает. Длина каждого поля content (содержимое) по стандарту ограничена килобайтом (1024 знака, включая пробелы и знаки препинания), однако, обычно у каждой поисковой системы свои взгляды на это. Следует помнить, что META-теги включены в код страницы, так что увеличение их длины ведет к увеличению объема страницы, а следовательно, увеличивает время загрузки.

Поле http-equiv означает, что данный META-тег предназначен не для поисковой системы, а для управления броузером. Как выглядят META-теги для текущей страницы вы можете посмотреть щёлкнув правой клавишей по листу и выбрав «Просмотр в виде HTML» при помощи обычного блокнота (если у Вас Internet Explorer).

2.

Рассмотрим основные META-теги и опишем за что каждый из них отвечает.

<meta name=description content="описание страницы">

Зачастую именно то, что Вы здесь укажете, будет отображаться поисковиками в выдаче результатов поисковых запросов (Яndex точно это умеет делать). Делайте описание ярким и зазывающим, однако не стоит писать его большими буквами - умные поисковые машины считают это спамом и "выпендрёжем" и такие страницы могут опускать. Тем не менее, вполне можно обойтись и без него - правильного хорошего заголовка страницы вполне достаточно.

<meta name=keywords content="ключевые слова">

На первый взгляд - самый эффективный и важный тег из набора МЕТА-тегов. Именно по тем словам, которые Вы пропишите здесь и должны находить Вашу страницу через поисковые системы. Однако на деле это далеко не так. Подавляющее большинство российских пользователей, на которых и ориентируются российские же разработчики сайтов, используют всего 4 поисковые машины - Яndex, Rambler, Google и Aport . Все эти машины ориентированы на содержимое страницы и многие другие факторы, а вовсе не на ключевые слова, что Вы пропишете в поле keywords.

Роботы Рамблера при сканировании игнорируют поля <meta name=keywords...> и все другие META-теги, кроме <meta name=robots...>. Это связано с тем, что наша система старается индексировать документ таким, какой он есть (то есть таким, каким его видит пользователь). Не секрет, что зачастую создатели интернет-страниц злоупотребляют этими полями, пытаясь заставить поисковые машины находить документ по запросам, не имеющим к нему прямого отношения.

«Rambler: О правильной индексации документов»

Как видно из вышеприведенной цитаты, для Рамблера то, что было предположено выше, однозначно верно - неважно что Вы напишите в ключевых словах, робот этого даже не заметит.

Означает ли это, что данное поле можно забросить? Это каждый выбирает сам, мы по-прежнему по старинке его используем, добавляя туда наиболее важные слова из текста страницы. Однако реального результата на данный момент не заметно - и без ключевых слов все отлично работает. Наверняка, какие-то старые зарубежные поисковые машины и продолжают использовать данное поле именно так, как оно определено, однако вряд ли вы получите с них большой приток посетителей.

<meta name="revisit" content="7 days">
<meta name="revisit-after" content="7 days">

Эти теги, исходя из их описания, должны давать команду поисковой системе посещать Ваш сайт так часто, как это прописано в поле content. На деле - каждый поисковый робот заходит на сайт так часто, как сам посчитатет нужным и возможным. Теоретически, чем чаще Вы будете обновлять Ваш сайт - тем чаще начнут поисковые роботы его посещать.

<meta name=robots content="index, follow">

Это ещё один тег, отвечающий за управление поисковыми роботами. Вот какие могут быть значения у поля содержимого: index - индексировать эту страницу, follow - индексировать страницы на которые есть ссылки с этой страницы, all - эквивалентно двум предыдущим через запятую, noindex - не индексировать страницу, но идти по ссылкам, nofollow - индексировать, но не идти по ссылкам, none - эквивалентно двум предыдущим через запятую. Нужно ли использовать этот тег? Можно создать файл robots.txt в котором прописать все эти вещи и не перегружать ненужными данными код страницы. Единственный сложный случай, когда этот тег оказывается действительно полезным и в котором его следует использовать - при установке на страницы сайта открытого счетчика статистики с возможностью ее просмотра любым пользователем, в том числе и поисковым роботом.

