Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
2004 г.

Системы управления веб-сайтами

Андрей Беляев, "Комиздат"

В наше время веб-сайты стали непременным атрибутом бизнеса большинства компаний. При их создании преследуются не только рекламные и представительские цели — с помощью веб-сайтов компании пытаются сократить расходы, увеличить прибыль, оптимизировать бизнесс-процессы. В процессе формирования и обслуживания информации на сайте принимает участие все большее число людей, и многие из них не являются специалистами в области информационных технологий, не знают HTML. Владельцы крупных веб-сайтов уже давно осознали необходимость их централизованного управления и автоматизации связанных с этим процессов. Эта задача обычно решается с помощью специального программного обеспечения — систем управления контентом (content management systems, CMS).

Однако следует понимать, что система управления веб-контентом — это всего лишь инструмент. Скальпель без рук хирурга сам по себе ни на что не способен. Поэтому в этой статье я попытался рассмотреть не только технические особенности процесса управления веб-сайтом посредством CMS, но и вопросы, связанные с организацией этого процесса.

Процесс управления издревле опирался на разнообразные системы, ключевую роль в которых играли документы. Например, во времена киевских князей существовали специальные грамоты, указы, приговоры, посредством которых власть осуществляла свое правление. В XV веке в период формирования русского централизованного государства сложилась система государственного делопроизводства. В настоящие время под этим термином понимается комплекс мероприятий по документационному обеспечению управления, систематизации архивного хранения документов, обеспечению движения поиска, хранению и использованию документов. Как видим, перед системой делопроизводства и перед CMS стоят достаточно схожие задачи. И действительно, в большинстве крупных систем автоматизации документооборота, одной из основных задач которых является автоматизация делопроизводства, существуют модули управления веб-сайтами — некоторые из них мы рассмотрим в обзоре.

Итак, наука управлять — это едва ли не одна из наидревнейших сфер деятельности человека. Постигалась она методом проб и ошибок, а успех зависел от личных качеств: интуиции, способности учиться, анализировать, предвидеть. Во второй половине XIX века, с началом промышленной революции, людей, которым пришлось заниматься управлением, стало больше, однако успех, достигнутый компаниями того времени, был получен исключительно за счет личных качеств основателей. Классический тому пример — «Форд Мотор» и «Вестингауз Электрик». Однако именно в то время и были заложены основы теории управления, позволившие растиражировать передовой опыт [1].

Рассмотрим веб-сайт как систему реального времени. Он находится во внешней среде, характеристики которой постоянно изменяются. В зависимости от них изменяется и восприятие веб-сайта посетителями, партнерами, клиентами, конкурентами и собственно владельцем. Для организации эффективного управления веб-сайтом просто необходимо отслеживать такие факторы внешней среды, как индекс цитируемости в поисковиках, позиции в популярных и тематических каталогах, обмен партнерскими ссылками, изменения на сайтах конкурентов; знать, что о вас пишут в интернете и в традиционных СМИ. Немаловажным фактором является также изучение аудитории веб-сайта, ее количественных и качественные характеристик, выявление сильных и слабых мест в информационном наполнении и эргономике интерфейса.

Регулярно анализируя данные, полученные посредством мониторинга, руководитель проекта обязан принимать определенные решения, направленные на повышение эффективности работы веб-сайта. В числе мер могут быть изменение структуры или отдельных страниц, проведение опроса, смена дизайна, проведение рекламной кампании и пр. В результате изменения внутри сайта приводят к изменению отношения к нему. В зависимости от того, насколько удачными, своевременными и качественными были эти изменения, достигаются (или не достигаются) цели, стоящие перед проектом.

Из вышесказанного следует, что для эффективного управления веб-сайтом необходимо решать следующие задачи: мониторинг внешней среды, мониторинг посещаемости, анализ данных мониторинга, принятие управленческих решений, непосредственное внесение изменений в веб-сайт, планирование и организация акций взаимодействия с внешней средой. И идеальная система управления контентом должна способствовать решению всех этих задач.

Прежде чем подробнее остановиться на технических особенностях и функциональности современных CMS, хочется обратить внимание читателей на одну немаловажную особенность. А именно: на то, что подавляющее большинство CMS разработано на основе веб-технологий и использует веб-интерфейс. Работать с ним может любой клиент, снабженный браузером и подключенный к сети по протоколу TCP/IP, вне зависимости от типа компьютера и его операционной системы.

