Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2004 г.

Рынок проекционных систем: ждем перемен

Олеся Нагорная, журнал "IT Manager" #15(3)/2004

Так уж исторически сложилось, что читателя больше привлекают не общие цифры по рынку или, например, темпам роста, а более развернутые аналитические материалы причем максимально подробно раскрывающие жизнь и развитие одного из сегментов этого рынка. Этот материал в некотором смысле эксперимент, и надеемся что первый блин не выйдет комом. Впрочем, об этом судить уже читателям. Для своего первого обзора мы выбрали один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка информационных технологий – проекционных систем.

Темпы роста рынка проекторов в ушедшем году были оказались на уровне самых высоких в сфере информационных технологий. Так, мировые объемы продаж этих устройств выросли почти на 600 тыс. штук по сравнению с 2002 годом и приблизились к отметке 2,5 млн экземпляров, причем на долю региона EMEA пришлось около 900 тыс. устройств – так утверждают аналитики DTC. В текущем же году, по их мнению, темпы роста продаж достигнут своего пика: по отношению к истекшему году объем сбыта увеличится на 33% и составит около 3,2 млн штук.

Немаловажным фактором, обусловившим такое положение, стало резкое падение средневзвешенной стоимости проектора. За прошедший год она снизилась на $1100 (около 31%) и составила чуть меньше $2,5 тыс. Главное достижение 2003 года в том, что начал появляться сегмент проекторов стоимостью до $1500. Во втором полугодии прошлого года каждый пятый продаваемый на рынке проектор, стоил менее $1500.

Впрочем, наибольший резонанс на рынке вызвало, конечно же, появление устройств стоимостью равной или даже немного меньшей «психологического барьера» – сначала 1 тыс. евро, а потом и $1000. Многие аналитики считают, что именно эти устройства пробьют дорогу проекторам в «народный» сектор, где они могут стать одним из элементов мультимедийного центра развлечений. Необходимо сказать, что предвестники этой тенденции появились еще в июне 2002 года. Тогда компания Texas Instruments, крупнейший игрок рынка комплектующих для проекторов, выступила с инициативой снижения цен на наиболее дорогостоящие компоненты ради выпуска массовой DLP-модели за $1000. Однако инициативу быстро перехватили производители LCD-матриц, и в первую очередь – Epson. Так, в мае 2003-го компания официально анонсировала модель EMP-S1 стоимостью $1000, дебютировавшую в новой для рынка категории бюджетных проекторов. Прошло совсем немного времени, и на рынке появились и другие реализации идеи «бюджетного проектора», причем на базе обеих конкурирующих технологий.

Если же говорить о конкуренции технологий, то в последнее время она сильно потеряла свою актуальность. Многие представители компаний, занимающихся производством проекторов и на базе DLP-, и на базе LCD-матриц, утверждают, что качество LCD-матриц активно улучшается. Более того, обе технологии по обеспечиваемым цветопередаче и разрешению почти сравнялись – нюансы видны только специалистам. При этом на сегодняшний день доля LCD-проекторов на мировом рынке выше. Чему, в частности, за последние два года очень способствовал выпуск большого числа модификаций ЖК-матриц. Так, на рынке присутствуют матрицы с диагональю 1,3; 0,9; 0,7 дюйма, а с некоторых пор и самые маленькие – 0,55 дюйма. В свою очередь, Texas Instruments, разработчик DLP, пока не может похвастаться столь широкой линейкой DMD-чипов. Как следствие, выбор технологии для создания проекторов обусловлен чисто экономическими соображениями. Поэтому линейки большинства крупных производителей этой техники объединяют и LCD-, и DLP-модели.

Можно сказать однозначно: дальнейшее развитие сегмента бюджетных проекторов, скорее всего, будет происходить в нескольких направлениях. Прежде всего усилия производителей будут направлены на улучшение технических характеристик аппаратов эконом-класса, главным образом яркости (сейчас 90% таких устройств обладают световым потоком до 1200 ANSI люмен) и функциональности.

Возвращаясь к российскому рынку проекторов, по данным ITReserch, в прошлом году сюда было поставлено 24,8 тыс. устройств, что на 24% превысило суммарные показатели 2002-го. В денежном выражении рынок составил более $65 млн, то есть немного сократился по сравнению с предыдущим годом. По-прежнему существовала выраженная тройка лидеров – InFocus, Panasonic и Sanyo (в алфавитном порядке), среди которых наибольшие успехи показывает Sanyo. За ними с некоторым отрывом следуют Hitachi, Mitsubishi и Toshiba (в алфавитном порядке); затем есть еще целая группа компаний с немалой долей рынка — BenQ, Epson, LG, NEC, RoverLight, Sony.

И где же революция?

На самом деле о какой-либо революции говорить пока рано. Скорее речь может идти лишь о назревшей революционной ситуации, поводом для которой послужило объявление компанией Sony – одного из двух ведущих поставщиков LCD-матриц для проекторов и проекционных телевизоров – о прекращении продажи названных компонентов сторонним производителям. Отныне японская компания будет использовать их только в собственных аппаратах. И хотя о том, что Sony намерена прекратить продажи проекционных LCD-матриц другим производителям проекторов стало известно еще в конце сентября прошлого года, шума воплощение объявленных планов наделало не мало. Шутка ли, ведь это сделал ни кто-нибудь, а второй по размерам игрок на рынке. По разным оценкам доля компании Sony на рынке элементной базы для проекторов составляет от 33 до 40% всех мировых поставок.