Обычно, в одном из разделов, выводящих статистику, показывается количественная посещаемость отдельных страниц сайта, на которых стоит счетчик. В том числе и ошибочных страниц, на которые попали пользователи. Конечно, это произойдет только в том случае, если на ошибочной странице также стоит счетчик, однако почему бы его туда не ставить - если пользователь попав сюда, уйдет прямо с этой страницы не перейдя на сайт, Вы потеряете один маленький, но хост - значит возможно падение в позициях рейтинга и потеря уже явных посетителей на первую страницу сайта.

Поисковый робот, просканировав страницу статистики на которой стоит подобная ссылка - перейдет по ней, просканирует Вашу ошибочную страницу и занесет ее в свою базу. Потом, уже какой-то другой пользователь, в результатах поиска по своему запросу может получить эту страницу. Вряд ли у него возникнут приятные эмоции при виде ссылки на страницу, озаглавленную, «Компания такая-то / Ошибочная страница». Он это запомнит и, не выберет эту компанию, когда ему поднадобятся услуги профиля в котором она работает.

Чтобы этого не произошло - на ошибочную страницу надо ставить запрет на ее индексацию поисковыми роботами в заголовке при помощи рассматриваемого META-тега. Запретить индексацию данной страницы с помощью файла robots.txt нельзя, адрес по которому ее найдет поисковый робот может быть любой - никто не знает, что может набрать пользователь в адресной строке или по какой ссылке попасть на ошибочную страницу сайта. Другие случаи, когда этот META-тег действительно может оказаться полезным, на практике пока не встречались.

<meta name="author" content="автор">
<meta name="copyright" content="права автора">

Совершенно необязательные тэги в которые Вы можете вписать своё имя, название Вашей студии, Ваш e-mail, описание авторских прав на документ, любимый сорт пива или имя Вашей собаки. Формат записи произвольный.

<meta http-equiv=refresh content="5; url=/index.html">

Эта конструкция через 5 секунд после прочтения броузером страницы на которую Вы попали, перегрузит окно броузера и выдаст Вам страницу index.html из корневого каталога сервера. Чаще всего данный тег используется на страницах которые вставляются вместо титульных при переезде сайта на другой адрес - таким образом осуществляется автоматическая пересылка. Один из немногих действительно полезных META-тегов, однако поисковые системы относятся к нему очень настроженно.

<meta http-equiv=pragma content=no-cache>

Этот тег контролирует занесение страниц в кэш-память компьютера. Страницы с этим тегом не будут кэшироваться броузерами. Однако современные версии броузеров сами умеют или должны уметь распознавать - обновилась страница или нет, и если надо - обновлять ее без всяких дополнительных ухищрений.

<meta http-equiv=content-type content="text/html; 
charset=windows-1251">

Эта конструкция позволяет определять в какой кодировке выдавать пользователю запрошенную страницу. В данном случае в стандартной кодировке Windows. По хорошему - определять правильную кодировку в которой выдавать пользователю страницу должен либо сервер, либо броузер. Однако первые иногда бывают не настроены на это администраторами (как площадки для виртуальных серверов хостинг-провайдера Zenon NSP), вторые также бывают не настроены ленивыми или плохо в этом разбирающимися пользователями.

Когда оба этих элемента, сервер и броузер, не настроены должным образом - пользователь получит в результате захода на страницу не текст на русском язые, а набор непонятных символьных «крокозябр». Совсем ленивый посетитель сразу же закроет эту страницу не залезая в настройки кодировки в броузере. А значит - ушел посетитель и возможный клиент. Потому данный тег часто оказывается полезным и его иногда приходится использовать.

3.

Небольшие итоги. Как видим - многие, исключительно полезные на первый взгляд META-теги, оказываются условно ненужными. Многие же, как казалось, не слишком полезные, на деле вполне действенны. Главное их использовать вовремя и по назначению.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (9)
Среда 22.11, 19:04
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...