К сожалению, рынок систем управления веб-контентом до конца еще не сформирован. Однако постепенно появляются отдельные лидеры (например, Documentum, Percussion, Stellent, Tridion — именно благодаря их финансовым показателям, опубликованным в феврале этого года, аналитики заговорили о том, что рынок CMS оживает). Справедливости ради следует сказать, что продукты этих компаний представляют собой скорее средства для организации документооборота в крупных корпорациях, чем системы управления, пусть даже масштабных, по нашим меркам, веб-сайтов.

Выше была приведена формула идеальной системы управления контентом, и очевидно, что для занятия лидирующих позиций на рынке, система обязана решать большинство этих задач, включая и процесс поддержки принятия решений. Однако не все проекты требуют столь полных и дорогостоящих решений. Что же необходимо знать при выборе CMS? В работе [3] автор, задаваясь этим вопросом, отметил целых 15 характеристик CMS, на которые, по его мнению, стоит обратить внимание при решении этой задачи. Не стану приводить и комментировать их все, однако обратить внимание на некоторые из них все же следует.

Например, способ генерации страниц. Поскольку большинство CMS хранит информацию в базе данных, то по запросу клиента страницы генерируются на лету. При этом следует иметь в виду, что процесс обращения к серверу баз данных может занимать какое-то время, а при серьезной нагрузке на сервер это время может стать серьезной проблемой. Конечно, многое зависит от производительности сервера и эффективности серверного ПО, однако в большинстве случаев нагрузка до 10 тысяч хитов в сутки вряд ли будет заметной. При больших нагрузках, равно как и при критичности проекта к времени отклика на запрос, необходимо выбирать систему со встроенной возможностью предварительной генерации страниц или механизмов кэширования.

Поскольку выбираемая система призвана стать рабочим инструментом повседневного использования, следует обратить внимание на простоту и удобство ее интерфейса, особенности работы с изображениями, применении встроенных средств редактирования данных в формате HTML, наличию средств для подключения внешних редакторов HTML, процедуре работы со структурой данных, наличию средств для поиска информации.

Пристального внимания требуют также средства разработчика — обычно это набор шаблонов, функций и средства работы с ними. От того, насколько удачные решения использованы в CMS, зависит возможность привязки любого варианта дизайна к вашему сайту, расширение функциональности веб-сайта средствами самой системы. Эти процедуры должны быть описаны в документации и для их использования не должно требоваться высокой квалификации технического персонала.

Для правильной оценки первоначальных затрат и определения стоимости дальнейшей поддержки веб-сайта необходимо ознакомиться с требованиями к программному и аппаратному обеспечению системы. Так, стоимость операционной системы, сервера баз данных, сервера приложений может на несколько порядков превышать стоимость самой CMS. Кроме того, реально следует оценивать возможность хостинга CMS на нестандартной платформе.

Во многих крупных проектах от CMS требуются также средства для организации взаимодействия рабочей группы, часто — достаточно большого коллектива сотрудников, в обязанности которых входит проверка, редактирование, публикация материалов на веб-сайте и обеспечение процессов движения публикаций (WorkFlow).

В рамках журнальной статьи сложно рассмотреть все аспекты выбора и использования систем управления веб-контентом, равно как и сделать полный и качественный обзор существующих на рынке систем. Поэтому в обзор включены системы, предлагающие наиболее характерные, с точки зрения автора, решения в данной области. Решения от лидеров рынка ИТ-индустрии, а также решения на различных типовых платформах.

Documentum

Documentum — один из лидеров рынка; ориентирована на реализацию распределенных информационных систем и систем управления корпоративными знаниями крупных предприятий. Она поддерживает большинство популярных операционных систем (Windows NT/2000, Sun Solaris, HP UNIX, Linux, AIX) и СУБД (MS SQL, Oracle, DB2, Sybase). Использует XML для представления данных. Редактирование данных возможно с помощью привычных текстовых редакторов и шаблонов, в том числе и MS Office. Поскольку сейчас нет возможности объективно рассмотреть сильные и слабые стороны Documentum (этому можно посвятить отдельную публикацию), скажу лишь, что это мощное и дорогостоящее решение, предназначенное для автоматизации управления не только веб-сайтами, но и многими другими аспектами деятельности предприятия.