Результатом новой политики японского электронного гиганта стало появление большого числа мнений о будущем рынка. Многие заговорили о кончине LCD-технологии как решения для проекторов, кто-то предрекал глобальную миграцию производителей проекторов с LCD-матриц на DMD-чипы. Но первый и, пожалуй, главный вопрос, возникающий у всех, кто следит за событиями на рынке, касается причин подобного решения. Одну из них в свое время изложил маркетинг-менеджер Sony Эйджи Ватанабе (Eiji Watanabe). По его словам, доходность данного направления, которое было открыто в 1998 году, так и не вышла на запланированный уровень. Контрмеры, предпринимаемые компанией, не смогли принести должный эффект и увеличить объемы сбыта. Кроме того, на фоне постоянного удешевления компонентов достичь приемлемых показателей прибыли так и не удавалось.

Но стоит ли доверять словам Эйджи Ватанабе в свете того, что в индустрии LCD-матриц для проекторов трудятся и другие компании, в частности – лидер рынка, компания Epson, на чью долю приходится от 50 до 57% поставок ЖК-матриц для проекторов. Вряд ли эта японская компания работает себе в ущерб. Кроме того, стоит сказать, что Sony сегодня весьма активно работает над новыми ЖК-матрицами, получившими название SXRD (Silicon X-tal Reflective Display). Первые проекторы эксклюзивной серии Qualia, созданные на базе этой технологии, уже увидели свет в прошлом году. Весьма вероятно, что, сокращая производство и поставляя HTPS LCD исключительно для внутренних нужд, компания таким образом пытается расчистить дорогу на рынок своему новому детищу.

Как бы там ни было, а последствия от решения Sony уже начинают проявляться. Ее бывшие клиенты, среди которых, по некоторым данным, фигурируют NEC, Sanyo, Sharp, BenQ, InFocus, Hitachi и другие изготовители проекционного оборудования, пытаются решить проблему поставщика LCD-матриц с помощью Epson. Ранее в линейках этих компаний были не только проекторы с матрицами последней, но и аппараты с ЖК-дисплеями Sony. Так распределялись риски, связанные с возможной задержкой поставок от того или другого производителя. Теперь работать приходится на один фронт, и многих подобная ситуация, естественно, не устраивает, ведь в прошлом лидер рынка, а ныне – «без пяти минут монополист» волен самостоятельно формировать ценовую политику на эти элементы.

Тем временем Epson в августе 2003-го продолжала строительство своего нового завода на острове Хоккайдо (Япония), начатое еще двумя годами ранее и приостановленное из-за недостатка инвестиций. Объемы выпуска на предприятии должны составить около 13 тыс. 0,5-1,4-дюймовых матриц в месяц. По заверениям представителя Epson Сатофуми Коике (Satofumi Koike), его компания не собирается сворачивать этот бизнес. Для Epson он остается прибыльным даже несмотря на то, что цены на ЖК-матрицы продолжают снижаться и ее фабрики расположены в Японии — стране с не самыми дешевыми инфраструктурой и рабочей силой. По данным из индустриальных источников, Epson начала получать запросы от клиентов Sony еще в октябре 2003-го, однако имеющиеся у первой мощности не смогут удовлетворить столь резко возросший спрос. Подавляющую часть заявок, по словам Коике, компания рассмотрит лишь осенью-зимой текущего года, когда ее новый завод начнет функционировать.

При столь явной угрозе дефицита ЖК-матриц на протяжении как минимум полугода остается предположить, что доля DLP-проекторов при очередных обновлениях линеек будет стремительно увеличиваться практически у всех их поставщиков. Такая же участь постигнет, скорее всего, и проекционные ЖК-телевизоры, правда, здесь нехватка матриц не окажется столь ощутимой: сейчас основная часть данных устройств собирается на базе ЭЛТ. Поскольку ожидать расширения выпуска ЖК-матриц от мелких поставщиков, таких, как Aurora и CRL, пока не приходится, не исключено, что в скором времени место Sony займут новые компании. Среди наиболее вероятных кандидатов называют Sharp и Sanyo, которые ранее уже пытались организовать производство и выйти на массовый рынок с этими компонентами, однако не очень удачно. В любом случае предстоящий год для проекционного рынка станет очень трудным с точки зрения конкуренции и поэтому весьма богатым на события.

Ну а пока первой реакцией на заявление Sony можно считать, ответ компании Philips, которая 31 марта, за день до официального прекращения отгрузок ЖК-матриц Sony, объявила о своем решении прекратить производство мультимедийных проекторов и уйти из этого бизнеса. По мнению компании, в настоящее время на проекционном рынке назревает интеграция производителей данных устройств, и потому конкуренция в ближайшее время будет слишком жесткой. Свернув проекционный бизнес, Philips планирует сконцентрироваться на тех направлениях, где занимает сегодня лидирующие позиции. К таковым, по ее мнению, относится производство LCD TFT-матриц (совместно с LG), плазменных дисплеев и LСoS-панелей. На последние компания делает особую ставку, учитывая активно растущий интерес к проекционным телевизорам на базе этой технологии. Как отмечают представители компании, такое решение приведет к сокращению примерно 270 рабочих мест. С февраля Philips начала уменьшать поставки проекторов в США, а к III кварталу 2004 года планирует полностью остановить производство по всему миру. Между тем она обещает выполнить все свои гарантийные обязательства перед нынешними пользователями проекторов. О том, касается ли решение Philips ее направления по выпуску проекционных ламп, пока не сообщается. Напомним, что сегодня компании принадлежит, по разным оценкам, от 70 до 80% мирового рынка этих компонентов.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (6)
Пятница 17.11, 16:12
Apple запустила Pay Cash (2)
Четверг 09.11, 21:15
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...