Lotus QuickPlace

Lotus QuickPlacehttp — решение от IBM/Lotus, надстройка над знаменитыми продуктами Lotus Notes & Domino. Предназначена для создания небольших сайтов, организации коллективной работы и создания виртуальных офисов. Среди особенностей, о которых стоит упомянуть,— предоставляемые системой богатые возможности импорта документов и конвертации их в HTML. В том числе и из MS Word. К недостаткам следует отнести достаточно жесткую функциональность и структуру сайта, ограничения в выборе дизайна. Кроме того, при выборе этой системы следует иметь в виду, что ее стоимость включает стоимость серверной и клиентской части базовых продуктов. Это решение стоит использовать компаниям, для которых важны удобство и надежность групповой работы над публикациями. В описании особенностей системы на сайте сделан упор на возможность мгновенной организации виртуальных офисов. Серьезным плюсом при выборе Lotus QuickPlace будет уже сформированная инфраструктура рабочих мест на платформе Lotus Notes и отсутствие требовательности к дизайну.

CimWebCenter

CimWebCenterhttp — продукт украинской компании CiM. Предназначен для разработки и сопровождения как небольших веб-сайтов, так и крупных корпоративных и информационных порталов. Система позволяет разграничивать права доступа к разделам сайта между членами административной группы. Имеет возможность редактирования данных как во встроенном WYSIWIG html-редакторе, так и в любых внешних редакторах, например: Frontpage, Dreamweaver, HotDog, включая MS Word. Удобный эргономичный интерфейс напоминает традиционный «Проводник» Windows. Позволяет управлять структурой сайта, копировать и перемещать отдельные объекты и папки с публикациями. Шаблоны настраиваются на любой вариант дизайна. Имеется возможность использования большого количества встроенных функций API, а также расширения функциональности за счет функций собственной разработки. CimWebCenter использует наиболее распространенную среди провайдеров хостинговых услуг платформу. Существует в инсталляциях для FreeBSD, Linux, Windows NT/2000. Использует веб-сервер Apache и PHP. В качестве СУБД применяется MySql.

UlterSuite

UlterSuitehttp — российская система, важными достоинствами которой является отсутствие ограничений на дизайн и полная совместимость с версиями браузеров (IE, NN, Opera). Использует технологии JAVA, благодаря которой является кросс-платформенной, с SQL-серверами работает через JDBC.

DynaSite

DynaSitehttp — продукт российской компании «Рексофт», предназначен для разработки и сопровождения сайтов любой сложности, имеет компонентную структуру. В требованиях к программному обеспечению обозначена операционная система Windows NT/2000; может использовать любой поддерживающий CGI, ISAPI или NSAPI веб-сервер; из СУБД работает с Sybase Adaptive Server или MS SQL Server. Обратите внимание на то, что система требует использования специального сервера приложений ColdFusion 4.x и более поздних версий.

Q-Publishing 6.0

Q-Publishing 6.0 — продукт компании Quantum Art. Разработчики обещают рекордно короткие сроки создания сайта. Имеется возможность формирования неограниченного числа групп, члены которых будут выполнять определенные обязанности и обладать различными правами при создании, форматировании и доставке динамического контента. Система разработана на основе технологии ASP и базы данных MSSQL. Операционная система, конечно, Windows NT/2000.

Краткая историческая справка

Когда в 1989 году Тим Бернерс-Ли разработал технологию гипертекстовых документов — World Wide Web, вряд ли он предполагал размах грядущей популярности этого сервиса. Так сложилось, что именно благодаря ему в сеть пришли люди, не знающие команд Unix. Когда после приватизации интернета в 1995 году, в Сети начали появляться первые порталы — Yahoo!, Lycos, Infoseek, Excite — интернет воспринимался как большая библиотека. Именно поэтому поиск в Сети был основной, если не единственной, полезной функцией этих популярных сайтов. Но с ростом популярности менялась и сфера использования интернета. Из библиотеки, часто с запыленными стеллажами, Сеть стала источником свежих новостей, набором полезных сервисов; вторглась она и в бизнес компаний. Так набор переплетенных гипертекстовыми ссылками страниц превратился в полноценный программный продукт, не менее сложный и функциональный, чем традиционный. Что же касается интерфейса, то он не уступал, а во многом стал более удобным и гибким, чем оконный интерфейс Windows.

Литература

[1] Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием.
[2] Романов Д.А., Ильина Т.Н., Логинова А.Ю. Правда об электронном документообороте.— ДМК Пресс.— 2002.
[3] Как правильно выбрать систему управления сайтом.— Римейк.ру.
[4] Андрей Акопянц. Системы управления Web-контентом // Мир электронной коммерции, 2000.— № 2.
[5] Рынок ПО: веб-контентом нужно уметь управлять.— РБК софт.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...